Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"
статья (чтение) по теме

Кулагина Наталья Александровна

Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по литературному чтению. Заключительный урок по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (УМК «Школа России»)

Автор: Кулагина Наталья Александровна,

учитель начальных классов

Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения

Цель: распространение опыта работы учителя  по  внедрению  проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения

Оборудование: проектор

План проведения: 

1.Актуализация выбора темы.

2.Практическая часть.

3.Рефлексия.

Ход мастер-класса

1.Актуальность темы

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

 В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

  1. мыслительных умений и навыков;
  2. анализ и выделение главного;
  3. сравнение, обобщение и систематизация;
  4. определение и объяснение понятий;
  5. конкретизация; доказательства и опровержения;
  6. умения видеть противоречия;
  7. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  8. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Основные этапы исследования: 

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  4. Сбор материала.
  5. Анализ и обобщение полученных данных.
  6. Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
  7. Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Я  работаю по УМК «Школа России». Обучение по комплекту «Школа России» позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.

2.Фрагмент урока.

Это заключительный урок по изучению «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.

Формы работы: фронтальная, групповая

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фронтальная работа

  1. На протяжении нескольких уроков мы работали со «Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы.
  2. К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина?


  1. Что было первоисточником данной сказки?




  1. Эту сказку вы прочитали  дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок?

Работа в группах

  1. Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок.


  1. Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.




  1. Вторая группа: Найдите сходства.




  1. Третья группа: Найдите отличия.






  1. Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?




  1. Что  больше всего поразило в сказке А.Пушкина?

Домашнее задание

- Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился.

или

- Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию.

Индивидуальное задание.

Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки.




  1. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка.


  1. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»


  1. В этих сказках есть как сходства, так и отличия.






  1. Выступление первой группы.

Типичными элементами сказки являются  троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.

  1. Выступление второй группы.

Сходства сказок: три девицы, женился на  младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.

  1. Выступление третьей группы.

Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич,  у А.Пушкина- один сын, в РНС-з сына, в «Сказке…» наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали(РНС)- простили.


Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но  в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается.



Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем.


Этот ответ стал толчком к написанию индивидуального проекта  «Роль бочки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Приложение 1)

3.Рефлексия.

В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы.

Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .

Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

« Проектная деятельность на уроках литературного чтения»

Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.Проект – это : «брошенный вперёд»...

«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»

1.        Значение исследования для развития универсальных учебных действий.2.        Описание мастер-класса.2.1.   Имит...

Групповая форма учебной деятельности на уроках литературного чтения

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения п...

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Древние римляне считали, что корень учение горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у дет...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...