«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

1.        Значение исследования для развития универсальных учебных действий.

2.        Описание мастер-класса.

2.1.   Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности.

2.2.  Практическая работа «Составление фрагмента урока чтения».

3. Описание технологии проведения рефлексии

4.        Приложения.

Приложение № 1 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Секреты свитка».

Приложение № 2 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Музейный дом».

Приложение № 3 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 2. Толковый словарик».

Приложение № 4 «Страницы хрестоматии по окружающему миру «Н. А. Чуракова. Иллюстрированный словарик».

Приложение № 5 «Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований».

Приложение № 6 «Этапы подготовки исследования на уроке».

Приложение № 7 «Лист для проведения рефлексии».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Форум «Образование Братск – 2012»

Конкурс «Лучший педагог, внедряющий инновационные технологии»

МАСТЕР-КЛАСС

«Исследовательская деятельность, на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»

Полякова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Братск, 2012

Содержание.

  1. Значение исследования для развития универсальных учебных действий.
  2. Описание мастер-класса.
  1.  Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности.
  2. Практическая работа «Составление фрагмента урока чтения».

3. Описание технологии проведения рефлексии

  1. Приложения.

Приложение № 1 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Секреты свитка».

Приложение № 2 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Музейный дом».

Приложение № 3 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 2. Толковый словарик».

Приложение № 4 «Страницы хрестоматии по окружающему миру «Н. А. Чуракова. Иллюстрированный словарик».

Приложение № 5 «Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований».

Приложение № 6 «Этапы подготовки исследования на уроке».

Приложение № 7 «Лист для проведения рефлексии».

  1. Значение исследования для развития личностных универсальных учебных действий.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образование становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Цель проведения мастер-класса: привлечь внимание к проблемно-поисковым методам обучения и познакомить с приёмом организации исследования на уроках литературного чтения. (Слайд № 2)

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных учебных действий:

(Слайд № 3)

  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
  • самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений эмоционально-действенной идентификации;
  • основ гражданской идентичности путём знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов, мнений.

Свой опыт по формированию универсальных учебных действий я представляла на городском Фестивале педагогических идей в прошлом учебном году.

(Слайд № 4)

Участие в подобных мероприятиях позволяет постоянно накапливать профессиональный опыт, добиваться определенных достижений в работе. Дети моего класса  участвуют в школьных  и всероссийских конкурсах. (Слайды № 5, 6, 7, 8)

Конечно, пока далеко не все ребята проявляют свои творческие способности, но меня радуют результаты диагностики. Из 23 опрошенных: 4 уровень (пик учебно-познавательной и социальной мотивации – 11 человек – 48 %, 3 уровень (нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы – 6 человек – 26 % ,  2 уровень (внешняя мотивация, социальная – одобрение) – 6 человек -  26 %.

Слайды № 9 и № 10 (работы детей и диаграмма «Опросник мотивации (автор Т. Л. Нежнова). Результаты»

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию приём, позволяющий организовать исследовательскую деятельность детей на уроках литературного чтения. Одним из самых трудных моментов при подготовке и проведении исследовательской работы на уроке мне представлялась организация исследования (как настроить детей, как обратить внимание на важные этапы работы, как обеспечить большую самостоятельность при выполнении и т. п.). Я назвала этот приём «Отправляемся в путешествие».  Не могу сказать, что сама идея «путешествия» среди педагогических находок новая. Я просто перенесла её в новые условия.  Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю сейчас игровую ситуацию, которая позволит вам сориентироваться и выполнить предлагаемое творческое задание – составление фрагмента урока (исследование). Итак, представьте, что вам нужно поподробнее изучить вопрос об исследовательской деятельности учащихся на уроке. Вы узнали о проводимом форуме и отправляетесь в дорогу. Чтобы что-то изучить, осмыслить, пережить надо самому пройти этот путь, то есть спланировать исследование на уроке чтения. В дорогу мы всегда тщательно собираемся и стараемся предусмотреть всё, чтобы путешествие доставило удовольствие. Сначала мы себе задаём вопрос « Что я узнаю, увижу, открою?» (Слайд № 11), затем определяем «Зачем это мне нужно?»(Слайд № 12), после выбираем направление  движения (Слайд № 13 «Дедуктивный и индуктивный тип исследования»). теперь надо продумать маршрут (Слайд № 14«Этапы исследования»). Перед отправкой вы собираете чемодан. Подумайте, что вы возьмёте с собой (Слайд № 15). А может вы любитель путешествовать налегке? Во время путешествия кто-то делает путевые заметки, чаще фотографии, видеосъёмки. По возвращению вы делитесь своими впечатлениями с родственниками, знакомыми, коллегами, привозите подарки сувениры, что-то выбрасываете. (Слайд № 16)

  1. Описание мастер-класса

2.1. Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности

Тот теоретический материал, который вы сейчас воспринимали постарайтесь включить в эту игровую ситуацию.

Что увидим? (Приём «Отправляемся в путешествие»)

Зачем? (Познакомиться, сравнить со своими приёмами, внести что-то своё)

Направление ( дедуктивный или индуктивный тип)

Маршрутный лист (этапы исследования)

Чемоданчик (что возьмём – материалы, которые есть у каждой группы)

 Всё ли мы предусмотрели? Как мы будем путем путешествовать (в одиночку или группой)

Путевые заметки (что трудно, что опасно, интересно), фотографии.

А я – ваш туроператор.

- А сейчас попробуем проиграть этот приём на материале учебника. Вы - ученики второго класса. У вас урок чтения по теме «С. Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц». (Слайд № 17)

- Вы только что прочитали сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане». Давайте обсудим, обменяемся мнениями об этой сказке.

(По вопросам учебника)

- Что же наблюдал Ёжик, сидя на горке под сосной? (Ответы)

- Какие слова в тексте подтверждают, что это было невероятно красиво? (Читают)

- А ещё какие? (Читают).

- Кто кроме Ёжика откликнулся на красоту? (Ответ подтверждают словами из текста)

- Посмотрите на условный значок. О чём он нам говорит? (Ответы) (Слайд № 18)

- Что увидим? (Картину Т. Мавриной «Полумесяц») (Слайд № 11)

- Зачем? (Ответы) (Слайд № 12)

- В каком направлении пойдём? («Идём»  в «Музейный дом») (Слайд 13)

- Планом вашего похода в «Музейный дом» будут вопросы на странице 99. (Слайд 14)

- Что возьмём? (Ответы) (Слайд 15)

- Как отправимся в «Музейный дом» - по одному, группой, в парах?

- Мне будет очень интересно услышать ваше мнение о картине, о том, показалось ли вам всё немножко сказочным? А ещё хочется узнать, услышали ли вы разговор дерева и гаража? Луны и зажженных окон домов?

Работа в группах.

- Показалось ли вам в лунном свете всё немножко сказочным. Почему?

- Какие разговоры вы услышали?

- А если бы вы всё это решили рассказать кому-нибудь, вам бы поверили?

- Произведения Сергея Козлова и Татьяны Мавриной похожи? Чем?

  1. Практическая часть. Составление фрагмента урока-исследования по теме «Секреты свитка».

(Группы работают с Приложениями)

Тема урока: Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка»

Цель: учить анализировать художественное произведение, обращать внимание на детали.

  1. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Воспринятый материал присутствующие оценивают и распределяют в группы «Чемодан» (это возьму, это мне пригодится), «Мясорубка» (это я возьму и переработаю), «Корзина» (это мне не понадобится).

                            Используемая литература и информационные ресурсы

  1. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. - № 4.
  2. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. – М., 1975.
  4. ns portal ru / skola / issledovatelskaya – rabota – v – nachalnoi – scole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"

Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"...

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения

В предлагаемый материал включен доклад на тему: "Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...