Обучение грамоте "Учение с увлечением"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Это приём обучения грамоте. Дети с удовольствием составляют предложения, с помощью кубиков делают звуковой и буквенный анализ слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_master_klass_hod_zanyatiya.docx153.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»

Районная педагогическая ассамблея

Мастер – класс

Обучение грамоте

«Через игру к знаниям»

Учитель высшей категории

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Волоколамский район

2012 – 2013 учебный год

 «Послушайте – и Вы забудете,

Посмотрите – и Вы запомните,

Сделайте – и Вы поймете»

Конфуций

   «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»  В.А.Сухомлинский

  Игровой момент на уроках позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка. Игра вызывает интерес и активность у детей, игра даёт возможность приобретать знания, заставляют думать, вспоминать пройденное и запоминать новое.

  Предлагаю рассмотреть всем знакомый методический приём на уроках обучения грамоте -  составление предложений и их графическое изображение,  составление слов,  звуко - буквенный анализ слов,  деление слов на слоги, перенос слов, но не с карточками, а  с помощью  кубиков.

  Звуко – буквенный анализ слов, который начинается в 1 классе – очень важная работа на все последующие годы учёбы в школе, вплоть до 11 класса, где вопросы фонетики стоят в заданиях по ГИА и ЕГЭ.

  Игра с кубиками на уроках обучения грамоте даёт возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.

  Во-первых, они дают возможность для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.

  Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных способностей.  

  В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. Работа с кубиками  всегда связана с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении.  Игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не истощаясь эмоционально.

  В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

  В- пятых, обучение и игра даёт положительный результат, если учитывать, что у первоклассников наступает быстрая утомляемость, рассеянность.

  В-шестых, это возможность каждого участвовать в работе.

  И, наконец, в-седьмых, работа с кубиками способствует развитию мелкой моторики пальцев.

  Цель уроков: обучать, развивать речь, мышление, память и фонематический слух.

    Я работаю в сельской школе, и многие дети, к большому сожалению, поступают в первый класс, не зная букв, не говоря о том, чтобы читали. С самого первого урока начинается кропотливая работа: знакомим со звуками и буквами, учим составлять предложения, проводим звуко-буквенный анализ слов. И во всёй этой работе – игра с кубиками - замечательная находка в обучении.

   Родители помогли оформить кубики. На одном кубике расположились  обозначения:

  1. гласный звук;
  2. согласный твёрдый;
  3. согласный мягкий;
  4. слог - слияние: согласный твёрдый и гласный;
  5. слог – слияние: согласный мягкий и гласный;
  6. условное обозначение слова;
  7. условное обозначение слова с заглавной буквы;
  8. условное обозначение слова с точкой в конце.

 Я покажу несколько этапов работы с кубиками.

  1. Слайд 1- титульный лист
  1. Подготовка к восприятию нового материала
  1. Слайд 2- загадка
  2. Слайд 3 – беседа о любимых персонажах.

- Как зовут этих сказочных персонажей?  (Крокодил Гена и Чебурашка)

- Вы рады встрече с ними? Любите смотреть про них мультфильмы?

- А кто придумал сказку про этих зверей?   (Эдуард Николаевич Успенский)

- Правильно! Этот автор написал много интересного для детей.

  1. Слайд 4 – фото Э.Н.Успенского и обложки  его книг.

- Что можно сказать о Крокодиле Гене и Чебурашке? Какие они?

( добрые, заботливые, смешные, верные)

- Правильно! И нам всем нужно научиться дружить, как эти сказочные герои.

Релаксация. Протянем друг другу руки и пожелаем успехов и хорошего настроения!

  1. Работа с предложением.
  1. Слайд 5 – составление предложений по картинке. Песня «Пусть бегут неуклюже»

-Давайте составим предложения по этой картинке.

- На чём играет Крокодил Гена?

(Крокодил Гена играет на гармошке)

- Чётко проговаривая каждое слово, хлопаем в ладоши, чтобы определить количество слов в предложении.

 ______    ______    _______    _______    ________

-Сколько хлопков? (5) -Значит  сколько слов в предложении? ( 5 слов)

Сейчас наши кубики нам помогут составить графически наше предложение. Но сначала вспомним правила написания предложения:

  1. - начало предложения пишем с заглавной буквы;
  2. - слова в предложении пишутся раздельно;
  3. - имена  пишем с заглавной буквы;
  4. - в конце предложения ставим точку.

Задание: составьте графически предложение:

Крокодил Гена играет на гармошке.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? Исправьте ошибки.

  1. Слайд 6 – схема предложения. Прочитаем предложение, указывая на условные обозначения.

Оценка деятельности. Оцените себя. Дети показывают смайлики.

                     У меня все получилось!

                   

                                  У меня возникали трудности!

                                                                                                       

                                                             

                                                                Я не справился с заданием!

                                                                 

  1. Слайд 7 – самостоятельное составление предложения графически.

- А что ещё делает Крокодил Гена?

(Крокодил Гена поёт песню.)

- Составьте предложение графически самостоятельно, вспоминая правила написания предложения.

  1. Слайд 8 - проверка самостоятельной работы.

Оценка деятельности.

  1. Звуковой и буквенный анализ слов.

 - Назовите третье слово из предложения  (поёт)

-Наша задача – составить из кубиков это слово с помощью звуков.

- Произнесём слово по слогам.  - Назовите первый слог -  (па)

Это слог – слияние.

- Как произносим первый звук? (твёрдо), значит это твёрдый согласный.

- Как его обозначим? (синим цветом)

- Назовём второй звук. Как его обозначим? (красным цветом)

 -Составим первый слог- слияние

- Произнесите второй слог -  (ёт)

         - Назовите первую букву (ё)

         - Что мы о ней знаем, если она стоит после гласной?

            (после гласной даёт два звука (й-о)

         - Звук (й), какой он? ( согласный, мягкий, звонкий)

         – Как обозначим? (зелёным)

         -Какой слышим следующий звук? (о)

         -Какой это звук? (гласный)

         - Как обозначим?(красным)

        Это слияние мягкого согласного звука с  гласным.

        - Составим слог – слияние.

- Произнесём последний звук (т)

- Какой это звук? (согласный, твёрдый )

- Как его обозначим? (синим цветом)

Задание : составьте слово (поёт)

  1. Слайд 9

-Проверим, как должно получиться.

                 - Оцените свою работу.

  1. Деление слов на слоги.
  1. Слайд 10.

1. Картинка с изображением снегиря

- Кто это? (снегирь)

- Составим графически  слово.

- Сколько в слове гласных? (2)

- Как определить, сколько в слове слогов?

(сколько гласных, столько и слогов)

- Разделите слово на слоги. – Вот так можно перенести слово на письме.

- Поставим ударение в слове,

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

                                                                                                                     

                                                  сне – гирь

- Проверим. –Оцените свою работу.

2. Работа в паре. (даны картинки)

  1. Придумаем  слова  по схеме.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                     

(зима, лето, сено, Зина, перо, небо…)

                                                (конь, соль, тюль, дочь, ночь, печь)

  1. Дать характеристику звуков по схеме

Составим схему слова  по картинке и дадим характеристику звукам.

 

Работа в паре.

  1. Заключение.

Подводя итог, хочу сказать словами Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем » 

  Работа с кубиками продолжается и на уроках русского языка в 1 классе. Дети с удовольствием работают, это помогает им успешно овладевать знаниями.   И этот известный методический приём, используемый мною, но обыгранный с кубиками, приносит положительный результаты, а мы и работаем на результат. Это и есть цель каждого учителя.

                                   Активный интерес в глазах детей.

                                   Азарт, улыбки – это так прекрасно!

                                   Нет ничего счастливее минуты сей –

                                   И понимаешь, что трудился не напрасно!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение - увлечение или наказание?

«ЧТЕНИЕ - УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Материал по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе ...

Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"

Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...

Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.

На данном мероприятии  подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...

Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.

На данном мероприятии  подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...

Обучение с увлечением

Сборник предметных викторин для младших школьников...

"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов

В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...

Рабочая программа по курсу «Обучение с увлечением» ( русский язык) для второго класса

Рабочая программа по курсу «Обучение с увлечением» ( русский язык) для второго класса  составлена на основе авторской программы «Русский язык с увлечением» составите...