"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов
учебно-методический материал по математике по теме

Киселева Ирина Алексеевна
В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и психического развития, что в совокупности определяет его школьную зрелость Данные методические рекомендации построены с учетом психофизиологических и морфофункциональных особенностей детей 6 лет. Психологами установлено, что дети в возрасте 5-7 лет могут сохранять активное внимание всего 15-20 минут. Поэтому данные занятия рассчитаны не более, чем на 20-25 минут. Занятия, проводимые с детьми до школы, преследуют цели: 1) совершенствование тонкой ручной моторики и артикуляции; 2) активизация процессов памяти, внимания, мышления; 3) развитие и совершенствование фонематических процессов; 4) развитие самостоятельности и активности детей. Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему неинтересно и не нужно. Поэтому на занятиях широко используются занимательные упражнения и задания развивающего характера, а также дидактические игры. Важно, чтобы обстановка на занятиях была доброжелательной. Педагог должен радоваться и переживать вместе с детьми, проявлять доброту, сердечность, видеть процесс роста ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_s_uvlecheniem.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области

Управление образованием администрации г. Владимира

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13 г. Владимира

Обучение с увлечением

Методические рекомендации

для учителей начальных классов.

                                                   

                                                                                           Разработал учитель высшей                                   квалификационной категории                               средней школы №13

                                                                                           Киселева И. А.

Владимир 2012

Пояснительная записка.

В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и психического развития, что в совокупности определяет его школьную зрелость

Данные методические рекомендации построены с учетом психофизиологических и морфофункциональных особенностей детей 6 лет.

Психологами установлено, что дети в возрасте 5-7 лет могут сохранять активное внимание всего 15-20 минут. Поэтому данные занятия рассчитаны не более, чем на 20-25 минут.

Занятия, проводимые с детьми до школы, преследуют цели:

  1. совершенствование тонкой ручной моторики и артикуляции;
  2. активизация процессов памяти, внимания, мышления;
  3. развитие и совершенствование фонематических процессов;
  4. развитие самостоятельности и активности детей.

Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему неинтересно и не нужно.

Поэтому на занятиях широко используются занимательные упражнения и задания развивающего характера, а также дидактические игры.

Важно, чтобы обстановка на занятиях была доброжелательной. Педагог должен радоваться и переживать вместе с детьми, проявлять доброту, сердечность, видеть процесс роста ребенка.

Занятие № 1.

Тема: Счет предметов.

Цели: 

1. Развивать умения детей вести счет.

2.Учить практически выполнять счет предметов, используя количественные и порядковые числительные.

3.Развивать интеллектуальные способности детей.

Оборудование:

1.Пять игрушек.

2.Набор геометрических фигур (у каждого ребенка).

3.Рисунки с пирамидами (у каждого ребенка).

4.карточки с условными обозначениями.

Ход занятия.

1.Сообщение цели занятия.

   -А кто из вас умеет считать?

2.Счет предметов.

На полке стоят игрушки: рыбка, кукла, котенок, заяц, птичка.

-Что вы видите на полке?

-Сколько всего игрушек?

-Как вы узнали, что игрушек пять?

-Проверим, так ли это.

Один ребенок указывает на игрушки указкой, а остальные считают вслух.

-Какая по счету стоит рыбка?

-Кто стоит на 4 месте?

-Какой по счету с конца стоит кукла

-Сосчитай игрушки, начиная с птички. Сколько?

-Почему количество игрушек не изменилось?

Дети закрыли глаза, учитель поставил еще одну игрушку.

-Что изменилось? Счет про себя, а потом вслух.

3.Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише,тише,тише.

Деревцо все выше,выше!

4.Работа над новым материалом.

Положи перед собой столько кружков, сколько ушей у одного зайца.

Положи во второй ряд столько квадратов, сколько лап у одного котенка.

Положи столько треугольников, сколько крыльев у трех птичек.

-Каких фигур больше, каких фигур меньше?

5.Игра «Помоги Незнайке.»

Учитель показывает рисунок Незнайки.

-Вы знаете, кто это?

-Почему ему дали такое имя?

-Незнайка сосчитал сколько частей у этой пирамиды(показ) и у него получилось восемь.

Давайте проверим, правильно он сосчитал или нет?

-Сколько же частей у этой пирамиды? (7)

6. Работа над правильной постановкой руки.

У каждого ребенка рисунок пирамиды. Дети должны раскрасить ее в соответствии с условными знаками, которые показывает учитель.

+  красный,       синий,       ^    желтый,       зеленый,      -  коричневый.

Занятие№2.

Тема: Сравнение групп предметов. Отношение «больше», «меньше», «столько же».

Цели: 

1.Научить детей выяснять, в какой из двух групп предметов больше (меньше) или столько же.

2.Закреплять умение выполнять счет предметов.

3.Развивать интеллектуальные способности детей.

Оборудование:

1.Три игрушки.

2.Набор геометрических фигур.

3.  Рисунок с изображением Буратино.

4.Рисунки с медведем для раскрашивания.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Повторение

Учитель показывает гостя - Буратино. Буратино принес загадки.

Учитель загадывает загадки, дети отгадывают. На полке появляются игрушки-отгадки.

1.    У кого усатая морда полосатая,

      Спинка,словно мостик,

      За мосточком-хвостик?  (Кот)

2.   На спине иголки длинные и колкие,

      А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног.   (Еж)

3.   Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.  (Петух)

-Сколько всего игрушек на полке?

-Кто стоит на первом месте?

-Кто стоит перед петухом?

-Кто стоит между котом и петухом?

-Кто из этих животных лишний? Почему?

3.Работа над новым материалом.

Положи в первый ряд столько красных квадратов, сколько ушей у двух котов. Во второй ряд положи столько синих квадратов, сколько клювов у пяти петухов.

-Каких квадратов больше?

-Как это можно узнать не считая предметы?

-Что можно сказать о количестве красных квадратов?

-Что можно сказать о количестве синих квадратов?

-Что нужно сделать, чтобы красных квадратов стало столько же, сколько синих? (два способа).

4.Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

5.Задание на развитие логического мышления.

На елке висят три фонарика: синий, желтый, красный. Синий фонарик висит не на нижней ветке. Над ним висит желтый фонарик. Раскрась фонарики в нужном порядке.

У каждого ребенка рисунок с изображением фонариков. Дети закрашивают их цветными карандашами.

Занятие№3.

Тема: Пространственные представления. Числа 1 и 2.

Цели: 

1.Научить детей определять местоположение предметов в пространстве.

2. Познакомить детей с образованием числа 2.

3.Развитие тонкой моторики рук.

Оборудование: 

1.Набор геометрических фигур.

2.Рисунки с изображением медведя.

3. Рисунок с изображением Кота в сапогах.

Ход занятия.

1.Разминка.

Солнце светит днем, а луна…

Мы ужинаем вечером, а завтракаем….

Мама уходит на работу утром, а возвращается….

С какого месяца начинается год?

2. Счет «цепочкой».

Назовите числа от 1 до 5, от 3 до 7, от 6 до 10.

Счет в обратном порядке: от 4 до 1, от 8 до 3, от 9 до 5.

3. Работа над новым материалом.

а) Игра «Составь узор».

Положи зеленый кружок так, чтобы он был выше красного квадрата, но ниже синего треугольника. Справа от зеленого кружка положи желтый треугольник. Слева от зеленого кружка положи желтый квадрат.

- Сколько зеленых кружков перед вами? Учитель показывает карточку с цифрой 1.
- Сколько желтых фигур перед вами? Учитель показывает карточку с цифрой 2.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2.

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

б) Закрепление.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением Кота в сапогах.

- Вы знаете кто это?

- За что мы его любим?

- Какие предметы изображены на рисунке по одному?

- Каких предметов два?

4. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

5. Закрепление знания цифр 1 и 2. У детей рисунки с изображением медведя. Дети раскрашивают медведя в соответствии с указанными цифрами, предварительно разгадав загадку.

Хозяин лесной просыпается весной, а зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.

 

Занятие №4.

Тема: Числа 1, 2, 3. Цифра 3.

Цели: 

1.Познакомить детей с образованием числа 3.

2. Научить правильно соотносить цифры с полученным числом предметов.

3.Развивать память, логическое мышление, речь детей.

Оборудование: 

1.Счетный материал: 5 зайцев.

2.Набор геометрических фигур.

3.Рисунок с изображением светофора.

 4. Рисунки с изображением белки (у каждого ребенка на столе).

Ход занятия.

1.Разминка.

-Назови третий день недели.

-Какой день недели был вчера?

-Сколько месяцев в году?

-Назови три любых города.

2. Счет предметов.

К двум зайчатам в час обеда прискакали 3 соседа. В огороде зайцы сели, по одной морковке съели. Кто считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?

На наборном полотне появляются зайцы.

3. Работа над новым материалом.

Положите перед собой 1 желтый квадрат. Учитель обозначает это число цифрой 1.

Рядом с желтым квадратом положите столько же красных.

-Сколько стало квадратов? Учитель обозначает это число цифрой 2.

-Как получилось два квадрата?

Положите рядом еще один квадрат. Сколько стало квадратов? Как получилось?

Учитель показывает карточку с цифрой 3.

-Сколько сигналов у светофора?

Учитель показывает рисунок с изображением светофора.    

-А что обозначает каждый сигнал?

4. Разучивание стихотворения.

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофера.

Красный свет – проезда нет.

Желтый – будь готов к пути.

А зеленый свет – кати!

5. Физкультминутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

6. Закрепление изученного материала.

Отгадайте, кто сегодня у вас в гостях?

Загадка: Кто с высоких толстых сосен

В нас пустую шишку бросил? (Белка)

-Назовите первый звук в слове «белка».

-Какие еще слова начинаются на звук «б»? (Дети называют)

На столах у детей рисунки с изображением белки. Дети раскрашивают рисунок в соответствии с указанными цифрами.

Если дети знают буквы, можно составить слово «белка» из букв на магнитной доске.

Занятие № 5.

Тема: Счет предметов. Число 4. Решение задач.

Цели: 

1.Совершенствовать умение вести счет предметов.

2.Познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой.

3.Развивать мыслительные операции, творческие способности и речь детей.

Оборудование: 

1. Иллюстрации с изображением времен года.

2. Две корзинки и четыре морковки.

3. Набор геометрических фигур.

4.Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.

5.У каждого ребенка рисунок с изображением совы.

Ход занятия.

1.организационный момент.

2. Разминка.

-Какие вы знаете времена года?

-В какое время года к нам прилетают ласточки, грачи, стрижи?

-Когда наступает Новый год?

-Какое время года наступает после зимы, после весны?

-Что бывает раньше: зима-весна? Осень-лето?

-Когда падает снег?

-Какое время года сейчас?

-Сколько всего времен года?

-Где еще мы встречаемся в жизни с числом 4? ( Ответы детей)

Учитель читает стихотворение.

Четыре в комнате угла, четыре ножки у стола

И по четыре ножки у мышки и у кошки!

3. Работа над новым материалом.

Положите перед собой столько треугольников, сколько месяцев продолжается весна.

-Как сделать, чтобы их стало 4?

-Какой цифрой можно обозначить это число?

Расставь цифры по порядку: 2, 1, 4, 3.

4. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом, (ходьба)

Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают (взмах руками).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

5.Решение задачи.

У меня 4 морковки. Как их можно разложить в две корзинки?

Дети показывают разные способы.

6. Работа с рисунком.

-Попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Днем она не видит, значит не обидит.

Все глаза огромные видят ночью темною. (сова)

-Какой первый звук в слове «сова»?

-Названия каких птиц начинаются на этот же звук? (Дети называют)

У детей на столах лежат рисунки с изображением совы. Они раскрашивают рисунки в соответствии с указанными цифрами.

Дети, которые знакомы с буквами, составляют слово «сова» из букв на магнитной доске.

Занятие № 6.

Тема: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Число 5.

Цели:

1.Познакомить детей с образованием числа 5.

2. Научить сравнивать число 5 с предыдущими числами.

3.Дать представление об отношениях «длиннее», «короче».

4.Развивать логическое мышление, память.

Оборудование: 

1.Карточки с цифрами 1,2,3,4,5.

2. Набор геометрических фигур.

3.Карточки с буквами К, Н, Г, И, А.

4. Рисунки с изображением петуха.

Ход занятия.

1.Разминка.

а) Красная лента длиннее желтой, но короче зеленой. Какая лента самая длинная, какая самая короткая?

б) Назови пятый день недели.

в) Сколько букв в слове «книга»? Давайте составим это слово на магнитной доске.

Назовите первый звук этого слова. Назовите последний звук.

2. Работа над новым материалом.

Положи перед собой столько синих кружков, сколько ножек у стола.

-Как сделать, чтобы их стало 5?

-Как получилось число 5?

Положите во второй ряд 5 красных кружков.

-Каких кружков больше: синих или красных?

3. Игра «Где мое место?»

Пятеро детей получают карточки с цифрами 1-5.

По команде учителя дети должны построиться в ряд. После этого дети хором считают от 1 до 5.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

5.Закрепление.

-Сколько пальцев на одной руке?

Учитель читает стихотворение, а дети показывают соответствующие пальцы.

Пять пальцев на своей руке

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой,

Называется большой.

Палец второй-указчик старательный.

Не зря называют его указательный.

Третий палец как раз посредине.

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший - любимец.

По счету он пятый, зовется мизинец.

6. Работа с рисунком.

Дети отгадывают загадку.

Не воин, а со шпорами,

Не сторожем стоит,

А всех рано будит. (Петух)

У каждого ребенка на столе рисунок с изображением петуха.

Дети раскрашивают рисунок в соответствии с указанными цифрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для учителей начальных классов по сохранению и укреплению зрения учащихся.

В рекомендациях по сохранению и укреплению зрения учащихся собран разнообразный материал для работы с детьми. Это и требования СанПин по соблюдению норм освещения, размещения мебели, цветовая гамма и ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Методические рекомендации для учителя начальных классов по реализации гендерного обучения и воспитания

Методические рекомендации  для учителя начальных классов по реализации гендерного обучения и воспитания...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Выступление на РМО по теме:Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения»

Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучени...