Главные вкладки

    Проверочные работы по разделу "Басни"
    тест по чтению (3 класс) на тему

    Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

    Проверочные работы могут быть использованы учителями начальных класов на уроках литературного чтения любго УМК. Заданяи проверочных работ предполагают проверку умения учащихся определять мораль в басне, самостоятельно формулировать мораль к басне.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proverochnaya_basnya.docx13.2 КБ
    Файл basni.docx24.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    _____________________________Фамилия, имя

    1. Прочитай. Выполни задания.

    ГАЛКА И КУВШИН

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

    (Л. Толстой)

    1. В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи.
    2. Какой может быть мораль этой басни: Нужную букву обведи

     а) галка – очень умная птица;

     б) из любой сложной ситуации есть выход?
    3. Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни: Нужную букву обведи.

    а) терпение и труд все перетрут;

    б) не плюй в колодец – пригодится воды напиться?

    1. Прочитай басню Эзопа. Напиши к ней мораль

    Кошка и куры

    Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только когда тебя нет поблизости".

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Напиши басню к морали.

    Берись за то ,к чему ты сроден ,коль хочешь, чтоб в делах успешен был 

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    _________________________Фамилия, имя

    №1

    ОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

    Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил:
    "Совсем бы я ума решился*, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался бы за добычей, которой и не видать".
    Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

    (Эзоп)

    Задания

    1. Прочитай басню вполголоса и про себя.

    2. О чем рассказывает автор басни: а) о сложных взаимоотношениях птиц; б) о том, что нужно ценить то малое, что имеешь. Нужную букву обведи.

    3. В этой басне Эзопа есть мораль? Где же она? Найди и подчеркни это место в тексте.

    4. Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни: а) Слово не воробей – вылетит, не поймаешь; б) Лучше синица в руке, чем журавль в небе; в) Цыплят по осени считают. Нужную букву обведи.

    №2

    Прочитай басню И.А.Крылова «Орёл и Пчела». Придумай и запиши к ней мораль

     Увидя, как Пчела хлопочет вкруг цветка,

       Сказал Орёл однажды ей с презреньем:

       “Как ты, бедняжка, мне жалка,

       Со всей твоей работой и с уменьем!

       Вас в улье тысячи всё лето лепят сот:

       Да кто же после разберёт

       И отличит твои работы?

       Я, право, не пойму охоты:

       Трудиться целый век и что ж иметь в виду?..

       Безвестной умереть со всеми наряду!

       Какая разница меж нами!

       Когда, расширяся шумящими крылами,

       Ношуся я под облаками,

       То всюду рассеваю страх:

       Не смеют от земли пернатые подняться,

       Не дремлют пастухи при тучных их стадах;

       Ни лани быстрые не смеют на полях,

       Меня завидя, показаться”.

       Пчела ответствует: “Тебе хвала и честь!

       Да продлит над тобой Зевес1 свои щедроты!

       А я, родясь труды для общей пользы несть,

       Не отличать ищу свои работы,

       Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

       Что в них и моего хоть капля мёду есть”.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    _________________________Фамилия, имя

    №1

    ВОЛК И КОЗА

    Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:
    – Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
    А коза и говорит:
    – Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

    (Л. Толстой)

    Вопросы и задания

    1. Каков жанр этого произведения?

    а) Сказка;
    б) рассказ;
    в) басня.

    2. Какие качества свойственны героям? Соедини стрелками подходящие.

    Волк

    хитрость
    доверчивость
    мудрость
    леность
    осторожность

    Коза

    3. Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.

    4. Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого текста?

    а) Не пойман – не вор.
    б) На чужой каравай рот не разевай.
    в) Где ум, там и толк.

    №2

    Прочитай басню И.А.Крылова «Щука и Кот». Придумай и запиши к ней мораль

              Зубастой Щуке в мысль пришло

             За кошачье приняться ремесло.

             Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,

             Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

             Но только вздумала Кота она просить,

             Чтоб взял её с собой он на охоту,

             Мышей в анбаре половить.

             “Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

             Стал Щуке Васька говорить. –

             Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

             Недаром говорится,

             Что дело мастера боится”. –

             “И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!

             Мы лавливали и ершей”. –

             “Так в добрый час, пойдём!” Пошли, засели.

             Натешился, наелся Кот,

             И кумушку проведать он идёт;

             А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,

             И крысы хвост у ней отъели.

             Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,

             Кум замертво стащил её обратно в пруд.

             И дельно! Это, Щука,

             Тебе наука:

             Вперёд умнее быть

             И за мышами не ходить.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    _________________________Фамилия, имя

    №1

    СОБАКА С КУСКОМ МЯСА

    Собака с куском мяса в зубах перебиралась через речку и увидела в воде своё отражение. Она решила, что это другая собака с куском побольше, бросила своё мясо и кинулась отбивать чужое. Так и осталась она без того и без другого: одного не нашла, потому что его не было, другое потеряла, потому что его унесла вода.
    Нельзя быть жадным.

    Вопросы и задания

    1. Прочитай произведение тихо, вполголоса.

    2. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ:

    а) народная сказка;
    б) рассказ;
    в) басня;
    г) авторская сказка.

    3. Собака в данном произведении олицетворяет:

    а) злобу и хитрость;
    б) зависть;
    в) лень и беспечность;
    г) жадность.

    4. Подчеркни самые главные строчки в тексте.

    5. Какая пословица отражает смысл этой истории:

    а) «Мал золотник, да дорог»;
    б) «От горя хоть в море, а от беды – в воду»;
    в) «От беды бежал, да на другую напал»;
    г) «За чужим погонишься – своё потеряешь».

    6. Как ты думаешь, кто является автором произведения?

    а) Эзоп;
    б) И.А. Крылов;
    в) это произведение народное.

    №2

    Прочитай басню И.А.Крылова «Мартышка и очки». Придумай и запиши к ней мораль

              Мартышка к старости слаба глазами стала;

             А у людей она слыхала,

             Что это зло ещё не так большой руки:

             Лишь стоит завести Очки.

             Очков с полдюжины себе она достала;

             Вертит Очками так и сяк:

             То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

             То их понюхает, то их полижет;

             Очки не действуют никак.

             Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,

             Кто слушает людских всех врак:

             Всё про Очки лишь мне налгали;

             А проку на волос нет в них”.

             Мартышка тут с досады и с печали

             О камень так хватила их,

             Что только брызги засверкали.

    _______________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________Фамилия, имя

    №1

    МУРАВЕЙ И ЖУК

    В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корма. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корма».

    Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

    1. Прочитай текст тихо, вполголоса.

    2. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ:

    а) народная сказка;

    б) рассказ;

    в) басня;

    г) авторская сказка.

    3. Жук в данном произведении олицетворяет:

    а) злобу и хитрость;

    б) зависть;

    в) лень и беспечность.

    4. Автор призывает читателя:

    а) правильно веди себя в жаркое время года;

    б) прочитай этот забавный случай и улыбнись;

    в) не обращай внимания на завистников и делай своё дело;

    г) не ленись, думай не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем.

    5. Подчеркни самые главные строчки в тексте.

    6. Как ты думаешь, кто является автором произведения:

    а) Эзоп;

    б) И.А.Крылов;

    в) народ

    №2

    Прочитай басню И.А.Крылова «Лягушка и Вол». Придумай и запиши к ней мораль

             Лягушка, на лугу увидевши Вола,

             Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:

             Она завистлива была.

             И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.

             “Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?” –

             Подруге говорит. “Нет, кумушка, далёко!” –

             “Гляди же, как теперь раздуюсь я широко. Ну, каково?

             Пополнилась ли я?” – “Почти что ничего”. –

             “Ну, как теперь?” – “Всё то ж”. Пыхтела да пыхтела

             И кончила моя затейница на том,

             Что, не сравнявшися с Волом,

             С натуги лопнула – и околела.

    _______________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    При подготовке проверочных работ использовались статьи газеты «Первое сентября. Начальная школа»

    №   г

    43 2002

    15 2003

    43 2003

    8 2006

    8 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная проверочная работа за 1 полугодие 3 класс. Характеристика заданий комплексной проверочной работы.

    Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на други...

    Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс.

    Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс....

    Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

    ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

    Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

    ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...