Басни И.Крылова. "Чиж и Голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Митина Елена Анатольевна

Открытый урок по чтению УМК "Гармония! содержит интересный дополнительный материал и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_basni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  2. проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
  3. умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости  басни;
  4. развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.

Оборудование: 

  1. портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  2. - фотомонтаж писателей;
  3. - выставка книг;

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Работать будем по правилам   (СЛАЙД № 1)

  1. Работай дружно, по плану.
  2. Умей выслушать другого.
  3. Уважай мнение других.
  4. Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

  1. Упражнения для подготовки речевого аппарата

А) Дыхательная гимнастика    (СЛАЙД №2)
вдох – нос,   выдох – рот
вдох – рот,   выдох – нос
вдох – рот,   выдох – рот
вдох – нос,   выдох – нос

Б)  Работа над скороговоркой. (СЛАЙД №3)

Чижиха говорит чижу:          
"Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."

  1. - Повторение.

 - Какие литературные жанры знаете?   (СЛАЙД №4)

                                      Литературные жанры:

  1. Знакомство с новым материалом

А) повторение о басне

Это басня.

- Что такое БАСНЯ?    (СЛАЙД №5)

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

           - Что необычного  в басне?

-Что такое ИРОНИЯ?   (СЛАЙД№6)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

- Зачем пишут басни?

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое?   (СЛАЙД №7)

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Б )закрепление знаний о баснописцах

- Каких русских баснописцев знаете?

- Все они жили в разное время, нов своих баснях  высмеивали человеческие пороки.

Таблица

Рассказ учителя

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.  (СЛАЙД №8)

УПервым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

- Ну что же пей.

- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

- Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.

-Кто подготовил басни Эзопа? (дом.задание)

- Ещё одним баснописцем являлся С.В.Михалков. Какие басни написал он?  (СЛАЙД№9)

- Кто подготовил басни С.Михалкова? (дом. задание)

           В)   Знакомство с биографией И.А.Крылова

(На доске висит портрет И.А. Крылова)   (СЛАЙД №10)

- Какие басни Крылова читали раньше?

Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро - Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.

-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня - подруга жизни.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

- О величии этого баснописца говорит то, что в память о нём  были возведены памятники.

(СЛАЙД№11)

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю слайды “Летнего сада”)

В процессе создания памятника Крылову у скульптора  Клодта в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.
    По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.
(СЛАЙД№12) Рассказ ребенка о памятнике

Г) Закрепление знаний о баснях

- Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать (СЛАЙД №13)

"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!"
("Стрекоза и Муравей").

"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона"
("Слон и Моська"). 

"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!"
("Квартет"). 

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам

Да только воз и ныне там ("Лебедь, Щука и Рак").

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку!  
(«Кукушка и Петух»

- Кто подготовил басни И.Крылова? (дом.задание)

Физкультминутка для мышц.

  1. Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

А)подготовка к первичному восприятию текста

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

(СЛАЙД №14)

Прослушать запись басни

-Кого жаль?

- Как оцениваете поведение молодого голубя?

Б)Подготовка к вторичному восприятию.

- Что означают слова?  (СЛАЙД № 15)

  1. Западня
  2. Силок
  3. Злодейка
  4. Издевался
  5. Запутался

В). Чтение басни про себя.

- Найдите в тексте фразы с этими словами

             Г)Анализ произведения

- Кому сочувствует автор? Докажи словами текста. А ты?

- Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

- Давайте дадим характеристику голубю?  (СЛАЙД № 16)

  1. Самоуверенный
  2. Бесчувственный
  3. Добрый
  4. Равнодушный
  5. Эгоист
  6. Злорадствовал

Д) Выборочное чтение

- В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

- Как должен бы поступить голубь?

- Какова мораль этой басни?

-Приведите примеры из жизни, когда можно было бы сказать: «Вперёд чужой беде не смейся ,голубок»

                         Физминутка для глаз

– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Вы читаете басню “Чиж и Голубь”, исправляя ошибки в ней (листы на парте)

(Ученики поднимают руки и исправляют ошибки.)  ( СЛАЙД № 17)

Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;
Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,
А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)
Попался!
Не провели бы так меня?
За это я ручаюсь скучно (смело)”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.

Е) Чтение по ролям

- Чьи слова мы озвучим?

- Каким голосом должны  читать слова Голубя? Автора?

-Потренируйтесь читать басню по ролям (работа в парах)

6. Знакомство с басней Л.Толстого «Белка и волк» (СЛАЙД № 18)

А) первичное восприятие

Работа в группах  (СЛАЙД № 19)

Определите:

  1. Сказка это или басня
  2. Если басня, то найдите мораль
  3. Найдите сходства и различия с басней И.Крылова
  4. Кто герои произведения
  5. Дайте им характеристику
  6. Найдите их слова в тексте
  7. Потренируйтесь читать басню по ролям

Б) Чтение по ролям

В) Работа с пословицами:  (СЛАЙД № 20)

- Выберите пословицу подходящую  к этим басням:

  1. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
  2. Худо тому, кто добра не делает никому.
  3. Не тот боец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  1. Рефлексия:

- Понравился урок?

- Справлялись со всеми заданиями?

- Кто узнал новое для себя?

- Кому испытывал затруднения?

- О каком жанре литературы говорили  на уроке?

- Чем басня отличается от других произведений?

- Каких баснописцев запомнили?

- Что о них узнали?

- Чему учат их басни?

(СЛАЙД № 21)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"

Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Басни дедушки Крылова

Расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать  память учащихся «крылатыми фр...

Басня Крылова " Чиж и голубь"

Презентация содержит файлы к подготовке к изучению нового материала...