Басни дедушки Крылова
классный час (чтение, 2 класс) по теме

 

 Расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать  память учащихся «крылатыми фразами»  из басен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_basni_dedushki_krylova.pptx2.62 МБ
Файл basni_dedushki_krylova.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Басни дедушки Крылова» Выполнила учитель начальных классов: Диваева С.Г . МАОУ СОШ № 37 г. Уфа

Слайд 3

«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

Слайд 4

И. А. Крылов 1769-1844 русский писатель, баснописец ЗНАЛ МНОГО ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ОЧЕНЬ ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Слайд 5

В Летнем саду г. Санкт – Петербурга памятник дедушке Крылову работы скульптора П.Клодта .

Слайд 6

Пьедестал памятника украшен фигурами героев произведений великого баснописца.

Слайд 7

БАСНЯ Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость , лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки.

Слайд 8

конкурс «Инсценировка басни»

Слайд 9

Мораль Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Слайд 10

Узнай басню ель шейка плутовка царь-птица

Слайд 11

хвастовство глупость хитрость разобщённость разномыслие лесть восхваление

Слайд 12

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Слайд 13

Что общего у всех этих животных?

Слайд 14

НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА попрыгунья помертвело вешние дни мурава удручена оглянуться не успела и кому же в ум пойдет

Слайд 15

Стрекоза- насекомое. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.

Слайд 16

Жизнь муравьев очень сложна. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.

Слайд 17

Муравей Стрекоза трудолюбивый справедливый легкомысленная попрыгунья беззаботная

Слайд 18

Мораль басни «Стрекоза и муравей» Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Слайд 19

Лето пролежишь ?- коли делать нечего ; Кто веселится летом -?- рыбку из пруда; Без труда не выловишь -?- зимой с сумкой побежишь Скучен день до вечера , -?- тот плачет зимой; З адание: составь пословицу .

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ: - Над творчеством какого баснописца мы сегодня работали? -Какую басню мы изучили? Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?

Слайд 23

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Тема:Басни дедушки Крылова.

Цели:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать  память учащихся «крылатыми фразами»  из басен.

 РАЗВИВАЮЩАЯ : развивать культуру речи, творческие способности.

 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:,формировать трудолюбие, правдивость, щедрость, осуждая  человеческие пороки

 ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских рисунков по басням, портрет, презентация,выставка книг И. А. Крылова,интерактивная доска, компьютер, пословицы: «Не пори, когда шить не умеешь», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», «Молодец среди овец, а на молодца  - и сам овца», «Где родился, там и сгодился»; карточки с солнышками , сборники басен И. А. Крылова, маски и реквизит для инсценирования.

 СТРУКТУРА УРОКА.

          1   ОРГМОМЕНТ.

         II.   ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ.

 а) создание образа баснописца;

 б) выделение характерных особенностей басенного жанра;

 в) экскурсия в историю жанра.

.  3 Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

   4.   ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, работа с текстом, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.

      VII.   ИТОГ.

     VIII.   РЕФЛЕКСИЯ.

     IX.   САМООЦЕНКА.

    X.   ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

 ХОД УРОКА.

           1 Организационный момент

 Проверка готовности к уроку

Слайд 2

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам радость общения.

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы должны им показать

Как умеем мы читать

Думать, мыслить, говорить.

Не судите слишком строго,

Ведь учились мы немного.

Тихонько садитесь за парты

Слайд 3

У меня сегодня замечательное настроение

У вас на партах листочки, внимательно рассмотрите их

Похлопайте те, у кого настроение соответствует 1 картинке, 2-ой, 3-ей.

Давайте поработаем так, чтобы настроение у всех было радостным.

         II.   Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

    - Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (ЧИТАЕТ 1 РЕБЕНОК) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

Слайд 3

 У.  Как вы понимаете эти слова?

 Д.  Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

У. Посмотрите на выставку книг, рисунков   к сегодняшнему уроку. На каком уроке мы рисовали рисунки?  Кто изображен на этих рисунках? К каким произведениям вы их нарисовали?  Кто автор  этих произведений? Значит, тема нашего урока-это

Д: работа над баснями И. А. Крылова

У. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова.

Слайд 1.

 В детстве И. А. Крылов (1769-1844) очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его  баснях  люди  узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время. . И.А. Крылов родился в Москве, Детство его прошло  в тяжелых условиях.

Крылов  не учился в школе. Он своим трудом научился писать, читать, выучил иностранные языки. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Крылов написал более двух сот басен  Крылова любят и дети, и взрослые поэтому любя его называют «дедушки Крылов”,  Басни Крылова переведены на 60 языков.

В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта.   Пьедестал памятника украшают фигурки зверей.

Это не просто звери, а герои его произведений. 

У .Итак, вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов?

Д. Басни

У. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями,– Давайте вспомним, что же такое « басня»?

Д:  Маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.

Слайд.

 У.Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их недостатки.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.

У :  Сейчас мы будем инсценировать уже знакомые нам басни. У вас на партах листочки, на которых нарисованы главные герои знакомых нам басен и записаны недостатки  людей, которые высмеивает в своих баснях И. А. крылов.  Послушав басни ,мы должны их отметить, будьте  внимательны, поставьте галочку, где необходимо.

Вспомните,

к какой басне подходит данное высказывание?

«Не нужно драки и опасности ,достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на сильных мира сего»

Д: «Слон и Моська»

Проинсценируем басню

У:  О каком качестве идет речь? (хвастовство)

2) Отгадайте басню по подборке слов (На доске): ель, бог, шейка, плутовка, царь-птица)

Д: Ворона и Лисица

Инсценировка

У: Что высмеивает автор?

Д: Глупость, хитрость (ложь во благо)

3) Узнайте басню по строчкам:

Кто виноват из них, кто прав?

Д: лебедь, щука и рак.

У: Почему героям не удалось сдвинуть воз с места?

Д: разобщенность, разномыслие

4) отгадайте загадки :сел на плетень, кличет день(петух)

Не часы , а время говорит (кукушка)

Какие недостатки высмеивает  И. А. Крылов?

Д: лесть, восхваление

Отложите листочки. Отдохните

Итак, какие недостатки высмеивает Крылов в упомянутых баснях? Прочитайте  хвастовство, глупость, хитрость ,разобщенность, разномыслие, лесть, восхваление.

У. Чему нас учит И. А. Крылов в своих баснях?

Д. Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее

Учитель. Тема добра и зла очень давно используется в литературе , На какой жанр литературы похожа басня?

Д. На сказку

У.Что у них общего ? Добро побеждает зло

 чем отличаются?

Д. ЕСТЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД

Учитель:- Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод?

Дети:- Мораль.

Учитель: - Какие мысли выражает мораль?

Дети: - Что надо делать и чего не надо.

слайд

У. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)

Физминутка

Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову , а именно мораль басни то хлопните в ладошки один раз (над головой. ) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядите на стульчик.

Условия понятны? Будьте внимательны!

  1. "тебя, мой куманек ,век слушать я готова!" (кукушка и петух)
  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок(ворона и лисица)
  3. Молодой Петушок рылся в навозе в поисках еды и нашёл жемчужину. «Ка-ка-какая прекрасная штука! — прокукарекал он. — Ка-ка-ка-кабы кто-то, знающий толк в таких вещах нашёл бы это, то он бы очистил тебя от грязи и вставил в золотую оправу..
    («Петух и жемчужина” Эзоп)
  4.  “ай,Моська,знать она сильна,что лает на слона!
  5. “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
  6. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретившись с ним, нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. 
    (Эзоп. “Лисица и лев”.)

Молодцы, были очень внимательны.

Постановка целей урока:

Мы вспомнили басни, которые изучали

Сегодня мы будем  знакомиться с новой басней, а чтобы узнать как она называется, нужно прочитать эту строку слева направо

Стрекоза и муравей

Прочтите хором

Взгляните на экран, вспомните из предмета окр мир, кто такая стрекоза и муравей, что общего?, чем отличаются?

-Эта басня написана 205 лет назад

. Подготовка первичного восприятия басни:

-Можем ли мы по названию определить о чем пойдет речь в басне?

-Рассмотрите иллюстрацию к басне

Что делают герои?

2.Выявление первичного восприятия:

У: Послушайте какая история произошла с нашими героями.

Понравилась вам басня?

Назовите герое басни

Работа с учебником

Открой те учебник стр 106

Перед тем как прочитать выразительно и четко  басню, предлагаю вам артикуляционную гимнастику

1. Как пыхтит тесто?

“Пых – пых – пых …”

2. Как паровоз выпускает пар?

“Из – из – из …”

3. Как шипит гусь?

“Ш – ш – ш …”

4. Как мы смеёмся?

“Ха – ха – ха …”

5. Как воздух выходит из шарика?

“С – с– с …”.

Прочитайте басню про себя

-Кому из героев басни вы сочувствовали? Почему?

Наши мнения разделились. Давайте все-таки попробуем разобраться, А для того чтобы  выяснить, кто же все- таки из наших героев прав в этой ситуации, я предлагаю вам составить сценарий для мультфильма.

-Прочитаем басню  еще раз  по эпизодам,  подумайте, сколько эпизодов (смысловых частей) будет в нашем мультфильме?

(опора презентация)

3. Анализ басни:

1) Давайте попробуем создать первый эпизод нашего мультфильма.

 Перечитайте отрывок и подумайте какие незнакомые слова встречаются в басне?

(Как выглядит Стрекоза, чем она занимается) -Как вы понимаете  «лето красное»?

2) Анализ второго эпизода. Перечитайте. Какие незнакомые слова? Как вы понимаете выражение «зима катит в глаза»? (быстро приближается)  Как показать стремительный приход зимы?

3) Перечитайте про себя 3 смысловой эпизод.  Незнакомые слова. Что, кого и как мы будем показывать в кадре?

4) Перечитайте 4 смысловой эпизод. Как вы понимаете слово «удручена» ?Как мы это покажем? Как будет теперь выглядеть наша Стрекоза? Какие чувства она теперь испытывает? (страшно, тяжело, плохо, больно)

Что чувствует Стрекоза, отправляясь к Муравью? (попробуем это показать мимикой)

А какие чувства к Стрекозе испытываете вы?

Почему  она попала в такую ситуацию?

Высказывайте свое мнение. ( Она из-за своей беспечности попала в страшную ситуацию)

5) Пречитайте 5 смысловой эпизод

-Что значит «вешние дни»? Как будет наша Стрекоза просить Муравья? Как она при этом выглядит? Какие интонации преобладают в ее голосе? Правду ли она говорит Муравью? Как это ее характеризует?

А будем ли мы показывать Муравья? Как он выглядит? Что он чувствует к Стрекозе? Жалко ли ее?

Попробуйте выразительно прочитать слова наших героев.

Что нужно выразить в чтении слов Стрекозы?, а Муравья? (несколько вариантов)

-Помог ли Муравей Стрекозе? Почему?

-Правильно ли он поступил? Можно ли отказать в помощи, понимая, что Стрекоза погибнет?

-Чего он не оценил в словах Стрекозы? (искренности)

-Согласны ли вы с Муравьем?

Выясним, какими чертами характера обладает стрекоза, как автор ее называет?

Представьте стрекозу, какой она избражена в басне

Каким изобразил крылов муравья?

Он ее осуждает или смеется над ней?

А можем мы голосом , интонацией  это показать?

Чтение по ролям

Взгляните на экран, прочитайте  и соотнесите черты характера героев с качествами.

Найдите в тексте слова, подтверждающие эти качества героев

-Почему же героями своей басни, он сделал именно муравья и стрекозу?

-В каких строках басни содержится основная мысль? мораль

-прочитайте мораль?

Помогите мне разобраться, так когда же можно петь и веселиться? Всегда? А как же учеба и дела?

На эту тему есть пословицы

Прочитайте их

Делу время –потехе час

         Лето пролежишь        ?-      коли делать нечего;

    Кто веселится летом -?- рыбку из пруда;

  Без труда не выловишь -?- зимой с сумкой побежишь

  Скучен день до вечера, -?- тот плачет зимой;

РЕФЛЕКСИЯ:

Вопросы:        

-С каким жанром литературы мы сегодня работали?                                                                                

-Над произведениями какого автора  мы сегодня работали?

С какой новой басней?                                                                                                                                                                                                      

  Домашнее задание: Нарисовать кадр к любой части мультфильма и прочитать басню по ролям.

 Оценивание: Мы активно сегодня работали

Спасибо за хорошую работу

Отметить детей, наиболее активных на уроке.

Веернемся к нашим солнышкам , с каким настроением вы уходите с урока? Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Внеклассное мероприятие Басни дедушки Крылова

Проведён конкурс компьютерных презентаций на тему: «Басни И.А. Крылова» в 8 классе. Отобраны лучшие работы – презентации по басням:«Стрекоза и муравей»,«Свинья под дубом»,«Лисица и виноград»,«Мартышка...

Басни Дедушки Крылова

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа Школа России. Урок закрепления с презентацией. На уроке связь с коми языком: Сравнивают басни коми баснописца М.Лебедева...

Квн "Басни дедушки Крылова" (для 3 класса)

Внеклассное мероприятие "Басни дедушки Крылова" проводится в форме КВН и является итоговым в рамках изучения творчества писателя. Разнообразие конкурсных игровых заданий направлено на выявле...

Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов

Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...