Басни Дедушки Крылова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Чувьюрова Татьяна Васильевна

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа Школа России. Урок закрепления с презентацией. На уроке связь с коми языком: Сравнивают басни коми баснописца М.Лебедева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Басни дедушки Крылова»

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова в 3 классе

Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И.А.Крылова.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  2. Отработать навыки выразительного чтения;
  3. Познакомить учащихся с коми баснописцем М.Лебедевым и его басней «Самовар»

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся воображения, творческого мышления и интеллектуальных способностей;
  2. Способствовать эмоциональному восприятию басен;
  3.  развивать речь, умение анализировать текст, давать оценку описываемым в тесте событиям, поступкам героев; 
  4. формировать умение логично, ясно и четко излагать мысли, систематизировать, обобщать и делать выводы;
  5. развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль; 
  6.  развивать умение слушать. 

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русской и коми литературы;
  2.  воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм, гуманизм, уважение к другим, справедливость; 
  3. воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность; 
  4.  воспитывать ответственность за результаты как своей, так и коллективной работы, понимать их значимость; 
  5.  воспитывать уважительное и доброжелательное отношение учащихся друг к другу; терпимое отношение к взглядам одноклассников; 
  6. воспитывать чувство ответственности за свои поступки, слова.

Предполагаемые результаты

Предметные:

- закрепление понятий «басня», «мораль»

- повторение жанровых особенностей басни, формирование умения находить их в тексте произведения;

- выражение собственного отношения к заложенным в басне ценностям;

- развитие навыков выразительного чтения произведения.

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям коми и русской литературы;

-воспитание уважительного отношения к литературе родного края и русской литературе;

- интерпретация произведения на основе личностного восприятия;

- развитие познавательной активности учеников;

- создание условий для освоения  социальных норм, правил поведения,  способности осознанно оценивать свои поступки, ответственно относиться к ним;

- развитие внимания, уважительного отношения к одноклассникам;

- развитие  готовности противостоять негативным проявлениям, неприятие пороков.

Метапредметные:

Познавательные:

-закрепить знания о басне

- знакомство с басенным творчеством М.Н.Лебедева;

- формирование умения критически мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;

- развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Регулятивные: 

- формирование  умения самостоятельно ставить цель, задачи, находить способы их решения, прогнозировать результат;  

- формирование умения  определять понятия, сопоставлять, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии, обобщать;

- развитие  умения организации действий, самоконтроля, саморегуляции.    

     Коммуникативные:

- формирование умения ясно и точно выражать свои мысли в оценочном суждении;

- планирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- формирование умения применять различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- развитие устной и письменной монологической речи.

Межпредметные связи: литература, коми язык

Тип урока – комбинированный, обобщающий

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Учитель: Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солнышко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете?  Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок!

А чтобы понять какая будет у нас тема урока, давайте разгадаем кроссворд

http://lyubimsebya.ru/tetgkaf/img6712.jpg

Кроссворд «И.А.Крылов»

Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.

1.«На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… 
(Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? 
(Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? 
(Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» 
(Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». 
(Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? 
(Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» 
(Волк)

Это Иван Андреевич Крылов 

Значит, что мы с вами будем делать на уроке?

По ходу нашего занятия мы с вами сегодня посетим разные интересные места. И я надеюсь, что наше путешествие будет познавательным и увлекательным. Мы с вами побываем в Литературном Клубе, в картинной галерее, в Клубе весёлых и находчивых. И конечно мы посетим Театр ученического творчества.

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Девиз урока:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

-Почему я выбрала такой девиз?

-Мораль из какой басни?

1 место, где мы побываем – это литературный клуб. Вначале расскажите, что мы узнали на уроках об этом И.А.Крылове? (ответы детей)

Да, этот человек был необычный, у него было много курьезных моментов в его жизни. И ребята нам приготовили сообщения «Интересные факты из его жизни»

                                                      Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

                                Готов еще раз провиниться.

     Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:
«Виноваты! Вот вам и наказание!»

       И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:

"Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же

готов еще раз провиниться".

- Итак, ребята, Крылов – это баснописец, а что такое басня? Давайте посмотрим на слайд. Значит, здесь вам нужно из каждой строчки убрать лишнее, что не подходит для басни.

Что же у нас получилось? Басня – это поучительный короткий рассказ, герои – животные, иногда люди, цель – показать недостатки людей, есть мораль.

-Мораль? (ответы детей)

Поучение, совет, нравоучение.

-Олицетворение? (Когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека.)

А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России

Вот мы и побывали с вами в литературном клубе, где узнали еще новое об И,А.Крылове

А теперь мы отправляемся в клуб веселых и находчивых

Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками.
И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями

  1. Задание – скажите как можно больше басен Дедушки Крылова

  1. задание – У вас на партах лежат листочки с фразеологизмами, но каждый фразеологизм разделен на 2 части, вам нужно соединить их. Работаем в парах

  • Хоть видит око …да зуб неймет
  • А  ларчик ……просто открывался
  • Да только воз…и ныне там
  • Уж сколько раз…твердили миру
  • А Васька …слушает да ест
  • Сильнее кошки …зверя нет
  • Вперёд чужой беде …не смейся голубок

Хоть видит око да зуб неймет - о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительностисовершенно недоступно. 

А ларчик просто открывался - проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение 

Да только воз и ныне там - ничего не изменяется, всё по-прежнему

Уж сколько раз твердили миру - словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

А Васька слушает да ест - о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считаясь с говорящим, и продолжает делать своё (обычно предосудительное) дело

Сильнее кошки зверя нет - когда кого-то, в силу определённых обстоятельств или неосведомлённости, считают самым сильным, самым главным, авторитетным, хотя объективно он не является таковым.

  1. Вам нужно соединить стрелками названия басен и морали. Работаем в парах

                                               Уж сколько раз твердили миру,

«Лебедь, Щука и Рак»                         Что лесть гнусна, вредна;

                                                                   но только всё не впрок,

                                                               И в сердце льстец всегда отыщет уголок

 

                                                                Когда в товарищах согласья нет,

         «Волк и Ягненок»                                     На лад их дело не пойдет,

                                                                И выйдет из него не дело, только мука

           

       «Ворона и лисица»                        Невежи судят точно так: В чем толку не

                                                                             поймут, то всё у них пустяк.

«Петух и жемчужное зерно»           Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил,

                                                                              а винит в этом  обстоятельства.

  1. Задание – Вам нужно дополнить названия басен

  • Чиж и ...                     голубь
  • Лягушка и …            вол
  • Волк и …                  ягнёнок
  • Щука и …                кот
  • Кот…                     и повар
  • Свинья …              под дубом
  • Кошка и …            соловей
  • Мышь...                      и крыса

  1. Задание - « Черный ящик».   
    -В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за    

  рожа».           ЗЕРКАЛО 
- В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.               ОЧКИ
- Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых.  

    СЫР

6. Задание - «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано? (на партах карточки, исправляют)

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не        сводит». (К дереву, с вороны.) 

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3) «Однажды  Лебедь,  Рак  да  Щука  везти  с  поклажей  воз  впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

6) «"Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит». (Шавка.)

Вот мы и побывали в Клубе веселых и находчивых.

А сейчас мы направляемся в картинную галерею

Мы знаем, что и художников вдохновляли басенные сюжеты на создание иллюстраций. Группа наших художников тоже постаралась проиллюстрировать басни. А вам необходимо узнать к какой басне данный рисунок.

По басням Крылова поставлены мини-спектакли на театральных сценах, сняты фильмы, мультфильмы. Группа артистов нам покажет свой маленький спектакль – инсценировка басни «Лиса и ворона»

(мораль басни)

Значит, мы куда отправляемся – в театр ученического творчества

Особую жизнь вдохнули в басни чтецы – известные артисты 2) Наша творческая группа представляет  – выразительное чтение басни «Квартет»

     (мораль басни)

А теперь давайте попробуем показать пантомимой басни. Что такое пантомима – это без слов, с помощью только движений показать басню, а остальные должны понять, какая это басня.

И еще некоторые дети провели небольшую исследовательскую работу, и хотят нам сделать небольшое сообщение.

Сообщение детей

В Коми республике был такой человек Михаил Николаевич Лебедев. Он был писателем, поэтом. Он перевел на коми язык произведения Пушкина, Маяковского, Маршака, а также басни Крылова. Но особого успеха достиг в басенном творчестве. В своих баснях Лебедев обличал пороки людей и их недостатки. В них он стремится похвалить труженика за трудолюбие, сообразительность, честность. А лодыря заклеймить позором.

В одной из своих басен «Самовар» Лебедев выбирает в качестве героев предметы быта – самовар и чугун. Здесь он высмеивает самодовольство, высокомерие, гордыню, хвастовство.

Коми басню перевели и на русский язык. А мы соединили две эти басни,  посмотрите, что у нас получилось.

Инсценировка басни «Самовар»

-Было интересно…

-Было трудно…

-Теперь я могу…

-Я почувствовал, что…

-Я научился…

-У меня получилось..

- Я смог…

-Я попробую…

-Мне захотелось…

-Меня удивило…

Заключительное слово учителя:

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.


БЫСТРО все ребята встали 
Руки БЫСТРО вверх подняли. 
БЫСТРО хлопнули 5 раз. 
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали 
И… ногами постучали. 
БЫСТРО влево наклонились 
И сейчас же распрямились! 
Вправо-влево 10 раз – 
Отдохнул уставший класс… 
Как пингвины полетели 
И за парты тихо сели!

встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков руками

поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

л и с а а р т в к е т о с ь к о а м в р о н а с ы р с л о н о ч к и в о л к

Слайд 2

И. А. Крылов Самый известный русский баснописец.

Слайд 3

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Слайд 4

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…

Слайд 5

Басня Поучительный короткий рассказ Смешное стихотворение Краткая сказочная история Герои-богатыри Герои – животные, иногда люди Герои- дети Цель- развлечь читателя, создать хорошее настроение Цель - прославить русский народ, Русскую землю Цель - показать недостатки людей Троекратные повторы Волшебство Мораль

Слайд 6

Что такое басня? Басня это краткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном сюжете басни героями чаще всего выступают животные.

Слайд 7

В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России

Слайд 8

Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками. И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями

Слайд 9

Продолжите КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ Хоть видит око … А ларчик … Да только воз … Уж сколько раз … А Васька … Сильнее кошки… Вперёд чужой беде … … да зуб неймет …просто открывался …и ныне там …твердили миру …слушает да ест …зверя нет …не смейся голубок

Слайд 10

Соедини стрелками И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» И.А.Крылов «Волк и Ягненок» И.А.Крылов «Ворона и лисица» И.А.Крылов «Петух и жемчужное зерно» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом обстоятельства.

Слайд 11

Дополните заглавие басен Чиж и ... Лягушка и … Волк и … Щука и … Кот… Свинья … Кошка и … Мышь... …голубь …вол …ягнёнок …кот … и повар …под дубом …соловей … и крыса

Слайд 12

Михаил Николаевич Лебедев – писатель, поэт, баснописец

Слайд 13

самовар чугун

Слайд 14

Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.

Слайд 15

Сегодня на уроке… Я выполнил… Я узнал… Я понял… Я заинтересовался…

Слайд 16

-Было интересно… -Было трудно… -Теперь я могу… -Я почувствовал, что… -Я научился… -У меня получилось.. - Я смог… -Я попробую… -Мне захотелось… -Меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Басни дедушки Крылова

Расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать образа баснописца И.А.Крылова; создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать  память учащихся «крылатыми фр...

Внеклассное мероприятие Басни дедушки Крылова

Проведён конкурс компьютерных презентаций на тему: «Басни И.А. Крылова» в 8 классе. Отобраны лучшие работы – презентации по басням:«Стрекоза и муравей»,«Свинья под дубом»,«Лисица и виноград»,«Мартышка...

Квн "Басни дедушки Крылова" (для 3 класса)

Внеклассное мероприятие "Басни дедушки Крылова" проводится в форме КВН и является итоговым в рамках изучения творчества писателя. Разнообразие конкурсных игровых заданий направлено на выявле...

Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов

Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...