Сценирование урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Попович Виталия Анатольевна

Сценирование урока литературного чтения по сказке "Добрый Клен" ( Ю. Ярмыш) 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryy_klen.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  литературного чтения

по сказке «ДОБРЫЙ КЛЕН» (автор Ю. Ярмыш)

 (3 класс)

Добрый Клён

   Весной возле молодого Клёна появился Росток. Тянулся он вверх быстро, но был такой хилый, что Клён сказал ему:

-Держись за меня, тогда  и ты солнце увидишь!

-Спасибо! – прошептал Росток. – я никогда не забуду этого . Будем друзьями.

   Росток быстро набирал силы, тянулся вверх и вскоре добрался до верхушки Клёна. Тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол.

   Клён почувствовал ,что новый сосед сжимает его, не даёт расти. Но терпел. И только когда ему стало совсем худо, попросил своего ползучего приятеля:

-Слушай, ты не даёшь мне дышать…Не пора ли тебе самому расти? Не всё же время за меня цепляться?!

И тогда сосед зашелестел своей мелкой листвой:

-Эх ты, Клён! Ты даже не спросил, кто я такой.

Тот, кто помогает мне, сам погибает. Я, я …

Но он  не успел договорить.

К Клёну подошли мальчишки.

Посмотрели на него и встревожились:

-Надо спасать деревцо.

И срезали плющ.

Добрый Клён опять зашумел ветвями, зазеленел.

Предметная задача:  познакомить со сказкой «Добрый Клен» Ю. Ярмыш.

Метапредметная задача: переход на основе порождения собственной смысловой версии к содержанию текста; передача детям средств понимания смысла текста: различение сюжета, характеристик героев и смысловых версий текста.

Исходное состояние: дети  называют главных героев,  дают им характеристику, умеют пересказывать,  делить  текст на смысловые части.

Конечное состояние (результат): овладение средством соотнесения своей версии с

                                      полным текстом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

 

 Вводный этап знакомство с текстом

    - Давайте прочтем этот текст.

   - Объясните значение слов:

     Словарная работа:

 хилый – слабый       росток - …..

  плющ –


Читают текст, подчеркивают непонятные слова

Объясняют значение слов.


Самостоятельное чтение


1 этап – порождение первичных смысловых версий детьми

  1. Учить строить версии и фиксировать их в знаковой форме.

-  Запишите на ваших листках, в чём смысл этого произведения? Зафиксируйте в знаковой форме.

-  Кто хочет высказать свою версию устно.



- Настя, как ты считаешь, в чем смысл текста, какую мысль нам хотел донести автор?


 - Настя, ты сейчас пересказываешь текст.


- Света, как ты считаешь, в чем смысл текста.

 -  Прикрепи свой листочек на доску.



- Ребята, у кого есть другие, не похожие на эти версии?


- Надя, а у тебя не такая же версия как у Светы?



- Отметьте, у себя с чьей версией вы более всего согласны, прикрепите на доску


Каждый ребенок записывает на листе, как он считает, в чём смысл произведения.







Выдвижение версий


 

- О том. как Клен спас Плюща (0 уровень) (пересказ)


1. О добром Клене и неблагодарном Плюще   (1)


2. Надо друг другу помогать.

3. Надо дружбой дорожить(2)


4 Не делай людям добро, не получишь зло.

 

5. Думай с кем заводишь дружбу.


Дети прикрепляют на доску к той версии, с которой они более согласны.


Умение дать полный ответ на вопрос в чём смысл произведения







Учитель различает сюжет текста от смысловой версии









Учитель оставляет 5 версий для дальнейшего разбора


2 этап – передача средств понимания смысла текста, обнаружение содержания теста

Соотнесение с текстом произведения, уточнение правомерности смысловой версии  

  1.  Анализ версий, учить соотносить свою версию счастью текста или полным текстом, со смыслом текста.

-  Сказку прочитали одну, а версий пять. Как доказать, чья версия верна. Ведь вопрос был один: в чем смысл текста?

- Отвечает ли  первая версия .( О добром Клене и неблагодарном Плюще)  на вопрос, в чем смысл произведения?


 

- Докажите версию « Надо дружбой дорожить». Охватывает ли эта версия весь текст или только какую-то часть?


- Является ли версия «Не делай людям добро, не получишь зло» смыслом текста.?



Расширение понимания

- Кто является главными персонажами сказки?

-Какие черты присущи Клену?


- Каким был сначала Росток?


- В чем заключалась дружба Плюща?


- За что был наказан Плющ?


-Что Плющ  хотел сказать словами:» Кто мне помогает, тот сам погибает».

- Что случилось бы с Кленом, если бы не помогли ребята?












- Искать подтверждение в тексте


- Эта версия о персонажах этого текста, а не о том, в чем смысл этого текста.


Ответы детей, их доказательства.


- Версия  не является  полной.








 Клен и Плющ


-добрый, отзывчивый, предложил помощь Ростку

- предложил дружбу


- использовал Клена


- мальчики срезали его



- Будь осторожным в выборе друзей  



Начинаем анализировать от более низкого уровня версий до более высокого.


Учитель соотносит версию с самим текстом.

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев произведения.






Дискуссия по поводу смысла пословицы





Выход на содержание текста через выделение «конфликта» произведения. Понимание на основе символов. Понимание авторской позиции.

3 этап – порождение вторичных версий понимания текста

  1. Нахождение обобщения разных версий, которые возникли по поводу текста
  2.  Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом

- Запишите на листах, как изменилось ваше понимание этого текста, после обсуждения.

- Напишите тогда, что не изменилось.


Организация рефлексии относительно способа действия детей на занятии


(Рефлексия: как мы добрались до этого понимания)


 - Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как Клен и Плющ?




- А если не изменилось?










- Обсуждали  поступки героев, давали им характеристику, работали над смысловыми частями.






Учитель

анализирует записи на листочках для выявления прироста

(как повысился уровень понимания текста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...