Конструкт урока литературы по сказке "Лиса и тетерев"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Клопова Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Правительство Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования»

Конструкт урока

по литературному чтению

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Выполнила: Клопова Галина Александровна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №6

   

г. Карпинск, 2011

УМК:  «Планета знаний».

Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения.

 

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

 2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

 3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

                                                     Планируемые результаты:

Предметные:  Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям  устного народного творчества

Метапредметные:                                  

  1. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

  1. Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.

Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

1. Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия.

II. Мотивация к деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.


Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.


Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  (слайд 2)



Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Предполагают, строят ассоциации на основе знаний.

ІІІ Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».







Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

1. Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуман

ная  или невыдуманная история)

2. Когда возникли сказки?

3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?

4. Чему учат сказки?

5. А кто же их сочинял?

6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?

7. А кто были героями сказки, которую вы читали дома с родителями? (слайд 3)

8. Какое животное  встречается чаще других?

Вспоминают, систематизируют, осмысляют назначение народных сказок.

















Определяют общее у всех сказок.

ІV Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы;

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.



1. Сегодня вы познакомитесь еще с одной сказкой, название которой определите и назовете сами.  (слайд 4)


2. Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока.

Отгадывают ребусы, называют героев и название сказки.

V. Открытие детьми нового знания.

Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  




Познавательные:

логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.


Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

1. Словарная разминка:

Чтение слов с экрана:

Шепотом, вполголоса, хором. (с. 62) (слайд 5)

2. Кто же такой тетерев? (слайд 6)   (рассказ ученика)

 3. Толкование слова УКАЗ

4. Чтение половины сказки с экрана учителем. (слайд 7)

5. Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

6. Чтение окончания сказки в учебнике детьми.

7. Как поступил тетерев?


8. Понравилась сказка? Чем?

Чтение слов






Поиск значения слова в словаре




Предполагают, строят ассоциации.



VI Первичное закрепление.

Цель:

обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.















Личностные

Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

1. Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

4. А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость)

8. Вам предлагают поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом?


ФИЗМИНУТКА


Ведут выборочное чтение сказки по учебнику.


































VII Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками







Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений

1. Работа в парах.

Какой была лиса, каким был тетерев? Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 На слайде появляется правильный ответ. (слайд 8)



2. (У каждого ученика на столе  карточки. Он работает по той, героя которого он выбрал)

Как говорит лиса и как говорит тетерев?

Работа по карточкам индивидуально (согласно выбранного персонажа)

Соотнесите: (слайд 9)

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо

 На слайде появляется правильный ответ.

Выбирают слова для характеристики героев.









Проверяют правильность по эталону (образцу)










Соотносят  манеру говорения с героями сказки








Проверяют правильность по эталону (образцу)


VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация.

Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении.

1. Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке? (животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить)


2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

IX Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.


1. Зачем народ  создал эту сказку?

2. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?


Оцените свою работу. Закончите предложение.

(слайд 10)

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..





Оценивают результат своей деятельности

X Домашнее задание.

Личностные: самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

1. Попробуйте дома с родителями прочитать сказку по ролям  за того героя, которого вы выбрали, как настоящие актеры спектакля.


Спасибо за урок!  (слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"

Конспект урока литературного чтения по теме "Русские народные сказки. Лиса и тетерев". 1 класс...

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев" 1 класс УМК "Планета знаний"...

Конструкт урока по литературе для специальных коррекционных классовVIIIвида

Конструкт урокапо чтению и развитию речи для специальных  коррекционных классовVIIIвида. Тема : К.М.Симонов «Сын артиллериста»....