Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

Конспект урока литературного чтения по теме "Русские народные сказки. Лиса и тетерев". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 1 классе по программе «Планета знаний»,

учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац.

Тема: « Лиса и тетерев. Народная сказка».

Цели и задачи:

Продолжение знакомства с народными сказками и народной речью.

Обогащение словаря.

Формирование представлений об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках.

Развитие умения передавать при чтении состояние персонажа.

Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками.

Формирование умения оценивать чтение товарища.

Структура урока.

  1. Орг. момент. 1 мин.
  2. Мотивация. Актуализация знаний. Что мы уже знаем о лисе, как персонаже русской народной сказки? 5 мин.
  3. Постановка целей и задачи урока. 1 мин.
  4. Словарная разминка. 2 мин.
  5. Физкультминутка. 1 мин.
  6. Чтение сказки учителем, беседа по вопросам, столкновение мнений, поиск незнакомых слов. 10 мин.
  7. Чтение сказки по предложениям.5 мин.
  8. Ответы на вопросы учебника, выводы об основных качествах характера лисы и тетерева.5 мин.
  9. Физкультминутка.
  10. Чтение сказки по ролям. 5 мин.
  11. Оценивание урока в целом и оценивание работы учащихся. 2 мин.

Диагностика умений и навыков детей.

Дети владеют плавным слоговым и чтением целыми простыми словами. Умеют изложить прочитанное с помощью наводящих вопросов учителя. Умеют искать ответы на вопросы в тексте. Умеют находить в словаре значения новых незнакомых слов. Учащиеся обучены ролевому чтению, умеют делать паузы, изменять интонацию.

Оборудование урока.

На партах у детей учебник «Литературное чтение» с заложенными заранее закладками, средства обратной связи (двусторонние «светофорики», красный и зелёный цвета); рисунки-иллюстрации детей к народным сказкам о лисе.

У учителя – карточки со словами, изображение-рисунок тетерева.

Учитель

Этапы урока

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.                

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

- Узнаем, кто сегодня на уроке будет нашим первым гостем?

Отгадаем загадку: « Рыжая плутовка бежит по лесу ловко, следы заметает хвостом, ищет зайца под кустом». Кто это?  (дети называют лису)

На доску вывешивается карточка со словом «лиса»

- Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Дети нарисовали иллюстрации к сказкам « Заюшкина избушка», « Колобок», « Кот, дрозд и лиса», « Лисичка со скалочкой». Они выходят к доске со своими рисунками и прикрепляют их к доске. Учитель просит вспомнить название сказки, показывая на иллюстрацию указкой.

- Какая была лиса в этой сказке? Как она обманула зайца?  (петушка, Колобка, мужика) Зачем она это делала? Какие слова при этом говорила? Какую песенку пела? Каким голосом?

На доске появляются карточки со словами «хитрая», «злая», «обманщица», «плутовка», «жадная», «коварная». Они располагаются в столбик под словом «лиса».

- А бывает, что лису кто-нибудь проучит, перехитрит? Кто?

В какой сказке? Почему петушку это удалось? А какая ещё лиса?

Добавляется слово «трусливая».

- Давайте прочитаем слова, характеризующие лису, хором.

- Хорошие ли это качества характера? Испытываете ли вы радость, читая сказку, когда лиса бывает наказана за своё коварство? Сегодня мы познакомимся ещё с одним новым героем сказки, который проучит хитрую лису. Хотите узнать, как это произошло?

- Встречаем героя сказки. Это тетерев. ( На доску  помещается изображение птицы и карточка со словом «тетерев»)

Объявляется тема урока « Русская народная сказка « Лиса и тетерев». Цель нашего урока - выяснить, изменится ли в лучшую сторону характер лисы и  какой характер у  тетерева в этой сказке? Ваша задача - активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

Работа у нас будет идти по плану: (план записывается на доске)

  1. Словарная разминка.            
  2. Поиск незнакомых слов.
  3. Слушаем учителя.
  4. Читаем сами.
  5. Отвечаем на вопросы.
  6. Читаем по ролям.

Итак, начинаем. Откроем учебник по закладке, приготовим «светофорик» (средство обратной связи). Словарная разминка. Дети хором читают по слогам сложные слова из сказки. Они напечатаны в учебнике перед сказкой.

- Прочитайте эти слова ещё раз про себя, «молчаливое чтение». Покажите «светофориком», как вы оцениваете себя, кто затрудняется - показывает красный цвет. Прочитает слова классу Кирилл, Полина, Оля (выбираются слабые ученики) Молодцы!

- А теперь разминка для мышц.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.

- А сейчас прочитайте самостоятельно, какие слова нужно найти в словаре и выполните задание. Кто справится - покажет зелёный цвет. Прочитайте вслух значение слова «указ». Что же за указ появится в сказке, узнаем, прослушав сказку.

Учитель даёт образец чтения. Интонация лисы меняется от лицемерно-ласковой в начале до испуганной в конце. Интонация тетерева задумчивая, спокойная. Объясняется значение словосочетания «навострить уши».

Беседа по вопросам:

- О чём думала лиса, когда начинала говорить с тетеревом? Какой у неё был голос? Что за история с указом?  Действительно ли бежали собаки, о которых сказал тетерев?

Последний вопрос вызывает у учащихся  столкновение мнений. Возникает необходимость перечитать сказку ещё раз.

- Прочитаем сказку ещё раз, «жужжащее чтение», кто прочитает, покажет «светофориком».

- Приготовились читать по предложениям, соблюдаем интонацию. Оцените себя (дети показывают красный или зелёный свет)

- Какой была лиса в начале сказки? Что она чувствовала?

- Догадался ли тетерев о её намерениях? Действительно ли бежали собаки? Каков характер лисы в этой сказке? Сделаем вывод: лиса  в русских народных сказках обладает устойчивым характером, то есть она отрицательный персонаж – хитрая, злая, жадная, льстивая, обманщица, лгунья, плутовка, при этом трусливая.

- Какой же тетерев в этой сказке? О чём говорят его поступки? Мог бы он перехитрить лису ещё раз?

На доске появляются карточки со словами «умный», «догадливый», «спокойный», «вежливый», «сообразительный». Они расположены под словом «тетерев».

- Сделаем вывод: тетерев – положительный персонаж, он спокойный, вежливый, умный, сообразительный.

Вот мы сказку прочитали

А теперь тихонько встали

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно – одной, другой – это кроль.

Раз, два – это брасс.

- Тихонько сели. Что у нас по плану? Ролевое чтение. А сколько в этой сказке ролей?

 - Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора. Готовность покажите зелёным светом.

К доске выходят трое учеников читать по ролям.

- Первый ряд оценивает правильность чтения (нет ли ошибок в словах), второй ряд оценивает выразительность ,громкость чтения, третий ряд оценивает правильно выбранную интонацию .

1.Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки в классе. Учитель встречается глазами с каждым ребёнком.

2. Мотивационный этап урока.

Способствует активизации учащихся и мотивирует к предстоящей деятельности.

Актуализация знаний.

  1. Постановка цели и задач урока.

  1. Словарная разминка.

.

  1. Физкультминутка.

Смена деятельности

с целью снять усталость.

  1. Поиск незнакомых слов.

Чтение сказки учителем.

7.Чтение сказки учениками. «Жужжащее» чтение способствует увеличению скорости чтения.

8.Ответы на вопросы учебника.

Вывод об основных качествах характера лиса и тетерева.

9.Физкультминутка.

10.Чтение сказки по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев" 1 класс УМК "Планета знаний"...

Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""

Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...

урок литературного чтения УМК "Планета знаний" 1 класс по теме "Сказка "Лиса и тетерев".

Урок литературного чтения проведен в 1 классе на семинаре учителей начальных классов учителем Алексеевой Т,А....

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Презентация к уроку литературного чтения по сказке "Лиса и Тетерев"

Презентация содержит материал  к уроку по русской народной сказки "Лиса и Тетерев" 1 класс по программе "Планета Знаний"...