"Читаем К.И. Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Познакомила детей с малоизвестной сказкой К.И. Чковского "Цыпленок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitaem_k.i._chukovskogo_word.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по чтению
в 1 «Б» классе
«Читаем произведение К.И.
Чуковского»
Учитель – Воронина Р.В.
20 февраля 2013 г
Тема урока: Читаем произведения К.И. Чуковского .
Знакомство со сказкой «Цыпленок»
Цели урока:
-познакомить с творчеством писателя;
- добиться осознанного, выразительного чтения;
-воспитание положительных качеств на примерах героев;
привитие интереса к чтению.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Мы читаем
Чуковского», индивидуальные компьютеры для
учащихся, книжки - малышки на каждого ученика,
маршрутный лист на каждого ребенка.
Предшествующая работа: организация выставки книг с произведениями
К.И. Чуковского, чтение сказок, заучивание стихотворений.
Ход урока
1 часть
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. Результаты своей работы вы будете отмечать в маршрутных листах. В конце урока подведем итоги.
2 часть
а/ Знакомство с темой урока слайд №1
Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг и узнаем еще об одной интересной сказке, которая отличается от всех других сказок писателя.
б/Исторический зал слайд №2 /портрет писателя/
- ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ / 1882 – 1969/, настоящее имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882году в Санкт – Петербурге. Занимался самообразованием, изучил самостоятельно английский язык.
- Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточкой усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.
- Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуем их разгадать?
в/Слайд № 3 Загадки / читают дети – ответ за «шторкой»/
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная / коньки/
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей
Ах, не трогайте меня:
Обожгу я без огня! – Что это?
Слайд № 4 / читает учитель/
Мудрец в нем видел мудреца.
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баранова,
И Федя увидел неряху лохматого
Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне
/Отметьте в маршрутных листах свою работу/
г/ О сказочнике Чуковском Слайд №5
Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно
А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как – то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась сказка под названием «Крокодил»
А вот другой случай
Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистым
Стыд и срам, стыд и срам!»
Так Корней Чуковский стал сказочником Слайд №6
/Чуковский – сказочник/
Учитель: Строчки из какой сказки вы услышали? / Мойдодыр»
д/ Слушание сказки в исполнении автора и просмотр. Слайд шоу.
- Кто выучил отрывок из этого произведения?
/Дети читают отрывки/
- Чему учит нас эта сказка?
Для чего нужно соблюдать чистоту?
е/ Из истории жизни Слайд 7 «Муха Цокотуха»
- Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – ее именинах
и свадьбе , а в роли жениха автор представил себя.
- Кто выучил отрывок из этой сказки?
Дети читаю отрывки из произведения/
ж/ На доске написаны пословицы:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
-Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?
Отметьте свою работу в маршрутных листах/
з/Слайд № 8 / Крокодил из разных сказок К.И. Чуковского\
- героями многих книг Чуковского является Крокодил. Кто хочет прочитать отрывок из сказки?
А вы попробуйте угадать.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше. «Телефон»
- Кто учил отрывок из этого произведения?
Дети читают отрывки.
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил.
И злодея Бармалея, Словно галку проглотил. / «Бармалей»/
/отметьте в маршрутных листах/
Учитель. Сказку «Бармалей» К.И. Чуковский сочинил тоже случайно, бродя по Петроградской стороне, он увидел на одном из домов название улицы со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. Какое странное слово! Придумаю я для детей сказку, где Бармалей -это злой разбойник, который жил в Африке , страшный и ужасный….
- Кто учил отрывок из этой сказки? / Ученики читают отрывки из сказки/
- Каким становится Бармалей в конце сказки? /добрым, любящим детей. Добро всегда побеждает зло/
Учитель. Послушайте еще один отрывок.
А в большой реке Крокодил лежит.
И в губах его не огонь горит-
Солнце красное. / «Краденое солнце»/
Учитель. Кто выучил отрывок из этой сказки?
/Ученики читают стихотворения/
Учитель. Послушайте еще один отрывок.
Долго, долго Крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушеными грибами. / «Путаница»/
л/ Стихи Чуковского. К.И. Чуковский – переводчик.
Учитель. Ребята, я вам уже говорила, что К. И. сам учился разговаривать на разных языках. Кроме сказок писатель переводил английские песенки, сказки Кипленга, Марка Твена и других писателей,
Сам писал стихи на английском языке.
Послушайте некоторые из них.
Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой
-Кто приготовил стихотворения К.И. Чуковского?
/Ученики читают стихотворения/
А сейчас мы отдохнем и игру скорей начнем. Физминутка.
Мы устали, засиделись.
Нам размяться захотелось.
Вправо, влево оглянись,
И соседу улыбнись.
Чтобы стать еще умнее, мы слегка
Покрутим шеей.
Мы ногами - топ, топ,топ.
Мы руками - хлоп, хлоп, хлоп.
Мы глазами - миг, миг, миг.
Мы плечами - чик, чик, чик.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Создание проблемной ситуации.
и/ Чтение сказки «Цыпленок»
Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях.
Вы заметили, что все сказки, о которых мы говорили К. И. Чуковский
написал в стихах. Но у великого детского писателя есть и другие сказки. Сегодня мы с вами с такой сказкой познакомимся. Эта сказка называется «Цыпленок». Прочитаем ее и подумаем, чему эта сказка нас учит.
Но вот беда!
Магазины обошла, в библиотеку я зашла.
Книжки нет такой нигде
Как читать тебе и мне?
Вот проблема, вот беда!
В интернет зашла, друзья!
Там -то книгу и нашла
Ее в класс я принесла.
Но опять проблема есть.
Как одну ее прочесть.
Мы умеем все читать.
Где же нам еще достать?
Чтоб у каждого была,
Ну и пусть, что так мала!
/ В классе ксерокс – он – то и поможет. Ученики подходят и смотрят, как выходят листы книги/.
Раздает книги ученик – дежурный.
С проблемой справились, друзья,
Каждый рад,
И ты , и я!
Ученики читают сказку / разные виды чтения/
/Отметьте свое чтение в маршрутных листах/
Учитель. Скажите, чему учит нас сказка?
к/ Откройте ваши ноутбуки. Нарисуйте понравившегося вам героя сказки.
/Отметьте свою работу, те дети, которые читали отрывки/
3 часть. Итог урока
О произведениях какого детского писателя мы сегодня говорили?
Герои книг К.И. Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит, что вы читаете произведения писателя очень внимательно и с большим интересом.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я понял/а/, что……………….
- Самым интересным для меня было……………..
- Мне было непонятно…………………………..
- Мне бы хотелось…………………………………
Подведите итог вашей работе? Кто сколько набрал очков?
Д/з: сегодня в группе продленного дня мы с вами будем художниками и раскрасим рисунки в наших книжках «Цыпленок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....
Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)
Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...
Викторина по произведениям К. И. Чуковского. Проект "Читаю вместе с мамой" 1 класс.
Можно использовать во внеклассной работе с учашимися и увидеть уровень домашнего чтения ....
Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья.
Учащиеся знакомятся с историей создания книги, формируется потребность в систематическом чтении, воспитывается любовь к книге, бережное отношение к книге....
Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»
Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"...
Конспект занятия, посвященного 135-летию со дня рождения детского поэта-сказочника К.И. Чуковского «Добрый мир сказок Чуковского»
Занятие проведено для группы разновозрастных детей в Гороховецком социально-реабилитационном центре "Семья" в день рождения к.И. Чуковского 31.03.2017...
Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...