"Читаем К.И. Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Познакомила  детей с малоизвестной сказкой К.И. Чковского "Цыпленок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_k.i._chukovskogo_word.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         Конспект

                 открытого урока по чтению

                           в 1  «Б» классе

        «Читаем произведение К.И.

                  Чуковского»

                                       

          Учитель – Воронина Р.В.

                        20 февраля 2013 г

   

Тема урока:  Читаем произведения К.И. Чуковского .

                         Знакомство со сказкой «Цыпленок»

Цели урока:

                    -познакомить с творчеством писателя;

                     - добиться осознанного, выразительного чтения;

                     -воспитание положительных качеств на примерах героев;

                      привитие интереса к чтению.       

      Оборудование:  интерактивная доска, презентация «Мы читаем

                                       Чуковского», индивидуальные компьютеры для

                                       учащихся, книжки - малышки  на каждого ученика,

                                        маршрутный лист на каждого ребенка.

 Предшествующая работа:  организация выставки  книг с произведениями

                                 К.И. Чуковского, чтение сказок, заучивание стихотворений.

 

                                             Ход урока

1 часть 

Психологический настрой

      В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил  и уверенности в своих знаниях. Результаты своей работы вы будете отмечать в маршрутных листах. В конце урока подведем итоги.

2 часть

 а/  Знакомство с темой урока      слайд №1

Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг и узнаем еще об одной интересной сказке, которая отличается от всех других сказок писателя.

 б/Исторический зал      слайд №2   /портрет писателя/

  1. ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ  / 1882 – 1969/, настоящее имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта  1882году в Санкт – Петербурге. Занимался самообразованием, изучил самостоятельно английский язык.
  2. Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточкой усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.

  1. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуем их разгадать?

в/Слайд № 3        Загадки   / читают дети – ответ за «шторкой»/

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная    / коньки/


Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей

Ах, не трогайте меня:

Обожгу я без огня! – Что это?


 Слайд № 4 / читает учитель/

Мудрец в нем видел мудреца.

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баранова,

И Федя увидел неряху лохматого


Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня.

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне


/Отметьте в маршрутных листах свою работу/

г/ О сказочнике Чуковском    Слайд №5  

Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно

А вышло это так:

   Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как – то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

    Жил да был крокодил.

   Он по улице ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась сказка под названием «Крокодил»

А вот другой случай

   Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:

   «Надо, надо умываться по утрам и вечерам

     А нечистым трубочистым

   Стыд и срам, стыд и срам!»

 Так Корней Чуковский стал сказочником    Слайд №6

 /Чуковский – сказочник/

Учитель: Строчки из какой сказки вы услышали? / Мойдодыр»

д/ Слушание сказки в исполнении автора и просмотр.  Слайд шоу.

- Кто выучил отрывок из этого произведения?

/Дети читают отрывки/

- Чему учит нас эта сказка?

Для чего нужно соблюдать чистоту?

е/ Из истории жизни  Слайд 7  «Муха Цокотуха»

- Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – ее именинах

 и свадьбе , а в роли жениха автор представил себя.

 - Кто выучил отрывок из этой сказки?

     Дети читаю  отрывки из произведения/

ж/ На доске написаны пословицы:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

-Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?

Отметьте свою работу в маршрутных листах/

з/Слайд № 8    / Крокодил из разных сказок К.И. Чуковского\

 - героями многих книг Чуковского является Крокодил. Кто хочет прочитать  отрывок из сказки?

А вы попробуйте  угадать.

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

«Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши.

И мне, и жене, и Тотоше.  «Телефон»

- Кто учил отрывок из этого произведения?

 Дети читают отрывки.

Повернулся, улыбнулся,

Засмеялся крокодил.

И злодея Бармалея, Словно галку проглотил. / «Бармалей»/

/отметьте в маршрутных листах/

Учитель. Сказку «Бармалей» К.И. Чуковский сочинил тоже случайно, бродя по Петроградской стороне, он  увидел  на одном из домов название улицы со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. Какое странное слово! Придумаю я   для детей сказку, где Бармалей  -это злой разбойник, который жил в Африке , страшный и ужасный….

   - Кто учил отрывок из этой сказки? / Ученики читают отрывки из сказки/

  - Каким становится Бармалей в конце сказки? /добрым, любящим детей. Добро всегда побеждает зло/

 

Учитель. Послушайте еще один отрывок.

 А в большой реке Крокодил лежит.

И в губах его не огонь горит-

Солнце красное. / «Краденое солнце»/

Учитель. Кто выучил отрывок из этой сказки?

/Ученики читают стихотворения/

Учитель. Послушайте еще один отрывок.

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами.  / «Путаница»/

л/ Стихи Чуковского.      К.И. Чуковский – переводчик.

Учитель. Ребята, я вам уже говорила, что К. И. сам  учился разговаривать на разных языках. Кроме сказок писатель переводил английские песенки, сказки Кипленга, Марка Твена и других писателей,

Сам писал стихи на английском языке.

Послушайте некоторые из них.

Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка.

Нет у него никого, кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тетка,

Только папа, да дедушка с бабушкой

-Кто приготовил стихотворения К.И. Чуковского?

/Ученики читают стихотворения/

 А сейчас мы отдохнем и  игру скорей начнем. Физминутка.

 Мы устали, засиделись.

Нам размяться захотелось.

Вправо, влево оглянись,

И соседу улыбнись.

Чтобы стать еще умнее, мы слегка

Покрутим шеей.

Мы ногами - топ, топ,топ.

Мы руками - хлоп, хлоп, хлоп.

Мы глазами - миг, миг, миг.

Мы плечами - чик, чик, чик.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

Создание проблемной ситуации.

и/ Чтение сказки «Цыпленок»

 Каждая сказка – это маленькое правило для ребят, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях.

Вы заметили, что все сказки, о которых мы говорили К. И. Чуковский

написал в стихах. Но  у великого детского писателя есть  и другие сказки. Сегодня мы с вами с такой сказкой познакомимся. Эта сказка называется «Цыпленок». Прочитаем ее и подумаем, чему эта сказка нас учит.

 Но вот беда!

 Магазины обошла, в библиотеку я зашла.

Книжки нет такой нигде

Как читать тебе и мне?

Вот проблема, вот беда!

В интернет зашла, друзья!

Там -то книгу и нашла

Ее в класс я принесла.

Но опять проблема есть.

Как одну ее прочесть.

Мы умеем все читать.

Где  же нам еще достать?

Чтоб у каждого была,

Ну и пусть, что так мала!

/ В классе ксерокс – он – то и поможет. Ученики подходят и смотрят, как выходят листы книги/.

Раздает книги ученик – дежурный.

С проблемой справились, друзья,

 Каждый рад,

И ты , и я!

 Ученики читают сказку / разные виды чтения/

/Отметьте свое чтение в маршрутных листах/

Учитель. Скажите, чему учит нас сказка?

к/ Откройте ваши ноутбуки. Нарисуйте понравившегося вам героя сказки.

/Отметьте свою работу, те дети, которые читали отрывки/

3 часть. Итог урока

  О произведениях какого детского писателя мы сегодня говорили?

  Герои книг К.И. Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит, что вы читаете произведения писателя очень внимательно и с большим интересом.

Рефлексия

  1. Сегодня на уроке я понял/а/, что……………….
  2. Самым интересным для меня было……………..
  3. Мне было непонятно…………………………..
  4. Мне бы хотелось…………………………………

Подведите итог вашей работе? Кто сколько набрал очков?

Д/з: сегодня  в группе продленного дня  мы с вами будем художниками и раскрасим рисунки  в наших книжках  «Цыпленок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....

Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)

Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...

Викторина по произведениям К. И. Чуковского. Проект "Читаю вместе с мамой" 1 класс.

Можно использовать во внеклассной работе с учашимися и увидеть уровень домашнего чтения ....

Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья.

Учащиеся знакомятся с историей создания книги, формируется потребность в систематическом чтении, воспитывается любовь к книге, бережное отношение к книге....

Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»

Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"...

Конспект занятия, посвященного 135-летию со дня рождения детского поэта-сказочника К.И. Чуковского «Добрый мир сказок Чуковского»

Занятие проведено для группы разновозрастных детей в Гороховецком социально-реабилитационном центре "Семья" в день рождения к.И. Чуковского 31.03.2017...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...