Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бурлакова Светлана Евстахиевна

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

Конспект урока литературного чтения на тему:

Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский «Муха-цокотуха»

1 класс

Бурлакова Светлана Евстахиевна

учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2012 год


Аннотация

Конспект урока  и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе.
Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения,
 детскими книгами, позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений.

Соответствует государственному образовательному стандарту начального общего образования.


Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: «Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха цокотуха» представляет собой конспект урока литературного слушания для 1 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на работу по учебнику и рабочей тетради Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс». В разработке прослеживается ведущая идея – углубление процесса восприятия художественного произведения, развитие интереса к чтению.

Конспект содержит занимательный материал, направленный на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных способностей обучающихся. Методы и приемы, применяемые в уроке, направлены на формирование универсальных учебных действий.


Тема урока. Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский «Муха-цокотуха»

Предметная область. Литературное слушание.

Класс. 1

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: осознают значимость чтения;

Метапредметные:

регулятивные - принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного.

Предметные: научатся рассматривать книги со сказками К.Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: комбинированная (работа в парах, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная).

Методы и приемы на уроке: метод творческого восприятия : художественное чтение в исполнении актера, слушание,  моделирования, графическое рисование, рисование иллюстрации к сказке,

Необходимое техническое оборудование: учебник «Литературное чтение», Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Л.А.Ефросинина; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки, электронное обеспечение урока: презентация к уроку PoverPoint


Ход урока

Этап урока

Цель

№слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

Результат

1.

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке

Слайд №1

Анимация

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учеников.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки, тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но оно какое-то грустное. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

-Выполняя каждое задание правильно, работая дружно – вы вернете солнышку хорошее настроение и расправите лучики.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

1 мин

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Речевая разминка

Подготовить речевой аппарат к чтению

Слайд№2

Текст

Слайд№3

Анимация

Читает отрывок из произведения К.Чуковского «Путаница»

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать»

А за ними и утята: «не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: «Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!»

- Назовите автора и название произведения.

Читают:

тихо-громко

медленно-быстро

грустно-весело

Узнают сказку по иллюстрациям.

2 мин

Совершенствование навыка владения речевым аппаратом.

3.

Изучение нового материала

3.1 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Сформулировать тему и цель урока.

Формировать представление об авторской сказке, о стихотворной форме написания сказки

Слайд № 4

Анимация

-Сегодня вас ждет встреча с новой сказкой. У неё интересная история создания.

Автор рассказывает: «У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь – травам, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день особо запомнился, 29 августа 1023года. Почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях в квартиру, и схватив какой-то запыленный листок, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем почувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба».

-Кто догадался, что это за сказка и кто её написал?

(На экране появляются слайды с иллюстрациями сказки)

Подводит вопросами к выводу темы урока

Выдвигают гипотезу, обосновывают её.

3 мин

Узнав сказку, называют тему и цель урока.

3.2 Слушание сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха»

Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения

Слайд№4

Аудиозапись

Гиперссылка на аудиозапись

Включает аудиозапись с иллюстрациями к сказке.

Беседа по первичному восприятию произведения.

-Понравилась сказка?

-Что купила муха на денежку, которую нашла?

-Кто поймал муху- именинницу?

-Кто выручил ее из беды?

Слушают сказку.

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

6 мин.

Знакомятся с содержанием сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха»

3.3 Словарная работа

Объяснит значение трудных слов

Слайд №5

Иллюстрации

Объясняет значение слов.

Крендель - витая, сдобная булочка, напоминающая форму восьмерки.

Злодей – тот, кто совершает злодеяния или способен на них.

Вонзает – воткнуть острием.

Ухмыляется – слегка усмехается.

На всем скаку – быстро, без остановки.

Лапти – плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню.

Дают толкование слов

2 мин

Расширение словарного запаса

3.4 Моделирование обложки

Формировать умение работать по алгоритму.

Определить жанр произведения, тему

Слайд№6

Анимация

Дает инструкции по составлению обложки.

-Составьте модель обложки.

-При моделировании используйте памятку

Проверяет качество усвоения материала.

-Назовите тему.

-Прочитайте фамилию автора, и заголовок сказки

Учащиеся работают в парах, по окончании работы называют жанр произведения (сказка), тему (о животных), заголовок «Муха-цокотуха», фамилию автора

3 мин

Выставка лучших моделей обложек

3.5 Знакомство с биографией К.Чуковского

Умение дать характеристику личности писателя: Какой он? Что его привлекает в мире, в людях? В чем особенность его взгляда на мир?

Слайд 7-11

Анимации

Гиперссылка

Сведения о писателе

Книжная полка

Рассказывает о писателе, организует беседу о личности писателя.

-Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любил детей. На своей даче в писательском городке Переделкино устраивал детские праздники, новогодние елки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К.И.Чуковский считал лучшим отдыхом.

Знакомит с произведениями К.Чуковского, используя книжную выставку.

Слушают, задают вопросы.

3 мин

Узнают интересные факты из жизни писателя,

3.6 Физкультминутка для глаз

Активизирует работу глаз на расстоянии

Слайд №12

Анимация со звуком

Следит за движением глаз учеников

Выполняют упражнение для глаз

2 мин

Активизируют работу глаз

3.7 Повторное слушание сказки: различие героев сказки и составление схемы

Погружение в текст и развитие вдумчивого чтения.

Развитие критического мышления

Организует чтение с остановкой, обсуждение содержания произведения, задает вопросы, записывает сказку на доске при помощи заместителей героев сказки. В результате работы появляется следующая схема.

Следят пальчиком, жужжат вместе с учителем, учувствуют в обсуждении содержания, записывают сказку на листочках при помощи заместителей

9 мин

Схема сказки с использованием заместителей

4..

Закрепление изученного материала

4.1 Творческое задание

(в рабочей тетради)

Развитие креативных способностей. Дать возможность каждому ребенку высказать с помощью рисунка свое отношение к произведению.

Руководит работой, задает вопросы по содержанию.

Дорисовывают и раскрашивают, подчеркивают

4 мин

Выставка рисунков

4.2 Тест

Выделить существенную информацию из текста.

Слайд № 13-17

Анимация. Правильный ответ выделяется цветом.

Объясняет, следит за выполнением.

Тест.

  1. Блошки подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.
  2. Именинницу поймал…клещ, грач, паук.
  3. Бабушка-пчела принесла мухе…лук, сок, мед.
  4. Под диваном спрятались…гусеницы, тараканы, обезьяны.
  5. С жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки

Работают на листочках, выделяют правильный ответ. Самопроверка. Обратная связь (Неправильные ответы обводят в кружок) Использование элементов здоровьесберегающей технологии Базарного

3 мин

Формируется умение оценивать свою деятельность.

4.3 Игра «Послушай и назови»

Выявление читательского опыта. Развитие интеллектуальных способностей.

Слайд №18-21

Анимация

Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают отрывки из произведений К.Чуковского

…Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!

-Кто это?  (Мойдодыр)

…А в Африке разбойник,

А в Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей…(Бармалей)

…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами…(Путаница)

…А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах не огонь горит

Солнце красное… (Краденое солнце)

Выдвигают гипотезу, обосновывают.

3 мин

Формируется читательский опыт.

4

Итог урока

Подвести к осознанию достижения цели урока

Слайд №22

Анимация

- Какая сказка  начинается именинами, а заканчивается свадьбой?

Кто автор этой сказки?

-О чем эта сказка?

-Назовите жанр и тему этого произведения

Отвечают на вопросы. Показывают на обложках заголовок и фамилию автора

2 мин

Цель урока достигнута

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Слайд №23

Текст

Слайд №24

анимация

Предлагает учащимся высказать свое мнение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

-Вы хорошо потрудились - работали активно и дружно. Вам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно.

-Спасибо за урок!

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая только фразы из рефлексивного экрана на доске.

2 мин

Учащиеся учатся высказывать свое мнение



Информационная карта ЦОР

Название ЦОР

Тип ЦОР

Форма предъявления информации

Уровни интерактивности ЦОР

Ссылка на ресурс

ПО

1.

Презентация

«Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха-цокотуха»

Информационная

Иллюстрации, анимации, текст, аудиозапись

Активный

Программа  Л.А Ефросининой «Литературное чтение», УМК «Начальная школа XXI века»


Информационный ресурс

1.Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Ефросинина Л.А.

2. Литературно чтение 1 класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии. Ефросинина Л.А

3 Поурочное планирование. Литературное чтение. 1 класс. Система уроков по учебникам Л.А.Ефросининой, С.В.Николаева

 Ссылка на оригинал: http://www.babyroom.narod.ru/prezent3.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8+%D1%87%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&rpt=image



Подписи к слайдам:

К.И.ЧуковскийМуха-цокотуха Речевая разминка «Мяу, мяу!»«Хрю, хрю, хрю!»«Ква, ква, ква!»«Кря, кря, кря!» К.И.Чуковский «Путаница» К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха» Словарная работа КрендельЗлодейЛапти К.И.Чуковский
Муха-Цокотуха
Фамилия автора
Какое произведение и о чём
Заголовок
Моделируем обложку Сведения о писателе
Книжная полка
Настоящие имя и фамилия — Николай Васильевич К о р н е й ч у к о в,годы жизни1882—1969, русский писатель, критик, литературовед, переводчик
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Его любили дети и карикатуристы.
Корней Иванович стал сказочником совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:«Жил да был крокодил, Он по улицам ходил Крокодил, Крокодил, Крокодилович…»
И второй случай. Работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:«Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!Так появился «Мойдодыр».
Блошки подарили мухе-цокотухе….
тапочки
сапожки
чемодан
ТестПодчеркни правильный ответ клещ
грач
паук
Именинницу поймал…. гусеницы
тараканы
обезьяны
Под диваном спрятались… бабочки
сверчки
червячки
С жуками отплясывали… лук
сок
мёд
Бабушка –пчела принесла мухе… Игра «Послушай и назови». …Великий Умывальник, Умывальников начальник И мочалок командир!..-Кто это? …В Африке разбойник, В Африке злодей… Он бегает по Африке И кушает детей… …Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами… …А в большой реке крокодил лежит, И в зубах его не огонь горит- Солнце краденое…. Выскажи свое мнение! Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Теперь я могу…У меня получилось…Меня удивило…Мне захотелось… Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сказки К. Чуковского"

Конспект дистанционного урока литературного чтения с использованием интерактивного модуля приложения Web 2.0 LearningApps.org позволяет проверить  знания детей о творчестве К.И. Чуковского. При н...

конспект урока по обучению грамоте тема: К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения.

Конспект урока по обучению грамотеТема: К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения.Цели деятельности учителя: познакомить с произведением К.И. Чуковского «Телефон»; формирование умение ан...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"...

Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"

В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"),  карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографическ...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "К. Чуковский «Федотка»". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "К. Чуковский «Федотка»". УМК "Перспективная начальная школа"...