Пособие
методическая разработка по чтению по теме

Предлагаю материал дла работы по тексу на уроках чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасының  «Есту қабілеті бұзылған (естімейтін)  балаларға арналған мектеп-интернат»  коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное Государственное Учреждение «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)»   Управления Образования Восточно-Казахстанской области

«Работа над текстом на уроках чтения»

(Учебно-методическое пособие)

Составитель:Валиулина С.Т.

Семей 2013

Составитель :Валиулина С.Т., учитель начальных классов

Все новое-это хорошо  забытое старое, поэтому, предлагаемый материал-это не новое, просто систематизированное старое, все то, что применяет каждый педагог. В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения; методика изучения произведений разных жанров; принципы и содержание словарной работы на уроках чтения, раскрывают методику обучения связным высказываниям с элементами рассуждения на материале художественных текстов.
Учебно-методическое пособие предназначено для начинающих учителей  и учителей начальных классов специальных школ всех типов

 « Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что  может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.  Сделать серьезное занятие    для ребенка занимательным, но в то же время полезным -     вот задача первоначального   обучения.

К.Д. Ушинский.

Введение.

Первоначальные знания, полученные на уроках чтения, служат базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин. Накопление знаний связано с формированием мировоззрения учащихся, со становлением их личности, с развитием речевой культуры. Отсутствие слуха, а вследствие этого и спонтанно развитой словесной речи, лишает детей возможности свободного речевого общения с людьми, ограничивает и обедняет познание реального мира. Глухие дети не испытывают того разностороннего развивающего влияния окружающей среды, которое ежечасно испытывают на себе дети со слухом. В условиях специально организованного школьного обучения, каждый учебный предмет представляет важное средство  и путь для общего и речевого развития данного контингента детей. В системе обучения и воспитания глухих учащихся особая роль принадлежит чтению, так как именно книга способна в значительной степени восполнить, компенсировать недостаточность познания глухими объективно существующей действительности, обогатить их нравственный опыт. Чтение — один из основных источников знаний и развития учащихся и во время учения в школе и после ее окончания. Чтение научно-популярной и художественной литературы предваряет жизненный опыт детей, позволяет его накапливать, готовит их к жизни. Процесс познания неразрывно связан с развитием речи детей: обогащением ее новой лексикой, совершенствованием навыков построения фраз, построения связных высказываний. В школе глухих чтение проводится как объяснительное. Под объяснительным чтением подразумевается система приемов обучения, которая ставит своей целью развитие навыков сознательного, правильного, выразительного, беглого чтения, а также сообщение первоначальных знаний о природе и обществе, эстетическое и нравственное воспитание. Значение книги в образовании, воспитании и речевом развитии глухих детей обусловливает тот интерес, который проявлялся и проявляется к организации и методике обучения чтению у  сурдопедагогов дореволюционной и советской школы (В.И. Флери, И.Я. Селезнев, И.А. Васильев, Н.М. Лаговский, Т.А. Макарова, Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская, С.А. Зыков, М.И. Глебова и др.). Отмечая наличие многих своеобразных трудностей в процессе чтения, особенно в понимании читаемого, сурдопедагоги уделили большое внимание созданию специальных книг для чтения, разработке специальной методики чтения. Однако обращает на себя внимание тот факт, что проблема обучения чтению в плане решения задач познавательного характера не являлась предметом специального исследования. Проблема является исключительно значимой для школы глухих, если учесть роль чтения, в общем, и речевом развитии данного контингента детей. Известно, что при  чтении  разных по форме текстов географического, естествоведческого и исторического содержания учащиеся должны получать комплекс первоначальных сведений общеобразовательного характера, который в одном случае уточняет представления и понятия, имеющиеся в жизненном опыте детей, в другом — дополняет и обогащает их, так как читаемый материал дает новые факты, сведения, образы, ставит новые вопросы, требующие разрешения.    

    История обучения глухих - это цепь сменяющих друг друга открытий, надежд и разочарований. Желанные достижения в развитии ребенка представляются уже совсем близкими, но за очередным "поворотом" снова обнаруживается препятствие и необходимость поиска новых "обходных путей". В этой общей логике складывалась и история обучения глухих детей чтению. Не раз возникали ситуации, когда методические приемы и подходы, обеспечившие высокие достижения в приобщении к чтению одних детей, почему-то оказывались не столь эффективными при обучении других. Это стимулировало специалистов к все более глубокому осмыслению причин и условий отдельных успешных опытов в приобщении к чтению и поиску путей соответствующих преобразований в широкой практике. Учебная работа в группах, ведущих эксперимент и т.д. 

     Благодаря такой многолетней и многоуровневой работе ,постепенно сложились основные компоненты нового звена в системе обучения, отвечающего за подготовку детей с врожденными или рано приобретенными нарушениями  слуха к восприятию традиционных школьных литературных жанров, формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями слуха, которая  включает программу курса специальных занятий, методические рекомендации и дидактические материалы к основным модулям этого курса; принципы определения и организации круга доступного чтения для детей, находящихся на разных ступенях читательского развития; новые правила взаимодействия уроков чтения, развития речи, предметных уроков и внеклассного чтения и другое. На уровне школьного эксперимента она успешно реализована в  нашей школе. Для школьника с нарушенным слухом, как и для слышащего ученика, игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит как коррекция отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом, поэтому задача педагога - уроки чтения и развития речи разрабатывать с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей класса, т. е диферинцированый подход в обучении чтению младших неслышащих школьников.

          Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

 Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов  учения школьников.  Его  действие  очень  сильно.  Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.   Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Я считаю, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

  Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.

     Каковы же пути осуществления этой задачи на уроках чтения?    

Над чем же нужно думать учителю, который ищет пути совершенствования уроков чтения? 

Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план.

Тема произведения – это ответ на поставленный вопрос, а идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующие запоминания. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея, основная мысль, есть в каждом художественном произведении.

Правила чтения и обращения с книгой

  1. Не берите книги грязными руками.
  2. Читайте, сидя за удобным столом.
  3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
  4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
  5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
  6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
  7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
  8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

  1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
  2. Прочитайте несколько раз эти слова.
  3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
  4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
  2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
  3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
  4. Старайтесь не возвращаться к чтению   прочитанного слова, если поняли его.
  5.  Старайтесь при чтении про себя не шептать текст,  не шевелить губами.
  6. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
  7. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
  8. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

9.   Не читайте до усталости.  Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

10.Храните книги в закрытых полках.

Учитесь читать выразительно

  1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
  3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
  4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
  2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор сказки (если она авторская) к

своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

  1. Как называется басня? Кто ее автор?
  2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
  3. Кто действует в басне?
  4. Какими показаны  герои басни? Прочитайте, как их описывает автор.
  5. Что осуждается в басне,
  6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
  7. Что должен понять из басни читатель?
  8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
  3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
  4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
  5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
  6. Что вам понравилось в стихотворении?
  7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
  4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства

Памятка к работе над статьей

  1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
  2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
  3. О ком или о. чем эта статья?
  4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
  6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

предложение, где автор говорит о самом главном.

  1. Что нового вы узнали из прочитанного?
  2. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

  1. Как называется рассказ? Кто его написал?
  2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
  3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4.Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

  1. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

  1. Внимательно прочитайте рассказ.
  2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
  3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
  4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

  1. Разделите рассказ на части.
  2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
  3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
  4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
  3. Подберите заголовки к частям своими словами или

словами из текста).

  1. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
  2. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

  1. Перечитайте текст.
  2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
  3. Расскажите о главном в каждой части.
  4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
  5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но, не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

  1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
  2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
  3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

Подчеркни их волнистой чертой.

  1. Какие новые понятия встретились в отрывке текста? Подчеркни их прямой чертой.
  2. Что тебе осталось непонятным в тексте? Отметь эти места на полях вопросительным знаком.
  3. Что в прочитанном отрывке кажется тебе наиболее интересным? Отметь эти места на полях восклицательным знаком.

После этого переходи к чтению следующего абзаца.

4.        Закончив чтение и разметку всего текста, просмотри еще раз с самого начала.
Достаточно внимательно прочесть еще раз только подчеркнутые тобой ключевые

слова и новые понятия, а также помеченные тобой на полях самые важные участки текста. После этого попробуй проговорить про себя ответы на вопросы,

поставленные заголовком текста, пользуясь отмеченными в тексте словами и

фразами.

  1. Подумай, что в тексте осталось тебе непонятным, и отметь на полях. О чем, следует задать вопросы учителю или взрослым дома.
  2. Стоит отметить и те места в тексте, которые показались тебе настолько интересными, что хотелось бы узнать о прочитанном больше.

Выработка умения составлять рассказ о герое

(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии) Задание. Составьте рассказ о герое.

1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному

Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

  1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
  2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
  3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
  4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
  5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
  6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Алгоритм чтения учебных текстов

1.        Начиная чтение, внимательно прочти заголовок и
запомни на какие вопросы

надо найти ответы в тексте. Это главная цель чтения текста.

  1. Читай текст, помня учебную задачу: найти ответы на поставленные вопросы.

Прочтя очередной абзац текста, поразмышляй: - О чем этот текст? Какие слова раскрывают  действующему лицу (событию).

  1. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
  2. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
  3. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
  4. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
  5. Составьте рассказ про себя.
  6. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
  7. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Виды работы над текстом:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение с сокращением текста (убрать слова или предложения, которые можно опустить).
  4. Чтение цепочкой по предложению.
  5. Чтение цепочкой по образцу.
  6. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  7. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения.
  8. Чтение выше нормы.
  9. Чтение отрывка к которому можно подобрать пословицу.
  1. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено для сказки.
  2. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  3. Чтение, составленное сценария к диафильму (кратко, подробно).
  4. Чтение по ролям.
  5. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  6. «Живая картинка» (1 уч-к читает, 2 уч-к мимикой лица показыва)
  7. Нахождения предложения (отрывки), которые мог бы прочитать вот этот человечек.
  8. Нахождение отрывка, которые надо прочитать презрительно, строго, возмущением, насмешкой, весело, печально и т.д.
  9. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  10. Чтение, пометка непонятных слов.
  11. Комбинированное чтение, (учитель - хором ученики)

21Чтение по готовому плану.

22Чтение и пересказ после плана.

  1. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  2. Чтение с сокращением текста( дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить). Подготовка к сжатому пересказу.

25 Чтение цепочкой по абзацу.

26. Самостоятельное чтение в пол голоса.

27 Чтение, поиск отрывка по рисунку.

  1. Чтение, ответы на вопросы.
  2. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  1. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  2. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  3. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.

  1. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  2. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  3. Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
  4. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  6. Нахождение в тексте 3 (4, 5...) выводов.
  7. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.
  8. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  9. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы..
  10. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.
  11. Поиск и чтение образных слов и описаний.
  12. Поиск и чтение слов с логическим ударением.
  13. Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно

47.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

  1. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  2. Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа по собственному выбору.
  3. Чтение отрывка в тексте с распространением в нём.
  4. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
  5. Кто быстрее найдёт в тексте одно слово на заданное учителем правило.
  6. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  7. Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  8. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

Существительное + прилагательное;

  1. существительное + глагол;
  2. местоимение + глагол (можно наоборот).

  1. Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги ( например: мор-ков-ка).
  2. Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет.
  3. Поиск и чтение слов в тексте, близких по значению данным (данные слова выписаны на доске).
  4. Чтение слов, к которым даны сноски.
  5. Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
  6. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

63Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).

64Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

65.Беседа с сопровождением выборочного текста.

  1. Нахождение в тексте 3 (4, 5...) выводов.

67 Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.

68Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

69Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы..

70 Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.

71Поиск и чтение образных слов и описаний.

72Поиск и чтение слов с логическим ударением.

73Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

Формы работы с текстом сказки:

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажу еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки.

Вопросы и задания:

  1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
  2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
  3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
  4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и выделить голосом характерные особенности персонажа.
  5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.
  6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
  7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
  8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.
  9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

  1. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
  2. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.
  3. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.
  4. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
  5. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.
  6. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.
  7. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?
  8. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и ком-то.
  9. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
  10. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
  11. Расскажите, как и почему изменился характер героя

  1. 25 Чтение цепочкой по абзацу.
  2. 26. Самостоятельное чтение в пол голоса.
  3. 27 Чтение, поиск отрывка по рисунку.
  4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  5. Самостоятельное чтение в пол голоса.
  6. 27 Чтение, поиск отрывка по рисунку.
  7. Чтение, ответы на вопросы.
  8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  1. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  2. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  3. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.

  1. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  2. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  3. Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).
  4. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  6. Нахождение в тексте 3 (4, 5...) выводов.
  7. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.
  8. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  9. Чтение, пересказ прочитанного  с помощью жестов, мимики, позы..
  10. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.
  11. Поиск и чтение образных слов и описаний.
  12. Поиск и чтение слов с логическим ударением.
  13. Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  14. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  15. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  16. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  17. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
  18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  19. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Список литературы.

1.     Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.

2.     Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

3.     Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

4.     Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

5.     Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

6.     Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

7.     Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

8.     Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.

9.     Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для учащихся 1 классов Написание цифр по шаблону (тренажёр).

Данное пособие представляет собой тренажёр по написанию цифр в 1 классе. А также можно применять его по мере надобности во 2-4 классах. Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к моей публикации....

Пособие по оформлению и решению геометрических задач.

Данное пособие представляет собой памятку по оформлению и решению геометрических задач в начальной школе. Имея данную памятку уч-ся всегда сможет правильно оформить и р...

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"  по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....

Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard

В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....