Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"
учебно-методическое пособие по логопедии

Картавкина Татьяна Андреевна

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы являемся такими, какие мы есть благодаря мириадам нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно поэтому людям всегда был интересен мозг, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии, педагогики и психологии.

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем начального школьного образования, так как все наши когнетивные способности и высшие психические функции (внимание, память, мышление и тд.) непрерывно взаимодействуют с нейронным связями мозга, тем самым развивают познавательную активность. В коррекционной педагогике и психологии не так давно появился новый метод работы с детьми с ОВЗ нейропсихологический, который благотворно влияет на развитие высших психических функций, зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, межполушарного взаимодействия.

Необходимость создания представленного дидактического пособия «Нейрокейс», возникла в результате включения нейропсихологических  методов в реализацию коррекционных занятий с детьми ОВЗ. Обилие печатного и электронного дидактического материала, привело к потребности привести в единую форму материал, который использовался в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0._doklad.docx819.46 КБ
PDF icon 0._k_dokladu.pdf2.06 МБ
PDF icon 0._kartoteka_su_dzhok.pdf1.63 МБ
PDF icon 6._d.u._ruka_ladoshka.pdf133.61 КБ
PDF icon 9._tsifry_i_krugi.pdf19.45 КБ
PDF icon 10._ladoni_po_tsvetam.pdf233.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия

«Нейрокейс»

Номинация «Лучшее учебно – методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие)»

Логинова Татьяна Андреевна

учитель – дефектолог

г. Советский, 2023


Введение

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы являемся такими, какие мы есть благодаря мириадам нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно поэтому людям всегда был интересен мозг, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии, педагогики и психологии.

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем начального школьного образования, так как все наши когнетивные способности и высшие психические функции (внимание, память, мышление и тд.) непрерывно взаимодействуют с нейронным связями мозга, тем самым развивают познавательную активность. В коррекционной педагогике и психологии не так давно появился новый метод работы с детьми с ОВЗ нейропсихологический, который благотворно влияет на развитие высших психических функций, зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, межполушарного взаимодействия.

Необходимость создания представленного дидактического пособия «Нейрокейс», возникла в результате включения нейропсихологических  методов в реализацию коррекционных занятий с детьми ОВЗ. Обилие печатного и электронного дидактического материала, привело к потребности привести в единую форму материал, который использовался в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя – дефектолога в школе. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции познавательного развития ребенка. Современные возможности позволяют  осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Основная часть

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование универсальных учебных действий (личностных, предметных и метапредметных), овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование кейс-технологий в начальном школьном образовании. Внедрение кейс-технологий в школьное учреждение позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Главное предназначение кейс – технологии  – развивать способность находить решение  проблемы и  учиться работать с информацией. При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Так с помощью кейс – технологии был создан нейрокейс.

Цель: создание условий для развития когнетивных способностей и высших психических функций детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развитие и синхронизация межполушарных связей;
  2. Развитие когнетивных способностей детей;
  3. Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь);
  4. Развитие мелкой и крупной моторики.

Нейрокес строится на основе трех «китов»: двигательной активности (тело), эмоциональном развитии (эмоции) и мышления с речью (мозг).

Двигательное развитие – это основа для развития психических и когнитивных функций, то есть интеллекта и поведения в широком смысле слова. Эмоциональное развитие – это наш внутренний баланс и гармония, которая также влияет на функционирование и работоспособность в целом. Мышление и речь – верхушка психических процессов, способность принимать и обрабатывать информацию, делать собственные умозаключения.

Исходя из этого «Нейрокейс» можно разделить на три блока: нейромоторика, нейрографика и нейропсихологические упражнения. Все начинается с движения (нейромоторика) со временем движения совершенствуются, становятся более тонкими, контролируемыми и функциональными (графомоторика). Благодаря развитию крупной и мелкой моторики совершенствуется интеллект (нейропсихологические игры). Чтобы реализовать данное пособие были разработаны и апробированы нейро-сборники. Нейро-сборник – это методическая разработка практического характера, она состоит из множества игр и упражнений, которые объединены схожей целью, а именно развитие новых нейронных связей, а также межполушарного взаимодействия.

В разработанных нейро - сборниках собраны упражнения, которые направлены на основные три направления, а именно нейромоторику, нейрографику и нейропсихологические упражнения. Далее рассмотрим те сборники, которые были разработаны мной и введены в практическую детальность:

  1. Сборник «Нейрогимнастика» включены такие задания как «Пальчиковые игры с Су – Джок мячами и массажными мячами», «Лабиринты», «Штриховка», «Дорожки для двух рук». Данный сборник развивает мелкую моторику, зрительно – пространственную координацию.
  2. Сборник «Нейрофитнес» хорошо развивает и активизирует работу мозга. Все психические процессы взаимосвязаны, работают в комплексе. Именно поэтому нейропсихологические упражнения данного сборника, нацеленные на развитие высших психических функций, имеют комплексную структуру и активизируют целостную работу головного мозга: переключаемость внимания, объем памяти, моторное планирование, зрительно-моторная координация, логика, межполушарное взаимодействие, скорость реакции и т.д. В него входят такие задания как «Дорожка для пальцев», «Цветные круги», «Счет кругов», «Линейка из пальцев», «Найди отличия».
  3. В сборнике «Нейротренажер»: представлен комплекс упражнений для гармоничного развития высших психических функций. Предложенные для выполнения задания находятся на стыке прикладных разделов нейропсихологии и коррекционной педагогики. Задания носят как двигательный, так и графический характер. Мной была разработана рабочая тетрадь «Нейротренажер», в которую включаются такие направления как: развитие мелкой моторики, моторнографических навыков, развитие и удержание зрительного внимания, логического мышления, развитие мыслительных операций, развитие пространственной ориентировки.

Если смотреть глобально, то нейросботники являются только составной частью реализуемого метода в рамках коррекционно – развивающего занятия с детьми ОВЗ. Коррекционно – развивающие занятия, основанные на данном методе, состоят из 4 частей:

  1. Разминка. Двигательные задания: дыхательные, глазодвигательные, мелкая моторика, работа с мячиками, стопами и т.д. Это функциональная подготовка организма к занятиям.
  2. Нейросборники или нейротренажеры. Выполняем несколько упражнений для активизации работы мозга, чтобы в основной части урока ребёнку было проще справляться с заданиями.
  3. Основная часть. В этой части мы выполняем задания по заданному маршруту, основанному на первичной диагностике. У кого-то это коррекция агрессивного поведения, у кого-то развитие памяти и внимания, у кого-то развитие коммуникации, у кого-то пространственная ориентировка и так далее. Здесь мы решаем основные задачи занятия, работаем над имеющимися у ребёнка трудностями.
  4. Заключение. Здесь присутствуют свои ритуалы с каждым ребенком. Мы обязательно убираем кабинет – складываем все на свои места. А затем мы с ребенком можем поиграть в любимую игру, либо некоторые дети просто предпочитают посидеть отдохнуть (в этот момент мы их не трогаем).  В общем, в конце занятия даю свободу желаниям детей.

Заключение

Задавая себе вопрос «Задумывалась ли я  когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный?», я, безусловно, отвечу, что да. И благодаря этому вопросу, я нашла эффективную технологию (нейрокейс) развития самого важного органа всех людей это мозг. Таким образом, при работе с детьми ОВЗ, мы задействуем тело, эмоции и интеллект на своих занятиях и применяем эффективные нейромеханизмы развития.

В ходе наблюдений мною сделаны несколько выводов:

  1. Дети ОВЗ восприняли нейро - сборники позитивно, они с интересом рассматривали и выполняли задания, часть индивидуального занятия.
  2. Дети стали более внимательными как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
  3. У многих детей  улучшилась координация, ощущение собственного тела в пространстве, крупная и мелкая моторика.


Список используемых источников

  1. Глущенко, А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы.
  2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста.
  3. Захарова Р. А.. Чупаха И. В. Методика  «Гимнастика для мозга».
  4. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
  5. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика коррекции в детском возрасте». Учебное пособие.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.

Приложение


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ

Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...

Выступление в рамках заседания клуба "Мастерицы" Тема: «Технология изготовления игрушек для оформления групповых помещений и учебно-методических пособий из одноразовой посуды»

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и т.п. И вряд...

Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность

Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...