Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ
учебно-методическое пособие по орксэ (4 класс) по теме
Цели внеурочной деятельности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_vneurochka.ppt | 1.99 МБ |
orkse.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ
1. Основной организационной формой обучения по курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную четкость, целостность и системность образовательного процесса, предоставляет возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Распространенной формой работы в начальной школе и актуальной в преподавании курса ОРКСЭ является беседа, которая носит эвристический характер, который направлен на стимулирование познавательной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Опыт показывает, что действительно урочной деятельности недостаточно для полноценного восприятия и усвоения материала. Основной причин этого является малое количество часов курса ОРКСЭ. Внеурочная работа, проводимая в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», является неотъемлемой частью данного учебного предмета.
Внеурочная деятельность отличается от уроков тем, что:
- нет жесткой регламентации времени, внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока по времени, могут быть и большей длительности;
- участие в ней детей носит добровольный характер, определяется их интересами.
2.Цели внеурочки:
Обогащение личного опыта ребенка
Развитие интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них.
Развитие кругозора обучающихся
Вовлечение учащихся в проектную деятельность(более детальное раскрытие темы уроков)
В различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе.
3.Формы
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности, используемые при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера.
4. Проектная деятельность
Основной формой работы, по моему мнению, при изучении курса ОРКСЭ является проектная работа. Как я уже сказала, урочной деятельности не достаточно для реализации проектной работы учащихся.
Важно отметить, что проектирование предполагает самостоятельную работу детей, что логично именно во внеурочной деятельности. Формы внеурочной деятельности могут самыми разнообразными, это может определить конкретный преподаватель. Я в своей работе активно использую консультирование учеников: индивидуальное или групповое.
Строение работы над проектом.
Сочетание может быть разным. Возможен вариант, когда технология проектирования дается на уроке, например, отрабатываются отдельные этапы (постановки цели, этапов и т.д.), а работа над проектом вне урока или полностью самостоятельно.
Но возможно и всю проектную деятельность перенести во внеурочную деятельность. Первый проект, связанный с курсом ОРКСЭ:
Тема урока: «Какие ценности есть у человека?» Проект «Правила поведения, отраженные в народных сказках». В школе была организована передвижная выставка, где ребята получили сведения о литературном фольклоре народов России. После чего ребята разделились на группы в несколько человек, которым предстояло выбрать сказку, в которой отражаются правила поведения. После была создана книга сказок народов России.
5.Проект «Накроем праздничный стол» Помощь родитель, внеурочная деятельность
6. Индивидуальные проекты
Долгосрочные. Тема урока «Когда люди объединяются».
Вначале дети готовились по отдельным этапам, а уже в середине года они выступили на конференциях, организованных ДДЮТ нашего района. Дети прикоснулись к истории страны, которая отразилась в родословной. Воспитательная ценность такой деятельности очень высока.
7. Заочная экскурсия «Страницы жизни апостолов»
Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.
Возможные формы проведения заочной экскурсии:
а) Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий
б) Рассказ обучающегося (или группы обучающихся), сопровождающийся видеорядом
в) Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими обучающимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий
г) Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов
При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.
В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий.
Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения.
Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. В своей работе я пользуюсь сайт http://www.svetoch-opk.ru/
Тема «Христианский храм»
Заочная экскурсия «История Храма Христа Спасителя»
8. Организаторы и участники внеурочных мероприятий
В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.
Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....
Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.
Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...
Внеурочная деятельность в реализации курса ОРКСЭ
Описание разных форм внеурочной деятельности в реализации курса ОРКСЭ...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...
Проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 20.0px Times} В начальной школе закладывается зерно личности, которая сможет найти информацию, отсеять ненужное, перевести в опыт собственной деятельн...
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...