Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Зоркина Татьяна Маратовна

Данная тема предполагает:

-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:

- создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

     В четвертых классах начальной школы не так давно вошла программа по основам православной культуры. Прежде чем ввести  данную программу, необходимо было получить согласие родителей. Тут возникли трудности, не все родители  подписали согласие на посещение их ребенка  уроков « Основы религиозных культур и светской этики». У некоторых родителей возникло мнение, что изучение православной культуры будет сопровождаться совершением религиозных обрядов,  участием детей в религиозных службах, вовлечение учащихся или их самих в религиозную организацию. Таким образом, возникла необходимость в разъяснительной беседе с родителями. Эти беседы проводились в больших и малых кругах, носили доверительный характер. Учителя  с родителями пытались ответить на вопрос: Почему возникла необходимость во введении курса « Основы православной культуры» в школе?

    Уясняя сущность православной культуры, выяснили, прежде всего, то, что именно православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве российского государства и общества, семьи и человека, их духовности и нравственности, культуры и воспитания. Это обстоятельство может не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету.

   Христианские основы нашей культуры настолько естественны, что не замечаются, как воздух. Например: мы всегда точно знаем, какой сейчас год от Рождества Христова, ведь наше летоисчисление идет именно от этого события. Десятки народов сочли это событие настолько важным, что начали отсчет истории заново.

   Огромное количество общеупотребляемой ЛЕКСИКИ вошла в наш язык через церковно- славянский язык, долго бывший языком книжности и международного общения.

   Ниже приведены пары из церковно-славянского и русского слов: брадобрей (борода), храм (хоромы), платок (полотно), глава (голова), брань (оборона), младенец (молодец), кладезь (колодец).

   Смысл многих русских ТОПОНИМОВ (совокупность географических названий какой-либо территории). Например, Санкт-Петербург (название, невозможное в мусульманской, иудейской, буддийской, протестантской культурах) – это город не Петра I, а его небесного покровителя Святого апостола Петра. Об этом говорит первая часть слова, «санкт», то есть «святой». Архангельск возник как поселение вокруг монастыря Архангела Михаила.

   Без обращения к православной культуре невозможно понять Х-образный крест российского военно-морского АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА, ведь именно на таком кресте был распят Апостол Андрей Первозванный, который, по Нестору-летописцу, первым благословил как южную, так и северную части нашей прародины является покровителем России и Украины.

    Или ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ на рублях. Ведь до революции он обязательно увенчивался крестами. Этот символ взят из Византии, из ее идеи о симфонии двух типов власти: светская власть организует земную жизнь граждан и поддерживает духовную власть, духовная власть занимается духовной жизнью людей и молится о власти светской. Над обеими – крест Христов, то есть, обе от Бога и обе будут судимы Богом. А сейчас на головах орла крестов нет. Как, впрочем, и во многих душах.

   Нам будет только казаться, что мы понимаем русскую ЛИТЕРАТУРУ, без изучения Православной культуры:  

   Татьяна Ларина заявляет любимому ей Евгению Онегину: «Но я другому отдана, и буду век ему верна» в соответствии с 7-й Синайской заповедью «не прелюбодействуй», усвоенной ею с детства.

    Маша Миронова Петру Гриневу: «Не будет нам счастья без родительского благословения» – это 5-я заповедь о почитании родителей.  

   М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино»: «Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы» выражает православную идею о Промысле Божием.

 

   

   Благодаря таким беседам родители, ставившие под сомнение необходимость курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 пришли к выводу, что изучение православной культуры помогает приблизиться к пониманию русской культуры. Православная культура лежит в основе русского языка, русской литературы, истории, в отношениях.

   Следующим шагом могут  быть занятия по изучению истории монастырей, храмов, часовен (в том числе уничтоженных), святых источников; жизнеописаний местных святых, составление альбомов на основе,  имеющейся по возможности архивных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

Выступление на городской творческой лаборатории начальных классов "Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы"

В данном материале содержится анализ работы по воспитанию гражданина, потриота своей страны на примерах великих православных людей России...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...