Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Литературное чтение (обучение грамоте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных».

Цели: информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, к нам на урок пришла девочка с голубыми волосами и добрым сердцем.  Кто это? (Мальвина.)

- И с нею -  её верный пудель Артемон.

- Мальвина принесла конверт с загадками и какое-то правило.

II. Чтение и отгадывание загадок.

- Мальвина приготовила для вас загадки. (Дети читают и отгадывают.)

1) Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

2) Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

3) Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (Мышь.)

4) Над рекой поперёк,

Великан врастяжку лёг.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (Мост.)

- Что общего в словах-отгадках? (Слова-отгадки начинаются с буквы м.)

III. Работа с алфавитной лентой. (С. 30 учебника.)

- М и н стоят рядом.

- Почему у ленты две стрелки? (Буквы есть и до, и после буквы м.)

IV. Физкультминутка «Алфавит». (Музыкальное сопровождение к учебному пособию «Методика Зайцева», Алфавит, попевка 5.)

V. Упражнение «Слоговое лото».

- Прочитайте слоги и договорите их до целых слов. (Молоко, мама, мыло, мороз, налим, нос, …)

- Придумайте имена детей, в которых слог на был бы вторым в слове. (Нина, Лина, Тина, Лена, Гена.)

VI. Выборочное чтение двусложных слов. (С. 30.)

- Что общего? (По 4 буквы, по 2 слога.)

- Чем различаются? (Два слова написаны с большой буквы. Это имена людей.)

VII. Знакомство с правилом.

Учитель разворачивает свиток от Мальвины и читает:

- Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы.

Составляются схемы слов:

Ма….на, А…м.н

VIII. Работа в парах.

- Клички каких животных вы знаете?

- Назовите клички собак, а ваши напарники пусть назовут клички кошек.

Клички собак: Барбос, Бим, Бобик, Каштанка, Шарик, Полкан, Тузик, Дружок и др.

Клички кошек и котов: Пушок, Рыжик, Васька, Барсик, Мурка и др.

- Почему надо беречь животных, заботиться о них? (Ответы детей.)

IX. Чтение стихотворения М. Яснова.

Учитель читает стихотворение, дети называют клички.

Мой котёнок.

Мой котёнок – черноушка.

Как назвать его?

Чернушка!

Мой котёнок – рыжеспинка.

Как назвать его?

Рыжинка!

Хвост – как белая кудряшка.

Мой котёнок,

Ты – Беляшка!

Мой котёнок отзывается,

Мой котёнок так старается:

Имя учит – и мяучит!

X. Чтение текста.

На тарелке лежали фрукты.

Мама дала Науму яблоко.

- На, Анна, грушу!

Дети любят маму!

- Сколько предложений?

- Найдите в тексте одинаковые по написанию слова. Чем они различаются? ( На – бери, возьми. На – слово, показывающее, что предмет расположен на чём-то.

- О ком говорится в тексте?

- Как пишутся имена?

- Когда ещё пишется большая буква?

XI. Чтение наизусть стихотворения о большой букве.

1)Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

2)Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

3)Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее.

4)Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

5)Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой – уважения знак.

XII. Какие имена были раньше?

- Древние русские имена очень разнообразны. Часто они содержали характеристики людей. Имя давалось человеку, как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным или растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещение ребёнка по календарю.

Сегодня день святого Андрея. Ребёнок, родившийся в этот день, был бы назван Андреем.

Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.

XIII. Словарь имён.

Дети рассказывают о значении своих имён.

Александр – греч. – защитник человека.

Анастасия – греч. – возвращение к жизни.

Владимир – слав. – приводящий к соглашению.

Евгений – греч. – благородный.

Елена – древнегреч. – свет, светлая.

Екатерина – греч. – чистая, истинная.

Илья – древнеевр. – вера.

Учитель сообщает о значении имени Мальвина:

- Мальвина – древнегерм. – нежная, беззащитная, слабая.

XIV. Работа в рабочей тетради. (С. 16.)

- Название какого предмета подходит к схеме?  (Подходит слово Марина, так как слово записано с большой буквы.)

XV. Итог урока.

- С каким правилом познакомились?

- Как вы понимаете выражение: «не имя красит человека, а человек – имя»? (Ответы детей.)

- Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. За это я дарю вам стихотворение:

Не имя красит человека,

А имя человек.

Своими добрыми делами

Он полнит весь свой век.

Стремись к вершинам совершенства,

Надежды не теряй.

И каждый день свой

По имени сверяй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Большая буква в именах людей"

Данная разработка урока была направлен на районный конкурс "Звездный урок учителя"....

Презентация по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек".

Презентация по русскому языкуУМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек"...

Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных."

Конспект урока по русскому языку по теме: "Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных". Данный урок предназначен для учащихся 2 класса государственного областного бюджетного о...

Конспект урока на тему: «Большие буквы в именах людей»

Технологическая карта урокаПредмет:Русский языкКласс: 2Дата: 12.02.2020 г.Тема урока: «Большие буквы в именах людей»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить учащихся с правописание...

Конспект урока по теме «Большая буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс.

quot;Конспект урока по теме «Большая  буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс....