« К.Г.Паустовский «Однажды ночью я проснулся…» Методическая разработка урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Горяйнова Лидия Петровна

« К.Г.Паустовский «Однажды ночью я проснулся…» Методическая разработка урока литературного чтения во2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-k.g.paustovskiy-2kl.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме « К.Г.Паустовский «Однажды ночью я проснулся…»

                        

                                                                Горяйнова Л.П.,

                                                        учитель начальных классов

                        МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

                            села Красногвардейского Ставропольского края

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- организовать знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Однажды ночью я проснулся….», формировать умение и навыки работы с текстом;

- развивать логическое мышление; развивать воображение;

Предметные задачи:

 создать условия для развития у учащихся умения :

- понимать фактическое содержание текста;

- искать нужную информацию в художественном тексте.

- сопоставление словесного и зрительного образа, способов их создания;

- отработка навыков выразительного чтения.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

- эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отражённой в художественном произведении (личностные УУД);

- работать со словарём и с материалом предварительного чтения ( регулятив-

ные УУД);

- воспринимать мнение собеседников (коммуникативные УУД);

- находить в тексте ответ на заданный вопрос ( познавательные УУД).

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

1.учебник « Литературное чтение», 2 кл. ( авт.В.А.Лазарева).

2. Портрет К.Г.Паустовского

3. Выставка  книг К.Г.Паустовского.

Литература:

1.Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», 2 класс,  система Л.В.Занкова. Самара: Издательский дом: «Фёдоров»: Издательство: «Учебная литература», 2011г

2. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. Москва «Просвещение», 1978г.

                                Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Ребята! Готовы вы к уроку? (да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас.

Девиз нашего урока:

« Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!»

2. Проверка домашнего задания.

/Конкурс. Чтение наизусть стихотворения И.З. Сурикова «Зима», А.С.Пушкина «Зимний вечер».

После чтения подводится итог конкурса/

3. Актуализация знаний.

- Многие поэты воспевали нашу русскую зиму. Описывая картины зимней русской природы, поэты выражают разные чувства. Подумайте: а в прозе можно нарисовать картину зимы?

/ответы детей/

- Сегодня мы будем читать отрывок из рассказа известного писателя.

Я буду читать отрывки из произведений, а вы слушайте внимательно и вспоминайте из каких произведений они .

Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! / «Стальное колечко»/

Дедушка обрадовался зайцу. Он знал, что звери хорошо чуют, откуда идёт огонь и всегда спасаются. Он бежал за зайцем. / «Заячьи лапы»/

Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом  из травы показалась мордочка с острыми чёрными глазками, затем показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез барсук. Он бросился к картошке, сунул в неё нос. / «Барсучий нос»/

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это очевидно, должно было обозначать веселье. / «Кот-ворюга»/

А кто написал эти замечательные произведения?

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.

Беседа.

-Какие книги К.Г.Паустовского вы ещё читали?

/Выставка книг/

- Паустовский ценил в людях богатство биографии. Он понял главное: биографию делают не столько внешние события, сколько внутренняя, богатая человеческими переживаниями жизнь. Поэтому все произведения затрагивают внутренний мир, заставляют переживать, возбуждают самые сокровенные мечты и желания.

       К.Г.Паустовский ценил дружбу. Его друзьями Аркадий Гайдар. Николай Никитин. К.Паустовский признавался, что толчок его творчеству давали рассказы бывалых людей, простых сельчан: лесников, паромщиков, стариков-крестьян, имеющих досуг и оттого наблюдательных и мудрых в своих обобщениях.

5.Предварительное чтение.

- Прочитайте в учебнике, с. 124 цепочки, восстанавливая пропущенные слова:

Обычный – обыкновенный - необыкновенный

голова – кружить – головокружительный

мёрзнуть – подмёрзнуть – подмёрзшие

ощущать – ощущение

6.Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского « Прощание с летом»

Словарная работа:

К ходикам ( с.155)- ходики - стенные часы с гирями;

Заворожила  ( с.153) – заворожить - заколдовать

7.Физминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

8.Чтение «цепочкой».

9. Работа по содержанию.

- Отчего проснулся автор?

- Что он увидел?

- Какие картины вам представились при чтении этого рассказа?

- Какие слова, выражения вас поразили?

- Какие звуки повторяются  в тексте чаще других? Как вы думаете, почему?

10.Работа над выразительными средствами языка.

- Скажите. Почему автор выбрал именно такие слова для выражения своей главной мысли:

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна.

Леса и сады заворожила стужа.

А снег всё сыпался, как стеклянный дождь.

11. Составление картинного плана отрывка.

12.Итог урока.

- Произведение какого автора мы сегодня читали?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

13.Домашнее задание.

Выучить наизусть часть, соответствующую одной из картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Константин Паустовский. Растрепанный воробей"

Тема урока: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей».                                   ...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос"

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме  К.Паустовский "Барсучий нос" Технология работы с текстом с элементами критического мышления.Задачи:1) формироват...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе .К.Г.Паустовский. " Корзина с еловыми шишками"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Технологическая карта  урока составлена с учетом требований ФГОС НОО...