Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме  К.Паустовский "Барсучий нос" Технология работы с текстом с элементами критического мышления.

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 425 им.П.Л.КАПИЦЫ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

            Методическая разработка урока

по литературному чтению

3 класс

Тема: К. Паустовский «Барсучий нос»

 Технология работы с текстом с элементами критического мышления

                                                          Учитель начальных классов ГБОУ  №425

                                                           Кронштадтского района Санкт-Петербурга

                                                                               Васильева Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург

2019 год

Урок литературного чтения в 3-м классе

по теме «К.Г. Паустовский «Барсучий нос»»

Разделы: Начальная школа

Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; 

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На столах у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

И так урок литературного чтения.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем – мастером художественного слова – К.Г.Паустовским.

Константин Георгиевич Паустовский
Родился 19 мая 189 2года в Москве. Учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете и в Московском университете на юридическом факультете. Работал журналистом в газете «Правда» и других печатных изданиях.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом.
Дом-музей в Москве.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие.

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни". К.Паустовский. Умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен  (слайды № 2-9).

Нас ждет знакомство с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос» (слайд № 10).

По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых (слайды № 11-12).

3. Проверка д/з

Объясним слова: «вереск», «дёготь», «чёлн», «пуд» (слайды № 13-16).

4. Работа над трудными словами (слайд № 17).

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая
  • Не - го - до - ва - ни - е – негодование
  • Вспо - ло - ши - лись – всполошились

5. Чтение и анализ рассказа

1-я часть - читает ученик.

Вопросы:

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд № 18).

Работа в парах: подобрать слова к сравнениям

С_______________, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы ______________________________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

Перед выполнением задания  повторим правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

(карточки на столе)

2-я часть – чтение по цепочке

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение.

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал». Нарисуйте словесную картину к этой части.

– Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком? Почему?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) (слайд № 19).

6. Физкультминутка. 

3 часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

– Встретились ли вам непонятные слова?

(двустволка, пудовая щука, смятение)

Использование толкового словаря (слово – «смятение»), читает ученик.

Задание по вариантам.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

«Голосил» - это что значит?

(Дети называют синонимы. Учитель показывает карточку с теми словами,

которые были названы. Они читаются)

КРИЧАЛ, ОРАЛ. ПЛАКАЛ, РЕВЕЛ, ВОПИЛ, ГОРЛАНИЛ, НАДРЫВАЛСЯ

Слова на доску

- Почему автор выбрал именно этот глагол? (Показать очень сильную БОЛЬ)

- О чём узнали из 3 части?

- Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) (слайд № 20).

- Как вы думаете, почему маленький барсук попал в беду? (Маленький,

неопытный)

- Прочитайте пословицы, выберите подходящие. Обоснуйте свой выбор (работа в парах) (слайд № 21).

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ, А НАУЧИЛСЯ.

4 часть – самостоятельное чтение

Вопросы:

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике.

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос) (слайд № 22).

5 часть – читает учитель (слайд № 23)

– Почему автор узнал барсука?

– Как мы озаглавим эту часть?

7. План (слайд № 24).

1. Осенняя рыбалка на озере.

2. Ужин у костра.

3. Зверек решил поужинать у людей.

4. Барсук лечит нос.

5. Встреча через год.

8. Творческое задание

- Представьте, что вы вместе с автором были в лесу и видели эту картину. Вам за 2 минуты до звонка на урок нужно поведать об этом лучшему другу. Расскажите эту историю кратко. (Дается 1 минута для подготовки, а потом выслушивается краткий пересказ).

- Какие чувства испытывает автор к этому зверю? (слова записаны на доске)

НЕНАВИСТЬ

ЖАЛОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ

ЛАСКА

СОСТРАДАНИЕ

ЛЮБОВЬ

9. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

10. Релаксация (слайд № 25)

– Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зеленую. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.
– Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко…
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило...

11. Домашнее задание (слайд № 26)

пересказ от лица барсука

Поделиться…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе К.Паустовский «Барсучий нос» автор презентации : учитель начальных классов Н.А.Васильева ГБОУ №425 Кронштадтского района Санкт -Петербурга

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский 1892 – 1968 г «…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

Слайд 3

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой…

Слайд 7

Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом

Слайд 9

Дом-музей в Москве

Слайд 10

Тема: К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

Слайд 11

Барсук Длина тела 60-90 см Масса 24 - 34 кг Обитает в лесах Европы Живет в норах Ведёт ночной образ жизни Всеядный На зиму впадает в спячку Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых

Слайд 13

Словарная работа: - вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Слайд 14

ДЁГОТЬ – тёмный , смолянистый жидкий продукт.

Слайд 15

- выдолбленная из дерева лодка.

Слайд 16

- это старинная единица массы, равная 16 кг.

Слайд 17

раз-брыз-ги – ва – я – не – го – до – ва – ни -е - вспо – ло – ши – лись - Читай внимательно :

Слайд 21

Работа в паре 21

Слайд 24

План. Осенняя рыбалка на озере. Ужин у костра. Зверёк решил поужинать у людей. Барсук лечит нос. Встреча через год.

Слайд 25

Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…

Слайд 26

Домашнее задание: пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...