Главные вкладки

    рабочие программы для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"
    рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

    Гуреева Ольга Николаевна

    Здесь вы можете найти рабочие программы по предметам : русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx30.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Преподавание русского языка во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

    Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

    Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

    Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.

    В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

    - познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

    - социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:

    - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    - освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    - овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

    - воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

    Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

    Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.

    Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

     Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

     Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

                                               МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    Личностными результатами изучения русского языка являются:

    -  осознание языка как основного средства человеческого общения;

    -   восприятие русского языка как явления национальной культуры;

    - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

    -  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    - умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    - умение чувствовать красоту и выразительность речи;

    - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    - интерес к изучению языка;

    - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

    Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

     - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

    - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

    - понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

    - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения русского языка являются:

     - овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

    - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

    - умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

    I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

    1. Фонетика и графика (10 ч)

    Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

    2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

    3. Слово и предложение (6 ч)

    Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

    4. Состав слова (морфемика) (19 ч)  

    Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

    5. Лексика (22 ч)

    Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

    II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)

    Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

     перенос слов;

     проверяемые безударные гласные в корнях слов;

     парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

     непроизносимые согласные;

     непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

     разделительные твердый и мягкий знаки;

     правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

     правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

     правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

     раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

    Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

    III. «Развитие речи» (34 ч)

    1. Устная речь

    Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

    2. Письменная речь

    Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    IV. Повторение (5 ч)

    V. Резервные уроки (16 ч)

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

    Ученик научится:

    различать, сравнивать, кратко характеризовать:

     парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

     изменяемые и неизменяемые слова;

     формы слова и однокоренные слова;

     однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

     предложения по цели высказывания;

     предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

     в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

     лексическое значение слова в толковом словаре;

     основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

     делить слова на слоги;

     использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

     подбирать однокоренные слова;

     определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

     безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

     проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

     подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

     исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

    применять правила правописания:

     перенос слов;

     проверяемые безударные гласные в корнях слов;

     парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

     непроизносимые согласные;

     непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

     разделительные твердый и мягкий знаки;

     правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

     раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

    Ученик получит возможность научиться:

     устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

     определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

     различать однозначные и многозначные слова;

     наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

     подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

     подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

     наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

     применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

     применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

     подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

     при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

     определять по предложенным заголовкам содержание текста;

     составлять план текста;

     определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

     соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

     «РУССКИЙ ЯЗЫК»

    1.  Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

    2.  Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно»

    Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.

    3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

    4. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.

    5. Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия  «Русский язык»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

    Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

    Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

    Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

    Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

    Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

    Рабочая программа для 2 класса по школе 21 века (литературное чтение)

    Литературное чтение, 2 класс, УМК школа 21 века...