Главные вкладки

    Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Пискарёва Валентина Николаевна

    Рабочая программа  для всех предметов в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_pr._3_kl.docx116.04 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Русский язык» разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения», на основании примерной программы «Русский язык» М. «Вентана-Граф» 2013 г., на основе учебного плана школы, по варианту  программы для 3 класса С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой.

    Цели программы:

    1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
    2. Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
    3. Развитие устной и письменной речи учащихся;
    4. Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

    Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели:

     нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

            Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

    1. Грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
    2. Навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
    3. Разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

    Место предмета в учебном плане

     Рабочая программа учителя по курсу «Русский язык»  для учащихся 3-го класса  рассчитана на …… часов (…. часов в неделю, ….. учебные недели)

    Формы и средства контроля.

    Основными формами и средствами входного, текущего, и  итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, контрольные списывания, тестовые задания; диктанты; устный опрос, словарные диктанты, контрольные работы.

    Формы и методы преподавания:

    При реализации данной рабочей программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

    При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

    индивидуальная (консультации);

    групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);

    фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

    парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

    Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

            Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

            Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

            Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

    62

    2

    «Фонетика»

    3

    3

    «Состав слова»

    4

    4

    «Синтаксис»

    18

        5

    «Морфология»

    37

    Итого:

    Содержание учебного курса  …… ч

    «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

    «Фонетика» (3 часа)

    Повторение изученного в 1- 2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

    В результате изучения раздела учащиеся должны

    иметь представление:

    - о том, что изучает фонетика;

    знать/ понимать:

    -гласные и согласные звуки и буквы;

    - гласные буквы, их функции;

    - согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

    уметь:

    - делить слова на слоги;

    - ставить ударение в словах;

    - правильно переносить слова.

    - выполнять фонетический  анализ слова по алгоритму

    «Состав слова» (4 часа)

    Повторение изученного во  2 классе на основе введения разбора слова но составу.

     В результате изучения раздела учащиеся должны

    иметь представление:

    - об окончании, корне слова, суффиксе, приставке, основе слова;

    знать/понимать:

    -способы образования слов;

    - алгоритм разбора слова по составу

    уметь:

    - разбирать слова по составу по алгоритму

    «Синтаксис» (18 ч)

    Предложение. Главные члены предложения: подлежащие и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

    Однородные члены предложения.

    В результате изучения раздела учащиеся должны:

    иметь представление:

    - о главных , второстепенных, однородных членах предложения;

    уметь:

    -находить главные и второстепенные члены предложения;

    - ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

    «Морфология» (37 ч)

    Части речи; деление частей речи на самостоятельные  и служебные. 

    Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе).

    Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

    Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. 

    Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

    Требования к уровню подготовки обучающихся:

    Должны различать:

    • имя существительное, имя прилагательное,  личное местоимение;

    • виды предложений по цели высказывания и интонации;

    • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

    -предложения с однородными членами;

    выделять, находить:

    • грамматическую основу простого двусоставного предложения;

    • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

    решать практические задачи:

    • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

    • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические  признаки);

    составлять план текста (при помощи учителя);

    применять правила правописания:

    • падежных окончаний имен существительных;

    суффиксов имен прилагательных –онок-, (-ёнок-),  -ек-, -ик-, -ост(ь)-;

    • падежных окончаний имен прилагательных;

    • словарных слов, определённых программой:

    • постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

    Список  учебной  литературы:

    1.Иванов С.В., Кузнецова М.И.  Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. -  М.: Вентана – Граф, 2013

    2.Русский язык: программа: 1-4 классы / Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. - М.:Вентана-Граф,2013

    3.Романова В.Ю., Петленко Л.В.  Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Оценка знаний).

    4. Учебник: «Русский язык» М. «Вентана – Граф» 2013 г.С. В. Иванов

    5. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» «Русский язык» № 1, 2 М. И. Кузнецова М. «Вентана – Граф» 2013 г.

    6. Государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения М. «Просвещение» 2011 год

                                                                                                 Пояснительная записка

    Рабочая программа курса « Окружающий мир» разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения», на основании примерной программы «Окружающий мир» М. «Вентана-Граф» 2013 г.,   на основе учебного плана школы, по варианту  программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой.

    Цели программы:

    Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

    Приоритетными задачами курса являются:

    • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
    • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
    • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
    • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

    воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

    Место предмета в учебном плане

    На  изучение  курса «Окружающий мир» в  3 классе  отводится  68  часов  в  год   по  2  часа  в  неделю (33 недели).

    Формы и средства контроля:

                Основными формами и средствами входного, текущего, и  итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, проверочные работы, тестовые задания, устный опрос; проекты

     Формы и методы преподавания:

    При реализации данной рабочей программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

    Обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

    При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

    индивидуальная (консультации);

    групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);

    фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

    парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

    Изучение предмета «Окружающий мир позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

    Личностные результаты:

    Представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как  школьника:

    1. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
    2. Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
    3. Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

    Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    1. Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
    2. Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста,  национальности, вероисповедания;
    3. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
    4. Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

    Предметные результаты:

    обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

    • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
    • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
    • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
    • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
    • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.  Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    Матапредметные результаты:

    • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
    • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации,  планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
    • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

    Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

    Учебно – тематический план:

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    Введение

    1

    2.

    Земля — наш общий дом

    10

    3.

    Растительный мир Земли

    11

    4.

    Грибы

    1

    5.

    Животный мир Земли

    11

    6.

    Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

    14

    7.

    Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

    20

    Итого

                                           

           68 ч

    Содержание учебного курса:

    Введение (1ч)

    Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

    Земля — наш общий дом (10ч)

    Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

    Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

    Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

    Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

    Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

    ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

    Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

    Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

    Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

    Растительный мир Земли (11ч)

    Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

    Охрана растений.

    Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

    Грибы (1ч)

    Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

    Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

    Животный мир Земли (11ч)

    Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

    Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

    Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

    Как человек одомашнил животных.

    Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

    Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

    Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

    Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

    Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

    Рыболовство и охота на Руси и в России.

    Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

    Торговля. Возникновение денег.

    Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

    называть (приводить примеры):

    •  тела живой и неживой природы;

    •   планеты Солнечной системы (2-3);

    •   свойства воздуха, воды;

    •   состав почвы;

    •  древние города и их достопримечательности;

    • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

    • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

    различать (соотносить):

    •  год, век, арабские и римские цифры;

    • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

    • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

    • животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

    •   приспособления животных к среде обитания;

    • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

    • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

    решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    •   объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

    • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

    • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

    • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

    • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

    • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

    • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

    • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

    • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

    • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

    • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

    • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника

    Список учебной литературы:

    • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
    • Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся 2 класса  – М.: Вентана-Граф, 2013.
    • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1- 4 классы. – М.: Вентана - Граф, 2009 – (Начальная школа XXI века).
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения М. «Просвещение» 2011 год
    • Современная мультимедиа – знциклопедия  Кирилла и Мефодия 2004 г.

                                                                                      Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения» , на основании примерной программы «Литературное чтение» М. «Вентана-Граф» 2012 г., на основе учебного плана школы, по варианту  программы для 3 класса Л.А. Ефросининой.

    Цели программы:

    Рабочая программа по литературному имеет целью помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт; овладеть элементарными литературными представлениями и знаниями.

    Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются:

    1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
    1. Система работы над навыками чтения.
    1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
    2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
    3. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

              Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

    • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
    • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
    • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Место предмета в учебном план:

    На  изучение  курса «Литературное чтение» в 3   классе  отводится  …… часов  в  год  по  …..  часа  в  неделю (33 недели).

    Формы и средства контроля:

                Основными формами и средствами входного, текущего, и  итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, тестовые задания, устный опрос;

    Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

            Личностными результатами изучения литературного чтения  в начальной школе являются: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

            Метапредметными результатами изучения литературного чтения  в начальной школе являются: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений;

            Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; 2) понимание роли чтения, использование разных видов чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, учавствовать в их обсуждении, давать и обобсновывать нравственную оценку поступков героев; 3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

    Учебно-тематическое планирование :

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    Устное народное творчество.

    16

    2.

    Басни.

    5

    3.

    Произведения А.С.Пушкина.

    10

    4

    Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева; А. Н. Майкова , А.А.Фета.

    5

    5

    Произведения Л.Н.Толстого.

    11

    6

    Произведения Н.А.Некрасова.

    7

    7

    Произведения А.П.Чехова.

    6

    8

    Сказки зарубежных писателей.

    4

    9

    Стихи русских поэтов.

    7

    10

    Произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка.

    6

         11

    Произведения А.И.Куприна.

    8

         12

    Стихи С.А.Есенина.

    7

         13

    Произведения К.Г.Паустовского.

    12

         14

    Произведения С.Я.Маршака.

    4

         15

    Произведения Л.Пантелеева.

    5

         16

    Произведения А.П.Гайдара.

    6

         17

    Произведения М.М.Пришвина.

    7

         18

    Произведения зарубежных писателей.

    10

    Итого

    136

    Содержание тематического учебного плана  …….  Ч

    Устное народное творчество – 16 ч
    Пословицы, скороговорки, потешки, загадки, присказки, русские народные сказки («Самое дорогое»., «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка»,  «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о разных малых фольклорных жанрах;

    знать:

    - отличие фольклорных жанров;

    - особенность былины, былинных героев;

    уметь:

    -составлять план былины;

    - выделять при чтении главные слова;

    - объяснять смысл пословицы;

    - сравнивать различные жанры фольклора.

    Басни - 5 ч
    Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о том, что такое рассказ, басня, сказка;

    знать:

    - структуру басни;

    - авторов и название произведений данного раздела;

    - тему, жанр произведений.

    уметь:

    - выразительно читать (определять тон и темп чтения);

    - выявлять авторскую точку зрения;

    -выделять рифмующие слова;

    -делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану (по картинному плану);

    - пересказывать от имени одного из героев

    Произведения А.С. Пушкина – 10 ч
    «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о жанре и теме произведений данного раздела;

    знать:

    - авторов и название произведений данного раздела;

    - тему, жанр произведений;

    - понятие «диалог»

    уметь:

    - выразительно читать;

    -сравнивать произведения разных жанров;

    - пересказывать;

    -выразительно читать диалог;

    - работать с иллюстрацией к тексту.

    Стихи русских поэтов - 5 ч
    Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.П. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин, «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день», И.А.Бунин «Листопад»

    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о стихотворении;

    - о строфе;

    - рифмующихся словах;

    знать:

    - фамилию писателей, тему, жанр данного раздела;

    уметь:

    - работать с текстом;

    - рисовать обложку к стихотворению;

    - делить на части;

    - составлять план, пересказывать.

    Произведения Л.Н. Толстого - 11 ч
    «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

    Произведения Н.А. Некрасова - 7 ч
    «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» «О стихах Н.А. Некрасова».

    Произведения А.П. Чехова – 6 ч
    Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

    Сказки зарубежных писателей – 4 ч
    Ш. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре», «Зимняя сказка»; Х.-К. Андерсен «Снеговик»; братья Гримм «Умная дочь крестьянская».
    иметь представление:

    - о зарубежных сказках и их авторах;

    знать:

    - фамилии авторов и название зарубежных сказок;

    уметь:

    - сравнивать сказки разных народов;

    - описывать героев сказок;

    - пересказывать сказки от лица героев;

    Стихи русских поэтов - 7 ч
    Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.П. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин,. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о стихотворении;

    - о строфе;

    - рифмующихся словах;

    знать:

    - фамилию писателей, тему, жанр данного раздела;

    уметь:

    - работать с текстом;

    - рисовать обложку к стихотворению;

    - делить на части;

    - составлять план, пересказывать.

    Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка – 7 ч
    «Умнее всех», «Приёмыш», «Постойко».

    Произведения А.И. Куприна – 7 ч
    «Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Собачье счастье».

    Произведения С.А. Есенина – 7 ч
    «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки», «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…».

    Произведения К.Г. Паустовского – 12 ч

    «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб».

    Произведения С.Я. Маршака – 4 ч
    «Урок родного языка», «Ландыш», пьеса – сказка «Кошкин дом»; В. Субботин. «С Маршаком».

    Рассказы Л. Пантелеева – 6 ч
    «Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая».

    Произведения А.Г1. Гайдара – 5 ч
    «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский  «Об Аркадии Петровиче Гайдаре», С.В. Михалков «Ошибка», В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

    Произведения М.М. Пришвина – 7 ч
    «Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

    В результате изучения раздела учащийся должен

    иметь представление:

    - о произведениях фольклора;

    - о кратком пересказе;

    знать:

    -фамилию авторов, тему, жанр данного раздела;

    уметь:

    - анализировать текст( выделение присказки, повторов, главной мысли);

    - выразительно читать;

    - сравнивать произведения (жанр, тема, автор)

    - сравнивать модели обложек прочитанных произведений;

    - составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.

    Произведения зарубежных писателей – 10 ч
    Дж. Лондон  «Волк»; Э. Сетон-Томпсон  «Чинк» (в сокращении); Дж.Чиарди «Ждон Джей Пленти и кузнечик Дэн».
    иметь представление:

    - о зарубежных сказках и их авторах;

    знать:

    - фамилии авторов и название зарубежных сказок;

    уметь:

    - сравнивать сказки разных народов;

    - описывать героев сказок;

    - пересказывать сказки от лица героев.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    К концу обучения в 3  классе ученик достигнет следующих результатов, уметь:

    • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
    • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
    • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
    • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
    • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
    • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
    • пользоваться библиотечным фондом;
    • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
    • пользоваться справочной литературой

    Список учебной литературы:

    Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2  - М.: Вентана-Граф, 2013.

    • Л.А.Ефросинина  Хрестоматия «Литературное чтение № 1, 2» М. «Вентана – Граф» 2013 г.
    • Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь№1,№2; - М.: Вентана-Граф, 2013
    • Л.А.Ефросинина Литературное чтение. Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2011
    • Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы ,   тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2008. – (Оценка знаний).
    • Электронный образовательный ресурс 1-4 класс Литературное чтение - М.: Вентана-Граф, 2011

                                                                                                       

                                                                                      Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Математика» разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения» , на основании примерной программы «Математика» М. «Вентана-Граф» 2013 г., на основе учебного плана школы, по варианту  программы для 3 класса Л.А. Ефросининой.

    Цели программы:

    • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
    • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
    • овладение учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приемы и способы действий при изучении других предметов;
    • обеспечение разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы.

    Исходя из  целей, стоящей перед обучением, педагог решает следующие задачи:

    • обеспечить формирование у младших школьников самостоятельность мышления при овладении научными понятиями;
    • развитие творческой деятельности школьников;
    • воспитание у учащихся (на элементарном уровне) прогностического мышления, потребность предвидеть, интуитивно «почувствовать» результат решения математической задачи, а затем получить его теми или иными математическими методами;
    • обучение младших школьников умению пользоваться измерительными и чертежными приборами и инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, комнатным и наружным термометром, весами, часами, микрокалькулятором);
    • учить вслух читать тексты, представленные в учебнике или записанные на доске, на карточках и в тетрадях, понимать и объяснять прочитанное.

    Место предмета в учебном план:

    На  изучение  курса «Математика» в 3   классе  отводится  …… часов  в  год  по  …..  часа  в  неделю (33 недели).

    Формы и средства контроля:

                Основными формами и средствами входного, текущего, и  итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, тестовые задания, устный опрос;

    Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

            Личностными результатами изучения математики  в начальной школе являются: 1) самостоятельность мышления; умение устанавливать , с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; 2) готовность и способность к саморазвитию; 3) готовность высказывать собственные суждения и давать  им обоснование.

            Метапредметными результатами изучения математики  в начальной школе являются: 1) владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); 2) понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения; 3) адекватное оценивание результатов своей деятельности; 4) готовность слушать собеседника, вести диалог.

            Предметными результатами изучения математики  в начальной школе являются: 1) 1) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; 2) умение применять полученные  математические знания для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач, а также использовать эти зания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира.

    Учебно-тематическое планирование :

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    Элементы арифметики

                     102

    2.

    Величины

       14

    3.

    Алгебраическая пропедевтика

                     16

    4

    Логические понятия

                      3

    5

    Геометрические понятия

                       11

    Содержание тематического учебного плана  …….  Ч

    Тысяча (42 ч)

          Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

    Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и > .

    Сложение и вычитание в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражений (освобождение выражений от

    «лишних» скобок).

    Порядок выполнения действий в выражениях, записанных

    без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени;

    б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

    Числовые равенства и неравенства.

    Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

    Решение составных арифметических задач в три действия.

    Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 (35 ч)

    Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

    Умножение и деление на 10, 100.

    Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.

    Нахождение однозначного частного.

    Деление с остатком.

    Деление на однозначное число.

    Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

    Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

    Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (25 ч)

    Умножение вида 23 • 40.

    Умножение и деление на двузначное число.

    Величины (14 ч)

    Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

    Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.

    Вычисление длины ломаной.

    Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.

    Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.

    Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

    Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.

    Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

    Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

    Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.

    Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

    Алгебраическая пропедевтика (6 ч)

    Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

        Логические понятия (3 ч)

    Примеры верных и неверных высказываний.

    Геометрические понятия (11 ч)

    Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

    Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

    Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

    Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

    Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

    называть:

    • единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;

    различать:

    • знаки < и > ;
    • числовые равенства и неравенства;
    • прямую, луч и отрезок;

    сравнивать:

    • числа в пределах 1000; 

    воспроизводить по памяти:

    • соотношения между единицами длины (1 км = = 1000 м, 1 см = 10 мм); массы (1 кг = 1000 г); времени: (1 ч = = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год = = 12 месяцев);

    приводить примеры:

            числовых равенств и неравенств;

    устанавливать связи и зависимости:

    • между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
    • между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;

    решать учебные и практические задачи:

    • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
    • выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
    • решать арифметические текстовые задачи в три действия (в различных комбинациях);
    • применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

    Список учебной литературы:

    1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-      2-е изд.,исправлен.. – М.:  Вентана – Граф, 2012.
    2. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2009 – 224 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
    3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007  (Оценка знаний)
    4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века)
    5. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: рабочая тетерадь: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2013 – 60с.,: ил. – (Начальная школа XXI века)

                                                                                      Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе «Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», на основании примерной программы «Изобразительное искусство» М. «Вентана-Граф» 2013 г., учебного плана школы , по варианту программы для 3 класса Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской  

    Основная цель  программы:

    Разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

    Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

    Активизацию самостоятельной творческой деятельности.

    Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность).

    Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

    Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

    Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

    Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения.

    Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.

    Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

    Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.

    Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

    Место предмета в учебном плане:

    Данная программа реализуется в течение одного учебного года. На изучение

    изобразительного искусства в 3  классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

    Формы и средства контроля:

        Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил.

    Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

    Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

    Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике . Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы.

    Формы и методы преподавания:

    При реализации данной рабочей программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

    Обучение требует от учителя использования различных организационных форм.  Логика построения процесса изучения Изобразительного искусства на уроках в классе направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

    При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

    индивидуальная (консультации);

    групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);

    фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

    парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

    Учебно-тематический план

                                                 

            

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир)

    17ч

    2.

    1. Развитие фантазии и воображения.

    11ч

    3.

    1. Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

    6 ч

    4.

    Итого:

    34

    Содержание тем учебного плана:

    Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

    (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

          Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию  в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

              Развитие фантазии и воображения (11 часов).

           Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение  содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

                    Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

              Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

    Результаты изучения учебного предмета

    Личностные результаты:

      Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

    Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

    Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.

    Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

    Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

    Умение доводить работу до конца.

    Способность предвидеть результат своей деятельности.

    Способность работать в коллективе.

    Умение работать индивидуально и в малых группах.

    Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение

    Метапредметные результаты: 

    Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).

    Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

    Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.

    Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

    Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

    Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

    Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

    Умение проводить самостоятельные исследования.

    Умение находить нужную информацию в Интернете.

    Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.

    Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут»  в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

    Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

    Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

    Предметные результаты :

    Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.

    Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

    Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.

    Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

    Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.

    Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

    Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.

    Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.

    Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

    Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

    Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

    Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.

    Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.

    Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

    Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

    К концу обучения в 3  классе учащиеся должны:

    знать:

    -основы художественных школ народных промыслов: Хохлома, Дымка, Городец и т.д.

    -роль художника в ремесле и архитектуре;

    театральные термины: афиша,  занавес, декорации;

    -роль художника в ремесле и архитектуре;

    -о том, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях и галереях, музеях декоративно-прикладного искусства, музеях архитектуры;

    -начальные сведения о светотени

    Уметь:

    -изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;

    -передавать в рисунке тень, свет, полутень, блик, рефлекс;

    -владеть навыками работы с бумагой (объемное конструирование);

    -понимать разницу между плоскими и объемными фигурами;

    -участвовать в создании проектов изображений, украшений, выставок;

    -пользоваться сведениями о линии и уровне горизонта, перспективе, точке зрения, точках схода;

    -уметь расписывать декорации к спектаклям, делать объемные маски, проектировать театральные костюмы;

    иметь представление:

    • о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

    • о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

    Обучающиеся должны знать:

    • новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

    • разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

    •  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

    Обучающиеся должны уметь:

    • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

    • выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

    • использовать элементарные приемы изображения пространства;

    • передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

    • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

    Учебно-методический комплект:

    Учебник

    - Л. Г. Савенкова , Е. А. Ермолинская « Изобразительное искусство»  3 класс, М.  «Вентана – Граф», 2013 г.

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения М. «Просвещение» 2011 год.

    - Интегрированная программа 1 – 4 классы «Изобразительное искусство» М «Вентана – Граф» 2012г. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.

            

    Пояснительная записка

          Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе «Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,  программы «Начальная школа XXI века» под редакцией  Н. Ф. Виноградовой, на основании примерной программы «Технология» М. «Вентана-Граф» 2013 г.,на основе учебного плана школы, по варианту программы для 3 класса Е. А. Лутцевой.

    Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

    Основные задачи курса в 3  классе:

    Изучение технологии  направлено на решение следующих задач:

    • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
    • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов. Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
    • Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
    • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
    • Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
    • Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
    • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

    Место предмета в учебном плане:

    На  изучение  курса «Технология» в 3  классе  отводится  34 часов  в  год  по  1  часу  в  неделю (34 недели).

    Формы и средства контроля:

    Особое внимание уделяется вопросу контроля  образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке.    Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему  характеру. Она включает  творческую мыслительную работу  и  практическую часть  по реализации замысла. Качество каждой из  составляющих часто  не совпадает, и  поэтому зачастую  не  может быть  одной  отметки за урок. Для  успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так  и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления  и  самореализации.  Оцениваются  освоенные предметные знания  и  умения, а  также  универсальные учебные действия.  Результаты  практического труда могут   быть   оценены  по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых  на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является  степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или  продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме. Основными формами и средствами входного, текущего, и  итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы,  устный опрос; проекты

    Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

    • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

    • степень самостоятельности,

    • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

    Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

    Формы и методы преподавания:

    При реализации данной рабочей программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

    При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

    индивидуальная (консультации);

    групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);

    фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

    парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема раздела

    Количество

    часов

    1.

    2.

    3.

    4.

    Итого

    34ч

    Содержание учебного курса  68 ч

    1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры (60 ч.)

                            Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т.д. Даются  представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.

            Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

    1. Из истории технологии ( 8 ч.)

          Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной  культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту

    Результаты изучения технологии в 3 классе

    Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,  ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности,  применимых в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

            Предметными результатами изучения технологии являются  доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    К концу обучения в 3классе учащиеся должны:

    Иметь представление:

    •  о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном),

    о качествах человека-созидателя;

    о производительности труда (не вводя термин);

    о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

    о способах получения искусственных и синтетических материалов;

    о передаче вращательного движения;

    о принципе работы парового двигателя;

    о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

    Знать:

    •   сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;

    •   названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);

    •   простейшие способы достижения прочности конструкций;

    •  последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

    •  линии чертежа (осевая и центровая);

    •   правила безопасной работы канцелярским ножом;

    •  косую строчку, её варианты, назначение;

    •  агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;

    •   назначение технологических машин;

    •   несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

    •  основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;

    •  правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

    •  профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.

    Уметь:

    •   под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    •   читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

    •  соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов — к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;

    •  выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;

    •  изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

    •  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

    •  выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

    •   оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

    •  осуществлять перевалку и пересадку растений;

    •  выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

    •  собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;

    •  безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

    Учебно-методический комплект:

    Учебник:

    - Е. А. Лутцева Технология  «Ступеньки к мастерству» 3 класс  М.,  «Вентана – Граф», 2013 г.

    - Рабочая тетрадь « Технология» М. «Вентана – Граф» 2013 .

    - Программа «Технология» 1- 4 класс М. «Вентана – Граф» 2008.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая  программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.) на основе программы «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанной в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденной и рекомендованной  Министерством образования и науки РФ.  

    Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся  к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры   восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

    Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

                     Цель предмета – воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве форм и жанров, художественных стилей и направлений.

    Задачи:

    1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
    2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
    3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
    4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
    5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

    Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

    Предмет «Музыка» изучается в 3 классе  1 час в неделю (34 часа)

    Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

    в области личностных результатов:

    - формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной   принадлежности;

    -формированиеуважительного отношения к истории и культуре других народов;

    - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    - наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    - выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями

    мировой и отечественной музыкальной культуры;

    - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

    - развитие этических чувств;

    - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

    - позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

    в области метапредметных результатов:

    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 2 класса;

    - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 2 класса);

    - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

    - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

    - осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);

    - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

    - участие в музыкальной жизни класса (школы, города);

    в области предметных результатов:

    - наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

    - умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,

    представленных в учебнике для 2 класса;

    - понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров  -  оперы и

    балета;

    - владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело - грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;

    - узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;

    - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять lеgаtо, non lеgаtо, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).

    Учебно-тематический план:

    Содержание курса

    Количество часов

    Содержание тем учебного плана    34 ч.

    1.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

    • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;

    решать учебные и практические задачи:

    • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
    • Сравнивать народную и профессиональную музыку;
    • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
    • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
    • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
    • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
    • самостоятельно распевать тексты в стиле устной традиции.

    Для реализации программы используются:

    • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2012; 
    • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 2 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2012;
    • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по школе 21 века

    Здесь разработаны рабочие программы по школе 21 века 1 класс, 2 класс надомное обучение...

    Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс

    рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...

    Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса...

    Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  по окружающему миру...

    Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  математике...