Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

Рабочая программа по литературному чтению  для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_klass_.docx86.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Гаврилова Г. Ф./

Протокол № ___

от   «__»_____2012 г.

«Согласовано»                               Заместитель  директора   по УВР

__________/Шарипова Э. С./

«____»_____2012  г.

«Утверждаю»                                                Директор МБОУ «ООШ ст.Миннибаево»

_________/ Шамсетдинова Ф.Д. /

Приказ № ______

от   «____» ________2012 г.

                                                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»

                                                             Альметьевского муниципального района  

                                                                                 Республики Татарстан

                                                                                                                                 

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                               по литературному чтению

                                                                                          в  3  классе

                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                Составитель:                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                 учитель _1_квалификационной категории Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна  

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                  педагогического совета

                                                                                                                                                             протокол № _______

                                                                                                                                   от «      »___________2012 г

                                       

                                                                                   2012-2013 уч.год

                                                           Рабочая программа по литературному чтению в  3  классе

                                                                                         

                                                                                 Пояснительная записка 

   Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный  компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждения федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования»);                                                                                                                        2. Примерные  программы начального общего образования   (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г №03 -1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);                                                                                              3.  Базисный и примерные учебные планы на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования (Приказ МО и Н РТ от 9.07.2012г № 4154/12);                                                                                                                                                                                                              4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;                                                                                                                                                                                                           5. Программа по литературному чтению  для учащихся 3 класса начального общего образования. Авторы: Л.  Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение» (Концепция и  программы для начальных классов «Школа России». Москва, Просвещение, 2008г.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

6. Учебный план МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского  муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год;                     7. Положение о рабочей программе учителей МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ (Приказ от1.09.2012 №87);                                                                                                                                                                                                       Настоящая программа  рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.)                                                                                                                                                    

Цели решаемые при реализации рабочей программы: Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. 

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

 

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

 - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для 5-6 классов. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение.

Для реализации программного содержания используется:

Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2007.

          Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературного чтения в количестве 3 часа в неделю, т.е. 102 ч. в год.  По базисному учебному плану  МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» в 2012 году на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится  2  часа в неделю, т. е. всего 68 ч. в год. По причине несоответствия количества часов  в рабочей программе сокращены часы на выполнение творческих работ, на повторения.  Уплотнены темы в разделах: «Зарубежная литература», «Устное народное творчество».    Включены  6 уроков НРК. В разделах «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Люби живое», «Поэтическая тетрадь 4»,  «Фольклор».Общий уровень литературного образования учащихся начальных классов будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образования; преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.  

Уплотнение программы по обучению грамоте происходит по следующим разделам:

       

                                                                                                                                   

                                         

Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе НРК

в том числе на внеклассное чтение

в том числе на контрольные уроки

1

Самое великое чудо на свете

           1

2

Устное народное творчество

           5

1

Проверка техники чтения - 1

3

Поэтическая тетрадь 1

           5

1

4

Великие русские писатели

          11

1

1

Тест - 1

5

Поэтическая тетрадь 2

           5

1

6

Литературные сказки

           4

Тест - 1

7

Были-небылицы

           4

2

8

Поэтическая тетрадь 3

           3

9

Люби живое

          8

1

Тест - 1

10

Поэтическая тетрадь 4

           3

1

1

Проверка техники чтения - 1

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

           7

Тест - 1

12

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

          3

Тест - 1

13

Зарубежная литература

            6

Проверка техники чтения - 1

14

Повторение «Фольклор»

            3

2

1

Итого

          68

6

7

8

                                                            СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

                                                               Самое великое чудо на свете (1 ч)

                                       Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

                                                                       

                                                                    Устное народное творчество (5 ч)

1. Русские народные песни. Докучные сказки.

2.Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

                                                                            Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима». 5.Внеклассное чтение. Страницы русской классики

                                                                     Великие русские писатели  ( 11 ч)

1. А. С. Пушкин. «Уж небо   осенью   дышало...»,   «В   тот   год   осенняя   погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 5.Стихи о Родине поэтов Татарстана. НРК, Внеклассное чтение. Любимые стихи.

                                                                        Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»; 4. Великий поэт татарского народа - Г. Тукай.НРК;

                                                                       Литературные сказки (4 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

                                                                              Были и небылицы  (4)ч

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон»; 4. Внеклассное чтение. В. А. Жуковский «Спящая царевна» В. В.Маяковский «Сказка о Пете толстом ребенке и о Симе, который тонкий» Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.

                                                                          Поэтическая тетрадь 3 (3 ч)

1.С.  Черный.  «Что ты тискаешь утенка...»,  «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

                                                                             Люби живое (8 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б.  С. Житков.  «Про обезьянку»; 6.  В. Л. Дуров.  «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». 9.Обобщение. «Люби живое» Г. Мухамметшин «Белая кошка» НРК.

                                                                        Поэтическая тетрадь 4 (3 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; 5. Внеклассное чтение. Произведения писателей родного края. Стихи К. Булатовой НРК.

                                                                   Собирай по ягодке – наберешь кузовок (7ч)

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов.«Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

                                                                     По страницам детских журналов (3 ч.)

   «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

                                                                                 Зарубежная литература ( 6 ч)

1.«Храбрый Персей».

2.Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок»; 3.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; 4.Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше».

                                                                                   Повторение «Фольклор» (3 ч.)

1.Пословицы и поговорки русского народа (1ч.);2. Пословицы и поговорки народов родного края. НРК (1ч.);3. Внеклассное чтение  по теме «Татарские народные сказки» НРК(1ч.).

       Основные требования к знаниям, умениям   и навыкам учащихся в 3 классе  начальной школы

Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы

- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

                                                                      Учебно-тематическое планирование

                                                                                        по литературному чтению

Класс                     3

Учитель               Сибгатуллина Ильсеяр  Илтузаровна

Количество часов            

Всего        68  ч.; в неделю      2 ч.

Плановых контрольных уроков     8 ч.

Внеклассное чтение                            7 ч.

Планирование составлено на основе

Примерной авторской  программы начального общего образования  Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (Концепция и  программы для начальных классов «Школа России». Москва, Просвещение, 2008г.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник

Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2007.

                           

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

п\п

Тема урока

Кол. час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Вид контроля

Планируемые результаты

Домашнее

 задание

Дата

прове-дения

Ф.

П.

Самое  великое чудо на свете (1 ч.)

1

Инструктаж по технике безопас-ности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

1

Комби-нирован-ный

Знакомство с учебником и системой  его  условных обозначений, устным народным творчеством

Фронталь-ный

индивиду-альный опрос

Проверка

техники

чтения.

Знать структуру учебника;

 приёмы ориентирования в  учебнике; историю созда-ния книг; отличия рукопис-ной и печатной книги. Уметь пользоваться с справоч-никами, энциклопедиями.

Стр. 10-11, выраз. чтение.

4.09

Устное   народное  творчество(5 ч.)

2

Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки

1

Комби-нированный

Инсценировать художес-твенное произведение, под-бирать пословицу для до-водов в споре.

Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Стр.14-19, выр. чтение.

7.09

      3

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

Урок с исполь. ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры,  на-родная сказка;  литератур-ная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

Выразительно читать про-изведение, понимать содер-жание прочитанного; отве-чать на вопросы по содер-жанию.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь определять тему и главную мысль произведе-ния; пересказывать текст. Уметь пользоваться с словарями.

Стр.22-27 пересказ.

11.09

4

Иван-царевич

и Серый волк

1

Урок с исполь. ТСО

Уметь делить текст  на смысловые части; составлять его простой план.

Уметь пользоваться с словарями.

Стр.28-38 пересказ, выборочно

14.09

5

Художники -

 И. Билибин,

В. Васнецов.

Сивка-бурка

1

Комби-нирован-ный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь: 

 читать осознанно текст;

 определять тему, главную мысль произведения; пере-

сказывать текст.

Знать о художниках Били-бина, Васнецова, которые создали картины и иллюс-трации по мотивам русских народных сказок.

Стр.40-49 пересказ по плану.

18.09

6

Обобщение. Устное народное творчество Внеклассное чтение

1

Комби-нирован-ный

Пересказывать текст с опорой на картинку;  владеть понятием «действующее лицо».

Фронталь-ный

Уметь: читать осознанно текст;  определять тему, главную мысль произведе-ния; пересказывать текст.

Стр.53-58 ответы на вопросы.

21.09

Поэтическая  тетрадь 1   (5 ч.)

7

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

1

Изучение нового матери-ала

Знакомство с произведе-ниями выдающихся представителей русской литературы -  классиков советской детской литера-туры; произведения совре-менной отечественной

литературы, зарубежной литературы, доступные для восприятия  учащихся.

Устное сочинение повес-твовательного характера с элементами рассуждения и описания. Чтение наизусть:

умение заучивать стихот-ворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать

Фронталь-ный-индивиду-альный

Фронталь-ный-индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору).названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов
. Уметь составить вопросы по прочитанному .

Стр.62 выучить

25.09

8

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»  «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

Изуче-ние нового материала

Знать  имена, фамилии их авторов, основные литера-туроведческие понятия: рифм, рифма;

Стр.64-65 вырази-тельно читать, выучить.

28.09

9

И. С. Никитин «Полно, степь моя…», «Утро. Встреча зимы»

1

Изуче-ние нового материала

изобразительные художес-твенные средства: сравне-ния, эпитеты. Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Стр.71 ответы на вопросы.

2.10

10

И. З. Суриков «Детство. Зима»

1

Изуче-ние нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, вырази-тельно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с пред-варительной самосто-ятельной подготовкой)

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Стр.72 выучить отрывок.

5.10

11

Обобщение

Страницы русской классики.

1

Комби-ни-рован-ный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повто-ры, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение

Стр. 78-80

ответы на

 вопросы.

9.10

Великие русские  писатели (11 ч. ) в том числе НРК (1ч.)

12

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Комби-ни-рован-ный

Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Стр.86 выучить.

12.10

13

А. С. Пушкин «За весной, красой природы»

1

Изуче-ние нового материала

Восприятие на слух и понимание художествен-ных произведений

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров

Ориентироваться в литературоведч. терминах, кратко характеризовать их.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практи-ческой деятельности и пов-седневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом мате-риале, соблюдая правила произношения и соответ-ствующую интонацию.

Стр. 84-85 пересказ

16.10

    14

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

Изуче-ние нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений,чтение наизусть

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практи-ческой деятельности и пов-седневной жизни: читать вслух текст, построенный на

Вырази-тельное чтение,

чтение наизусть

Стр.88-91 по выбору.

19.10

15-16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

2

Комби-ни-рован-ный

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переос-мысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронталь-ный

индивиду-альный

изученном языковом мате-риале, соблюдая правила произношения и соответ-ствующую интонацию.

Уметь пользоваться с словарями.

Выразит. чтение, план. Стр.92-108

Стр. 109-128.

23.10

26.10

17

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

«Зеркало и обезьяна»

1

Урок  с исполь ТСО

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать Оценка иллюстраций к произведениям.

Индивиду-альный

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) Уметь составить вопросы по прочитанному .

С.132-137выраз. чтение по ролям, наизусть.

30.10

18

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

1

Контр

Чтение наизусть

Тест

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть Уметь составить вопросы по прочитанному .

С.137-139 выучить басню        

   2.11

19

М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины»

1

Изуче-ние нового материала

Правильное чтение: безо-шибочное чтение незна-комого текста с соблю-дением норм литературного произношения

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь:
 читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

Вырази-тельное чтение. Стр.142-146

  13.11

20

А. Н. Толстой «Акула. Прыжок»

1

Изуче-ние нового материала

Первоначальное литератур-ное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоцио-нально-нравственных переживаний.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь:
 читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); Уметь пересказать эпизод произ. кратко.

Вырази-тельное чтение, пересказ

 Стр.152-159

 16.11

21

Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве»

1

Изуче-ние нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Оценка иллюстраций к произведениям.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь  определять тему и главную мысль произве-дения; пересказывать текст;
приводить примеры худо-жественных произведений

Вырази-тельное чтение, пересказ

Стр. 160-163

20.11

22

Стихи поэтов Татарстана о Родине.

Обобщение. Великие русские писатели

1

Обобщающий урок

НРК

Выражение личного отношения. Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь конструировать моно-логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказатель-ства, логично и последова-тельно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Ответы на вопросы,

с.164–166

23.11

Поэтическая тетрадь 2 (5ч.) в том числе   НРК (1 ч.)

23

А. Н. Некрасов «Славная осень»

1

Изуче-ние нового материала

Чтение наизусть: заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подго-товкой)

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) .Уметь пользоваться с словарями.

Вырази-тельное чтение, рисунок

Стр.168-170

27.11

24

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Комби-ни-рован-ный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны знать/понимать

содержание прочитанного.

Учащиеся должны уметь

Вырази-тельное чтение.

Стр.170-172

30.11

25

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

Изуче-ние нового материала

отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Вырази-тельное чтение.

Стр. 173

4.12

26

И. А. Бунин «Детство» «Полевые цветы»

1

Комби-ни-рован-ный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих  смыслу  текста.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведе-ния, характеризовать выра-зительные средства,соста-вить вопросы по прочитан-ному .

Вырази-тельное чтение

Стр.174-176

7.12

27

Великий поэт татарского народа - Г. Тукай.

Обобщение Поэтическая тетрадь

1

Обобщающий урок

НРК

Отзывы о понравившемся произведении

Уметь конструировать моно-логическое высказывание: формулировать главную мысль.

Ответы на вопросы, с. 178

11.12

Литературные сказки (4 ч. )

28

Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

Комби-ни-рован-ный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Фронталь-ный-индивиду-альный

Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь пользоваться с словарями.

Уметь пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы.

Вырази-тельное чтение, пересказ по плану

Стр. 182-187

14.12

29

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Изучение нового материала

Формулировать несложные выводы, обосновывать на тексте; находить аргумен-ты, подтверждающие вы-вод.  Высказывать и пояс-нять свою точку зрения; Оценка иллюстраций к произведениям.

Фронталь-ный-индивиду-альный

Фронталь-ный

Тест

Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изу-ченных литературных произ-ведений;  имена, фамилии их авторов.Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Составле-ние плана, пересказ часть сказки

Стр. 188-195

18.12

30

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Изуче-ние нового материала

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, кор-ректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Уметь оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой уст-ный текст на заданную тему;
 Уметь составить вопросы по прочитанному .

Вырази-тельное чтение, чтение по ролям Стр.196-207

21.12

31

В. Ф. Одоевский. Обобщение  Литературные сказки

1

Контр

Уметь различать жанры художественной литерату-ры (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литера-турные  сказки, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой

на авторский текст, анали-зировать соответствие темы пословице; выбирать пос-ловицу, отражающую глав-ную мысль произведения.

Ответы на вопросы с. 209

  25.12

Были и небылицы (4 ч. )

32

Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.

М. Горький

(А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

1

Изуче-ние нового материала

Восприятие на слух и понимание художествен-ных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам.

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое .

Вырази-тельное чтение, пересказ

Стр.4-11

  28.12

33

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Изуче-ние нового материала

высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произве-дения. Уметь пользоваться с словарями.

Выбороч-ное чтение.

Стр.12-24

 15.01

34

А. И. Куприн «Слон»

1

Изуче-ние нового материала

Последовательно и созна-тельно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Уметь использовать прио-бретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; чи-тать вслух текст, соблюдая правила,составить вопросы по прочитанному .

Вырази-тельное чтение, составле-ние плана, пересказ.

Стр.25-40

18.01

35

Внеклассное чтение. В. А. Жуковский «Спящая красавица (царевна)»

 Маяковский «Сказка о Пете толстом ребенке и о Симе, который тонкий»

1

Изучение нового материала

Правильное чтение: безо-шибочное чтение незна-комого текста с соблю-дением норм литературного произношения. Рассказать о своих впечатлениях о произведениях.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и пси-хологические с помощью учителя и самостоятельно.

Недопущение искажения ударений.Осознанное и выразительное  чтение.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказ-ки народные и литератур-,ные; характеризовать текст: предполагать тему и содер-жание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации; определять жанр, тему; формулировать главную мысль текста, его частей.

Ответы на вопросы Стр.42-44

22.01

Поэтическая тетрадь 3 ( 3 ч.)

36

Саша Черный «Воробей», «Слон»

1

Изуче-ние нового материала

Знать/понимать: названия, основное содержание изу-ченных литературных про-изведений, их авторов. Уметь  сравнивать самосто-ятельно прочитанный текст

Выбороч-ное чтение.

Стр.46-49

25.01

37

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Изуче-ние нового материала

(художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Вырази-тельное чтение, рисунок

Стр.50-54

29.01

38

С. А. Есенин «Черемуха»

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами описания.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произ-ведения наизусть. Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихот-ворного текста.Интона-цией  передавать настро-ение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.

Выучить

наизусть, ответы на вопросы,

с. 55-56

1.02

Люби живое ( 8 ч.) в том числе НРК (1 ч.)

39

М. М. Пришвин «Моя Родина»

1

Изуче-ние нового материала

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих  смыслу  текста. Оценка иллюстра-ций к произведениям. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь использовать прио-бретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Пересказ

выборч-ный

Стр58-59

5.02

40

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Изуче-ние нового материала

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих  смыслу  текста.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Вырази-тельное чтение, творчес-кий пересказ

Стр.60-66

8.02

41

В. И. Белов «Малька провинилась» «Еще про Мальку»

1

Изуче-ние нового материала

Уметь анализировать осо-бенности авторских выра-зительных средств, соот-носить их с жанром произ-ведения. Уметь составить вопросы по прочитанному .

Пересказ, составле-ние плана Стр.68-72

12.02

42

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Изуче-ние нового материала

Пересказ текста,

последовательно воспроизводить содержание рассказа

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

Учащиеся должны знать/понимать
основное содержание текста.

Учащиеся должны

уметь пересказывать текст.

Уметь пользоваться с словарями.

Выбороч-ное чтение

Стр.73-82

15.02

43

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

Изуче-ние нового материала

Кратко пересказывать произведение
(эпизод) Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формули-ровать вопрос по фраг-менту текста

Знать/понимать основное содержание текста. Уметь пересказывать текст,уста-навливать последователь-ность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нем событий; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением

Вырази-тельное чтение, творчес-кий пересказ. Стр.83-96

19.02

44

В. Л. Дуров «Наша Жучка»,

 В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Изуче-ние нового материала

Построить  небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания). Различать книгу-сборник от остальных изданий.2,

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;  оценивать события, героев произведе-ния.


Подроб-ный пересказ. Стр.98-104

22.02

45

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

Контр.

Формулировать несложные выводы, обосновывать на тексте; находить аргу-менты, подтверждающие вывод.

Тест

Учащиеся должны уметь: – оценивать события, героев произведения.

Уметь использовать энциклопедию.

Выразительное чтение, пересказ

Стр.105-108

26.02

46

Обобщение. «Люби живое»

 Г. Мухамметшин

«Белая кошка»

1

Комби-ни

рован-ный

НРК.

Создать небольшие письменные ответы на

поставленный вопрос по прочитанному произведению Устное сочинение повествовательного характера с элементами описания.

Выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подготовкой) Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста Выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знакомство с стихами К. Булатовой. Различать собрание сочинений от остальных книг.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Уметь пользоваться с словарями. Уметь составить вопросы по прочитанному .

Ответы на вопросы, c. 109
(письмен-но

№ 3)

1.03

Поэтическая тетрадь 4 (3 ч. ) в том числе НРК (1ч.)

47

 С. Я. Маршак «Гроза днем»

А. Л. Барто

«Разлука», «В театре»

1

Изуче-ние нового материала

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему Выразительно  читать стихотворные произведения, понимать настроение лири-ческого героя,  пользоваться толковым словарем.

Вырази-тельное чтение. Стр.112--117

5.03.

48

С. В. Михалков «Если» ,

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

Изуче-ние нового материала

Фронталь-ный

индивиду-альный

Проверка техники чтения

Уметь составлять небольшое монологическое

высказывание с опорой на авторский текст;

Вырази-тельное чтение. Стр.118-119

8.03

12

49

Внеклассное чтение

Произведения писателей родного края. Стихи К. Булатовой.

1

Комб.

Контр.

Уметь оценивать события, героев произведения;

 использовать приобре-тенные знания и    умения

в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событий)

Вырази-тельное чтение, рисунок

Стр.120-121

12.03

12

Собирай по ягодке- наберёшь кузовок (7ч. )

50

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Изуче-ние нового материала

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) Построение небольшого монологи-ческого высказывания о произведении (героях, событиях). Оценка иллюстраций к произведениям.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь применять приобре-тенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания

оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событий)

Ответы на вопросы, с. 122-128

пересказ по плану рисунок

15.03

15.03

51

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Изуче-ние нового материала

Знать этапы написания сочинения.

Уметь определять тему и главную мысль; давать характеристику героям; делить текст на смысловые части; находить в тексте слова автора, персонажей. Уметь составить вопросы по прочитанному .

Вырази-тельное чтение, пересказ (творчес-кий)

Стр.129-135

19.03

52

А. П. Платонов «Еще мама»

1

Изуче-ние нового материала

Уметь составлять план текста: делить текст на части, определять микро-темы каждой части, озаглав-ливать их, формулировать вопрос по фрагменту текста.

Вырази-тельное чтение, письменно ответить на вопр.

Стр.137-143

22.03

53

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Изуче-ние нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Уметь анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Выразит чтение, план, пересказ Стр.144-153

2.04

54

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

Изуче-ние нового материала

Рассказ о своих впечатлениях по прочитанному  произведению
(о героях, событиях)

Уметь читать по ролям: выбирать фрагмент для чте-ния по ролям, распределять роли, отбирать вырази-тельные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Состав плана, пересказ

Стр.154-163

5.04

55

Н. Н. Носов

«Федина задача»,   Н. Н. Носов

«Телефон»

1

Изуче-ние нового материала

Участвовать в литературных играх

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Уметь пользоваться с словарями.

Подготов-ка к чтению по ролям.

Стр.164-172

9.04

56

В. Ю. Драгунский «Друг детства» Обобщение. «Собирай по ягодке – набирешь кузовок

1

Комб.

Контр

Восприятие на слух  понимание художествен-ных произведений разных жанров, передача их содер-жания по вопросам (в пре-делах изучаемого матер.)

Фронталь-ный

индивиду-альный

Тест

Знать/понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов Уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблю-дая правила произношения и соответствующую интонацию

Вырази-тельное чтение. Стр.173-179, ответы на вопросы.

12.04

По страницам детских журналов

( 3 ч.)

Фронталь-ный

индивиду-альный

Фронталь-ный

индивиду-альный

57

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1

Изучение нового материала

Устное сочинение повествовательного характера с элементами описания.

Выразительное чтение,
использование интонаций

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Уметь  выразительно читать; анализировать прочитанное; давать характеристику действующим лицам

Вырази-тельное чтение. Стр.183-186

16.04

58

Р. Сеф «Веселые стихи»

1

Изучение нового материала

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.Уст-ное сочинение повествова-тельного характера с эле-ментами рассуждения и описания

Вырази-тельное чтение. Стр.186-188

19.04

59

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1

Контр

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Тест

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Уметь пользоваться с словарями.

Ответы на вопросы, с. 188
(письмен-но

№ 3)

23.04

Зарубежная литература (6 ч.)

   60

 «Храбрый Персий». Древнегреческий миф

1

Изуче-ние нового материала

 Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

Фронталь-ный

индивиду-альный

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Уметь различать периодическую печать от остальных материалов

Вырази-тельное чтение Стр.190-199

26.04

    61-62

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

2

Контр

Самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы;

Проверка техники чтения

Учащиеся должны уметь:

– выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; – четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении.

Пересказ, составле-ние плана Стр. 200-216

30.04

3.05

63-64

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

2

Урок  с использованием ТСО

Инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. читать осознанно

Фронталь-ный

индивиду-альный

Уметь:  читать осознанно текст;  определять тему, главную мысль произве-дения; пересказывать текст

Ответы на вопросы стр.215

7.05

10.05

65

Обобщение.Зарубежная литература Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше».

1

Урок  с использованием ТСО

Инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы

Фронталь-ный

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Прочитать понравив-шую сказку.

14.05

Повторение «Фольклор» (3ч) в том числе НРК (2ч.)

66

Повторение по теме: «Фольклор»

Пословицы и поговорки русского народа

1

Урок  с исполь-зовани-ем ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры,

Фронталь-ный

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Выучить 3 пословицы про труд.

17.05

67

Пословицы и поговорки народов родного края.

1

Урок  с исполь-зовани-ем ТСО

НРК

народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, посло-вицы, поговорки,

стихотворение,басня

Фронталь-ный

Знакомство с пословицами народов родного края.

Уметь пользоваться с словарями.

Выучить 3 пословицы

21.05

68

Внеклассное чтение

по теме «Татарские народные сказки»

1

Комби-ни-рован-ный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Фронталь-ный

Знакомство с татарскими народными сказками.

Прочитать книги по списку

24.05

                                                                      Список литературы

1. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1-4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005

2. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006

3. Климанова Л.  Ф.  Уроки литературного чтения:  Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. - М.: Просвещение, 2005

4. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2007

5. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2004

6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004

7.  Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. Олимпиада. Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004

 8. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс.-М.: ВАКО, 2007.

                                                                                                      Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...