Урок-викторина "По сказкам А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок рассчитан для учеников 3 класса. Обеспечен презентацией, которая дает возможность вспомнить героев, сюжеты и названия сказок А. С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Цели: 1). Познакомить детей с фактами биографии поэта, проверить знания детьми сказок А.С. Пушкина, умение внимательно работать с текстом, рассуждать и обсуждать прочитанное; расширить кругозор детей;

2). Развивать внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление, правильную речь учащихся;

3). Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, прививать любовь к пушкинскому слову.

Форма проведения: викторина.

Методы: коллективная творческая деятельность, игровая технология.

Подготовительная работа: изучить литературу по теме, разработать вопросы к викторине, разделить класс на команды, подготовить призы победителям.

Оборудование: портрет писателя, книги сказок  писателя, чёрный ящик, жетоны для поощрения, медали; П. И. Чайковский «Времена года»; репродукции картин к произведениям А. С. Пушкина; компьютер, презентация Power Point , проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)
  2. Свободное чтение учащихся (3-5 мин.)
  3. Проверка домашнего задания (7-8 мин.)
  4. Вступительное слово учителя.(6 мин.)

- Вначале нашего занятия я предлагаю Вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока. ( слайд №2)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)

  2. Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом». (Дуб)

  3. герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «Стерёг границы его царства». (Петушок)

  4. К кому обращалась героиня сказки со словами: « Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (Зеркальце)

 5. Герой сказки, который произносит слова:

«Ты волна, моя волна!

  Ты гульлива и вольна!

  Не губи ты нашу душу:

  Выплесни ты нас на сушу!» (Гвидон)

6. Героиня « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ? ( Чернавка)

-Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?  (Пушкин)

-Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине (портрет). Великий русский поэт родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня- простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она « окала», маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

-А кто из вас знает, как звали няню?  (Арина Родионовна)

-Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому приучали. Даже учителя- француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится  слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

 V. Сегодня мы проведем ВИКТОРИНУ по творчеству А.С. Пушкина. (20 минут)

(Класс разделен на две команды: на доске эмблемы команд:

1-ая команда: «Золотая рыбка»;

2-ач команда: « Золотой петушок».

Эмблема 1-ой команды

«Золотая рыбка»

Эмблема 2-ой команды

«Золотой петушок»

1). Разминка. (команды отвечают по очереди; вручаются жетоны) (слайд № 3)

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле царства нет? («Кири-ку-ку! Царствуй,  лежа на боку!»)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? ( «Дурачина ты, простофиля»)

4. Откуда эти строки?

          «Ветер, ветер! Ты могуч,

            Ты гоняешь стаи туч,

            Всюду веешь на просторе,

            Не боишься никого,

            Кроме Бога одного!» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (3 раза)

6. С чем приходил невод? (1 раз-с тиной, 2 раз- с травою морскою, 3 раз- с золотой рыбкой)

7. О каком времени года идёт речь в начале « Сказки о мёртвой царевне и семи           богатырях»? (о зиме)

8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в « Сказке о мёртвой царевне»? (семь торговых городов да 140 теремов)

9. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную и, связав её живую, под сосной оставить там на съедение волкам.)

10.Чем угрожала злая царевна Чернавке? (рогаткой)

2). Задание № 1 «Что за прелесть эти сказки!» (по очереди).

1. Вспомните и скажите,сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, дом, дворянка, царица) (слайд № 5)

2. Кто это из героев А. С. Пушкина:
« Помолясь усердно Богу,
отправляется в дорогу
За красавицей -  душой
За невестой молодой» ? (Елисей) (слайд № 6)

3.  Каков рост сына царя Салтана при рождении? (аршин) (слайд №7)

4. Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (5) (слайд № 8)

5. В кого превратился князь Гвидон, чтобы в третий раз посетить царство славного Салтана? (в шмеля) (слайд № 9)

6. Кто это? (слайд № 10)
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузли шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.» (старуха в «Сказке о рыбаке и  рыбке»)

3). Задание 2 « Что в чёрном ящике?» (слайд № 11)

-Угадайте, что в чёрном ящике? О каком фрукте идет речь, из какой сказки?

«Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь..» (Яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4). Задание 3. «Не потеряем  ни одного пушкинского слова.» (слайд № 12)

- Вставьте пропущенное слово:

1-ая команда

2-ая команда

  1. … лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет. (прозрачный)

1.Москва! Как много в этом звуке

…  …   русского слилось.

(для сердца)

  1. Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за …

(семерых)

2.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты …  … .

( ждёшь меня)

5).Задание 4. « Сказочные объявления» (слайд № 13)

- У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.

-Кто мог дать такое объявление?

1-ая команда

2-ая команда

  1. Предлагаю свои услуги:

Работаю за семерых. Могу:

Запрягать лошадь,

Топить печь;

Закупать продукты на рынке;

Печь яйца, варить кашу;

Нянчить детей.

Мой адрес…….

(Балда. «Сказка о попе и его работнике Балде») (слайд № 14)

1.На работу в лесопункт требуется:

-повар;

-конюх;

-плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.

Мой адрес ….

( Поп. «Сказка о попе и его работнике Балде»)

(слайд № 14)

2.Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

-соболя, чёрно-белые лисицы;

-чистое серебро;

-злато.

И все это по доступным ценам!

«пальмира» ждет Вас!

Адрес фирмы ….  .

(«Сказка о царе Салтане..»)

(слайд № 15)

2.Тем, кто интересуется жилплощадью!

Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:

-кругом лавки, крытые коврами;

-под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Мой адрес …  .

(«Сказка о мертвой царевне»)

(слайд № 15)

3.Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес. …..

Обращаться к ….

( « Сказка о мертвой царевне», к царице-мачехе)

(Слайд №16)

3.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

-укусы правого и левого глаза;

-волдыри на носу.

Начало ближайших занятий ….

(«Сказка о царе Салтане..»)

(слайд № 16)

4.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Адрес …. .

(«Сказка о золотом петушке») (слайд № 17)

4.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

Обращаться к …. .

(Золотой рыбке из « Сказки о рыбаке и рыбке»)

(слайд № 17)

6.) Задание 5 «Старинной речи милый лад». (слайд № 18)

-Вставьте пропущенное слово.

1-ая команда

2-ая команда

1.Агде найти мне такого

…      не слишком дорогого?

(Служителя)

1.Едет с …    гонец

И приехал наконец.

(грамотой)

2.Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

 звездочету и …   .

(скопцу)

2.Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за …

   (обед)

7). Задание 6. «Как вы знаете произведения А. С. Пушкина?» (слайд № 19)

( На слайдах расположены яблочки. С обратной стороны записаны вопросы, вы подходите по очереди, щелкаете кнопочкой мышки по яблочку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него, если ответили правильно, то яблочко попадает в корзинку.)

1.Какие чудесные дары получил князь Гвидон от царевны-лебедя? (Чудесный город, белку с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором и сама она согласилась стать его женой)

2.С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб…)

3. Последнее желание сварливой старухи. (Стать владычицей морскою)

4. С какими словами  обращалась сварливая  царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

5. Верный страж царя Дадона? (Петушок )

6. Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)

7. В кого превращался  князь Гвидон, когда летал в царство царя Салтана? ( В комара, муху, шмеля)

8. Изделия из золотых скорлупок. (Монеты)

9. Каким ремеслом   занимался старик со старухой, живя в своей землянке? ( Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)

10. Чем потчевали старуху   бояре да дворяне в царских палатах? ( Заморскими винами, печатными пряниками…)

8.) Задание 7. « Слух обо мне пройдёт по всей Руси». (слайды  № 20-21)

1-ая команда

2-ая команда

1.Кому посвящены стихи?

Одна в глуши лесов сосновых

Давно.давно ты ждёшь меня?

Назовите имя, отчество, фамилию героя.

(Яковлева Арина Родионовна)

1.Кто из великих поэтов XVIII века заметил талант А. С. Пушкин?

(Державин)

2.За изучение какого предмета в Царскосельском лицееиА.С. Пушкин был удостоен оценки знаний «превосходно»?

(Французская литература.)

2.В каком городе и как погиб А.С. Пушкин?

(Санкт-Петербург, убит на дуэли)

  1. Подведение итогов викторины.

1). Подсчитывание жетонов счетоводами.

2). Определение команды-победителя.

3). Награждение.

(Слайд № 22)

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю я : «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....