Влияние совершенствования технической стороны процесса чтения на повышение грамотности.
статья по чтению по теме

Остапенко Екатерина Антоновна

Некоторые приемы и упражнения по совершенствованию техники чтения. Можно использовать системно на уроках чтения и русского языка в течение всего курса обучения учащихся.  Цель этих упражнений: расширение поля чтения учащихся, воспитание внимания к слову, развитие зрительской памяти, слуховой и языковой догадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Влияние совершенствования технической стороны процесса чтения на повышение грамотности.

Остапенко Е.А.,

Учитель начальных классов

 МБОУ СОШ№6 г.Южно-Сахалинска

        Одно из важнейших умений, которые формируются  при усвоении УУД,- это умение правильно и осмысленно читать тексты.  Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идет о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной),  подтекстовой,  и концептуальной.

        Процесс чтения очень сложный, так как в нем принимают участие мышление и произношение, восприятие и память, представление, слуховые и звуковые анализаторы. Если условно расчленить этот процесс на составные части, то первый из них будет техника чтения  (зрительное восприятие и произношение слова), а другой-понимание прочитанного.

Остановимся на первой части процесса чтения, хотя обе части  неразрывно связаны, взаимно влияют  друг на друга.

        Мы же обращаем  своё внимание на формирование техники чтения, так как работа над пониманием прочитанного систематически ведётся из класса в класс, начиная с первых дней  обучения учащихся чтению.

        Работа над совершенствованием техники чтения ведётся в системе лишь в первый год обучения грамоте. В дальнейшем навыки чтения формируются в процессе  работы с текстом.

        Практика работы показала, что навыки чтения формируются медленно и стихийно. Для некоторых учащихся  это является настоящей бедой, травмой, так как из-за слабой техники чтения они отстают по многим предметам. В основном  к таким ученикам относятся дети, поступившие в школу не умеющие читать.

        Можно использовать системно на уроках чтения и русского языка в течение всего курса обучения учащихся некоторые приемы и упражнения по совершенствованию техники чтения.

        Цель этих упражнений: Расширение поля чтения учащихся, воспитание внимания к слову, развитие зрительской памяти, слуховой и языковой догадки.

        В чем суть и методика применения данных упражнений?

        Как известно, взгляд при чтении не переводится плавно от буквы к букве, а движется скачкообразно. И если ребёнок не научен, или не сумел сам овладеть зрительным восприятием необходимых ориентиров  в слове, его взгляд движется беспорядочно, выхватывая случайные элементы слова.

        Ориентирами в слове, восприятие которых обеспечивает правильность чтения, являются гласные. Умению видеть гласные в слове необходимо систематически учить. Самым простым и эффективным приёмом такого обучения  является предварительное чтение одних гласных в слове или в предложении. Систематическое применение такого приёма в букварный период, а если надо, отдельным учащимся и в дальнейшем, даёт весьма положительные результаты:

        Ученик приобретает умение действительно видеть гласные и начинает читать более плавно, уверенно и правильно, что ведёт к формированию беглости чтения, а на письме к грамотности.

        Для постепенного расширения поля зрения учащихся можно использовать тахистоскопирование - быстрое «схватывание» слогов и целых слов, показываемых на короткое время (не более 0,5-1сек.).

        Для этого нужно заготовить полоски плотной бумаги со слогами и отдельными словами. Слог закрывается,  а дети хором произносят показанный слог или слово. При этом слова предлагаются учащимся в порядке возрастания сложности, начиная с односложных: МАЛ, МИЛ, МИР, КРОТ, ГРОТ, а затем и двухсложные: ДРОВА, ТРАВА и трехсложные слова различного состава. Затем нужно перейти к развитию зрительного восприятия   одновременно двух слов, записанных одно под другим на подобных карточках.

Слова необходимо подбирать так, чтобы они различались гласным или согласным звуком, воспитывая  у учащихся внимание к слову:

СОМ        ПИЛА      МОСТ      ПЛАТЬЕ

САМ        ЛИПА        ЛИСТ      ПАЛЬТО

        После приобретения учащимися  навыка  быстрого «схватывания» двух слов можно перейти  к  трем  словам.

        Подобные упражнения нужно проводить, записывая их сначала так:

САША                                     ЛАРА

УШЛА                                    САМА

РАНО.                                     МЫЛА

                                               ОКНА.

А затем таким образом:    ЛАРА САМА

                                                                МЫЛА ОКНА.

        В после букварный период необходимо продолжать эту работу. Сложное предложение рекомендуется записывать на доске печатным шрифтом в виде столбиков, напоминающих стихотворение.

        В этом  «стихотворном» наборе каждая строчка-синтагма:

Дал агроном черенки

И научил,

Как их в землю вкопать,

Как поливать,

Как с крапивой бороться.

        Ученики читают по строчкам, распределяя правильно дыхание. Учитель добивается слитного прочтения предлогов со словами, к которым они относятся, чтение целыми словами без пауз между ними, соблюдения интонации. Затем учащимся предлагается прочесть это предложение с соблюдением всех требований в том виде, в каком оно записано в тексте.          

 Эти упражнения  развивают  у учащихся технику  и навыки чтения молча. При чтении молча наступает более активная напряженность зрительного анализатора, что даёт возможность глубже воспринимать  читаемый текст и запомнить   написание слов.

        Усвоение правильного письма зависит не только от усвоения правил, но и от зрительного восприятия.

        Поэтому на уроках  русс  желательно   проводить упражнения, развивающие у учащихся зрительную память. В русском языке много слов, правописание которых необходимо  просто запомнить. Учащимся младших классов к концу обучения необходимо  запомнить правописание ста шестидесяти семи слов. Достижению этой цели будет способствовать упражнение, заключающееся в следующем: ученикам  предлагается в течение 5 сек. Прочитать 10 словарных слов, записанных на доске, а затем по памяти записать их в тетрадь.

        Вот пример выполнения такого задания учащимися (I-сильный, II-средний, III-слабый) третьего класса, которым были предложены слова для зрительского восприятия: автомобиль, агроном, адрес, багаж, берег, береза, беседа, библиотека, билет, вагон.

I.

Автомобиль, агроном, адрес, беседа, берег, береза,   библиотека, билет, багаж, вагон.

(Лена Г.)

II.

Автомобиль, адрес, агроном, беседа, береза, берег,  багаж, библиотека, вагон, билет.

(Толя Л.)

III.

Автомобиль, агроном, адрес,  багаж, беседа, библиотека, вагон,  билет.

(Наташа К.)

         С целью  развития у учащихся запоминания прочитанного можно предложить им прочитать молча в течение 10 сек. связный текст.   Сначала это должны быть небольшие тексты, но постепенно количество слов в них надо увеличивать, а время на их чтение оставлять неизменным. После прочтения  текста учащиеся  записывают его  по памяти.

        Количество  прочитанных учеником слов подсчитывается следующим образом: по истечении времени (10сек.) ученик карандашом обводит в учебнике слово, на котором остановился. После этого он сразу закрывает книгу и записывает то, что запомнил.

        После окончания письменной работы ученик открывает книгу, находит место, на котором остановился во время чтения, записывает последнее слово в скобках на свободной строке после записанного им  по памяти текста. Если ученик успеет за отведенное время   прочитать весь текст, то на свободной строке записывает: «Прочитал все».

Учитель заранее в контрольном тексте, т.е. в своем учебнике, подсчитывает количество слов и против каждой строчки записывает их число. Проверяя работу ученика, он находит отмеченное последнее слово и по своему контрольному листку определяет число  прочитанных учеником слов. Если отмеченное слово находится в средине строки, нужно от количества слов, записанных против соответствующей строки в контрольном тексте отнять то количество целых слов, которые ученик не успел дочитать на последней строке.

        Вот пример выполнения этого упражнения учащимися третьего класса, которые за 10 сек. прочитали весь текст:                                        

Солнечное утро разбудило ребят.   Поезд мчался мимо золотых полей   пшеницы…                                                                                          

На лугу грелись на солнце коровы.   Около них  бегали   молочно-желтые     телята.                                                                                                                                      

На воде плавали кувшинки. Вдали синел лес.

(Прочитал все)                    (Гриша Б.)

Яркое, солнечное утро разбудило ребят.   Поезд мчался мимо золотых полей   пшеницы, зеленых

лугов.   В траве лежали коровы.   А возле  них  прыгали молочно-желтые   телята.                                                                                                                                        

Цвела   гречиха.  Красные шарики клевера   сливались в один    большой      пушистый ковер.  

                                                                                                                (Прочитал все)                         (Игорь О.)

        Сравнивая обе работы, видим, что при одинаковой скорости чтения процент запоминания у ребят разный: у первого составляет 60%, а у второго 74%. Грамотность у первого и второго отличная ни одной ошибки. Вывод: у первого ученика еще не достаточно развита зрительная память. Эту задачу можно решить, работая с каждым учеником индивидуально, дифференцированно.

        Чтобы выработать навык чтения, довести ученика до беглого чтения, надо помочь ему верно угадывать целое слово, или на первых порах слог, или определённые буквенные сочетания сразу, не вглядываясь в буквы.

        Это достигается правильным подбором материала для упражнений по развитию смысловой и языковой догадки и повышению уровня владения языком за счет сокращения лексико-грамматической избыточности  текста. Подобные упражнения можно начинать с первых шагов обучения грамоте. Материал для них имеется на первых страницах  букваря. Правда, текстов с выпущенными или перекрытыми окончаниями в букваре нет. Такие тексты введены в букварь  Д.Б.Элькониным.

        Учитель может сам составить  подобный текст:

Я еще маленьк… . Люблю рис… ракеты по бум… . Потом подрас…, буду хор… учить…, стану косм… .

        На начальной стадии обучения такие тексты учащиеся читают одновременно вслух с выполнением окончаний. Взаимопроверкой учащиеся определяют, кто правильнее дополнит текст.

        В дальнейшем ходе обучения чтение дифференцированного текста проводить нужно молча.

        Количество  выпущенных букв постепенно увеличивать, доведя до 30-35% общего количества букв в тексте.

        С целью контроля за выполнением подобного задания, на уроках  русского языка  можно давать учащимся деформированный текст, предлагая записать его с дополнительными окончаниями:

Летом в лесу.

        Хор__  и приволь_   ле_  в  ле_.  Зеленой лис_  одеты  де___.  Пахнет гр__,  спелой душ___ зем____.

        Гром_   поют  пт____.  Свистят  ивол__,  куку_  неуго___   куку___.  В кустах  над ручь__ заливаются  со______.

         В данном тексте, предложенном третьеклассникам, 37% пропущенных букв от общего количества букв. При выполнении этого задания учитывается время, затраченное учеником на его выполнение, самостоятельность выполнения и грамотность. Поэтому после выполнения работы ученик записывает свое время после текста  на свободной строке.

                Примеры выполнения этого задания тремя учениками  (I-сильный,II-средний,III-слабый).

Летом в лесу.

        Хорошо и привольно  летом в лесу. Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой.

        Громко  поют птицы. Свистят иволги, кукуют  неугомонные  кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.                                          (3,5 мин.)    (Марина А.)

II.

Летом в лесу.

Хорошо и привольно  летом в лесу. Зеленой листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой.

        Громко  поют птицы. Свистят иволки, кукуют  неугомонные  кукушки. В кустах над ручьем заливаются соловьи.                                                                  (4мин.) (Таня Р.)

III.

Летом в лесу.

Хорошо и привольно  летом в лесу. Зеленой листвой одело деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой.

        Громко  поют птицы. Свистят иволги,         кукует  неугомонно  кукушка.  В кустах над ручьем заливаются соловьи.                                                                                                          (6мин.)     (Гена Т.)

        Во время проверки учащиеся, сверяя свой текст с контрольным текстом, подчеркивают слова, в которых они по своей догадке допустили ошибки. Проверка убеждает учащихся в том,      что по одной догадке читать нельзя, свою догадку  нужно проверить. Подобной тренировкой учитель добьется от учащихся внимательного чтения, что повлечёт за собой выработку у них навыков правильного чтения и грамотного письма.

         И еще на одном упражнении хочется остановиться. Это – списывание на время. Этим упражнением можно развить у учащихся умение правильно, без потери времени списывать текст упражнения, либо отрывок из произведения, читаемого дома, в классе. На такое списывание нужно отводить 5 минут. От учащихся требовать при выполнении задания грамотного письма, скорости чтения и письма, и соблюдения орфографического режима.

        К концу третьего года обучения учащиеся достигнут значительных успехов в скорописи. Как известно, ученик  третьего класса во втором полугодии должен писать со скоростью 55 знаков в минуту. Вот образцы работ третьеклассников перевыполнивших норму.    

        Все описанные упражнения, носящие тренировочный характер, рекомендуется проводить системно в сочетании с традиционными видами работ. На уроках чтения и грамматики нужно отводить на них от 5 до 7 минут. В результате систематического применения описанных упражнений можно добиться значительных успехов в формировании навыков чтения и  грамотного письма.

        Из всего сказанного можно сделать вывод: процесс формирования навыков чтения учитель может и должен активно вмешиваться, т.к. чтение - это навык, который каждый человек владеет, а обучение быстрому чтению позволяет развивать и совершенствовать это навык, обеспечивая лучшее усвоение информации в единицу времени без ущерба для её понимания- конечной цели чтения.

Литература.

1. К а н о н ы к и н Н.П., Щ е р б а к о в а Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – 5-е изд. – Л., 1955.

2. Р е д о з у б о в С.П. Методика русского языка в начальной школе: Пособие для пед. училищ. – 5-е изд. – М., 1963.

3. Р о ж д е с т в е н с к и й Н.С., К у с т а р е в а В. А. Методика начального обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей начальной школы пед. институтов. – М., 1965 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В ходе своей работы я использовала различные методы и упражнения на развитие мелкой моторики рук,у детей появляется самостоятельность и уверенность в выполнении работы....

Взаимодействие двух игроков. Совершенствование технических приемов

Урок физической культуры для учащихся 4 класса начальной школы. Раздел "Баскетбол". Тема урока - "Взаимодействие игроков. Соверешенствование технических приемов". Урок по типу комбинированный, включае...

Взаимодействие двух игроков. Совершенствование технических приемов

Презентация к конспекту урока "Взаимодействие игроков"...

Работа со слоговыми таблицами как средство развития технической стороны чтения у учащихся 1 класса, имеющих ФФНР, в условиях школьного логопункта.

Чтение оказывает значительное влияние  на усвоение программы общеобразовательной школы. Сейчас немало  детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу с учащимися 3х классов по теме: "Совершенствование технических приемов в баскетболе"

В плане дается материал для совершенствования техники игры в баскетбол юных спортсменов. Продолжительность занятия 80 минут....

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....