Читательское творчество
статья по чтению по теме

Лоншакова Елена Владимировна

Развитие читательского творчества у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chitatelskoe_tvorchestvo.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательского творчества

школьников

учитель начальных классов:

Лоншакова Е. В.

2012г.

Необходимость воспитания творческого читателя заявлена в современных программных документах.

В 2010-2011 году наша гимназия стала экспериментальной площадкой, работающей по новым образовательным стандартам. Данные стандарты предусматривают концепцию развития универсальных учебных действий, что создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому видится необходимым уделять особого внимания развитию творческих способностей школьников.

Современному обществу нужны образованные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, которые способны на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Педагог должен стать учителем-партнером, наблюдателем и вдумчивым наставником.

Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека. Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Возраст от 2 до 12 лет считается самым благоприятным периодом для развития творческого воображения. В этом возрасте ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся.

Каждый ребенок – вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить творить добро, понимать окружающий мир – задача педагога. Педагогическую деятельность нельзя считать работой. Это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где личность ребенка является стержнем, а становление индивидуальности – главной задачей.

Особое место в педагогической деятельности занимает литературное образовании школьников. Это достаточно сложный процесс. Соединить обучение технике чтение и собственное литературное образование – значит впрячь в одну телегу «Коня и трепетную лань».

Поэтому с первого дня прихода моих маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, я стараюсь строить уроки, в начале уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.

Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают трудности и проблемы, обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые не только развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому.

Таких форм существует множество. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста. По мнению Л.С.Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра.

Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:

- составление рассказов по серии картин;

-придумывание продолжений сказки;

- изменение сюжета сказки;

- рисование картины к произведению;

Творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка и.т.п.

Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов, так же как и географических названий своей местности (топонимика), фамилии и имени людей (ономастика), изучение историзма и архаизма, поэтического языка сказок.

На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в книге: это наивно- реалистическое восприятие читаемого. Также возможен и прямо противоположный подход: юный читатель оказывается как бы рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, иногда вводит новые эпизоды; наивно- реалистического подхода уже нет, наоборот, читатель сам распоряжается судьбами героев.

Для развития речевого творчества учащимся даю задания – исследования «Энциклопедия одного слова». Учащиеся исследуют слово всей семьей по заданному плану:

1) Слово и его лексическое значение (в толковом словаре)

2) История происхождения слова (в этимологическом словаре)

3) Родственные слова (однокоренные)

4)Слово и его «друзья-синонимы»

5) Слово и его «враги-антонимы»

6)Слово и слова-рифмы

7) Слово … в иллюстрациях, рисунках (Нарисуй свое слово)

8) Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

Затем идет представление (презентация) – защита детских работ. При выполнении заданий оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа также развивает и орфографическую зоркость.

Одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Главная задача творческой игры – научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, находить решение в нестандартной ситуации. В.А.Сухомлинский писал, что « в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного творческого развития».

Разнообразны игры, применяемые на уроках чтения. Рассмотрим некоторые из них. « Игра в ассоциации». «Какое настроение, цвет, предмет вам представляется, когда произношу слова мох, капелька росы, снежинка, облака и.т.д.» Подобные речевые разминки присутствуют на каждом уроке.

Игра «Волшебная кисточка» помогает оживить картину произведения, понять учителю насколько ребенком понято и воспринято прочитанное произведение. Под впечатлением дети могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Для усиления эмоционального впечатления использую музыку. Тайна литературного искусства и состоит в том, чтобы слушать и любоваться невидимым.

Для развития читательского творчества я использую творческие виды работ:

1. Краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное.

2. Пересказ с изменением лица рассказчика.

3. Пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, а это опять же требует неоднократного прочтения.

4. Передача прочитанного по ролям.

5. Инсценировка (по фотографии)

6. Иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

С большим интересом и удовольствием дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом.

Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией мы вместе определяем кадры, подбираем подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Для того, чтобы детям было легче (особенно на первых порах), я использую алгоритм, который доступен каждому ребенку.

Для развития творческого воображения учащихся использую на уроках чтения приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Поэтому учащиеся перевоплощаются в любого из героев произведения. Приведу отрывок выступления ученицы: Я- золотая рыбка. Живу на дне синего моря, в чудном замке. Мой замок построен из золотых кораллов. У меня много подруг-русалок. Я с ними играю. И вот однажды во время нашей игры меня поймали. Я очень испугалась, стала просить отпустить меня. Старик оказался очень добрым. Меня он отпустил. За это, конечно же, я отблагодарила его. Я не буду больше так далеко уплывать от дома.

Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. Вот рассказ ученика: Представляю, какая бы у меня была жизнь, если бы я был муравьем. Муравей очень трудолюбивый, он в два раза больше себя поднимает тяжести, строя свой дом. Он же такой маленький, меньше многих насекомых. На него может каждый наступить. Поэтому, я бы боялся всех подряд. Нет, я лучше буду человеком, чем муравьем. Человек может спокойно ходить по улице, учиться в школе, смотреть телевизор, читать книги, ходить в гости….У муравья всего этого нет. Он не защищен, его даже мама с папой не смогут защитить. Вот почему не хочу быть муравьем.

Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.

На уроках  чтения я предлагаю учащимся следующие виды творческих занятий:

1. Передача прочитанного в ролях

2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги

3. Иллюстрирование прочитанного

4. Составление диафильмов

5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям

6. Сочинительство стихов о полюбившихся героях

Благодаря творчеству ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это приводит к расширению читательского кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Обобщение читательских интересов по творчеству К.И. Чуковского

Одной из своих главных задач в работе классного руководителя считаю объединение детей и родителей в единый сплоченный коллектив. Ни один праздник не проходит без участия родителей. Они главные помощни...

Читательское творчество

Развитие читательского творчества у детей младшего школьного возраста...

Развитие читательского творчества школьников

Развитие читательского творчества учеников начальных классов во внеурочной деятельности....

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...