Развитие читательского творчества школьников
статья по теме

Печейкина Екатерина Алексеевна

Развитие читательского творчества учеников начальных классов во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskogo_tvorchestva_shkolnikov.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Печейкина Екатерина Алексеевна

учитель начальных классов БОУ СОШ №10 МО Динской район

Развитие читательского творчества школьников

                             «Нет наслаждения книгой, нет чтения, нет читателя. Безучастное

                              перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим

                              в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта,

                              смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного

                              выражения, изумление перед мастерством изображения и описания,

                              волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».

                                                                                                                 С. Соловейчик

   Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что развиваются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, о постепенном понижении этого уровня в стране.

    Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

    Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В  наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. 

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Отличительной особенностью ФГОС НОО является его предметно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие творческой личности учащегося.

     Цель работы учителя начальных классов -  создание условий для  развития творческого потенциала ребенка.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной  и внеурочной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся (необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая  грамотность, позитивное отношение к чтению).
  • стимулирование творчества детей.

     Согласно словарю русского языка творчество (в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Л. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» пишет, что творчество – это особое «построение ума и чувства, живущее и обнаруживающееся только в самом человеке».

        Каждый вид деятельности определяет и свой вид творчества. 
Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний, и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей. 
Все:  аналогии, ассоциации, мечты, возникающие в момент чтения вопросы, и многое другое,-  все это элементы читательского творчества. Развитие каждого из них усиливает интерес к чтению. Пребывание в мире творчества само по себе способно давать радость читателю. 
    На основе творческой читательской деятельности создаются талантливыми читателями картины, кинофильмы, музыкальные и литературные произведения и другие культурные ценности. 
    Дети на основе прочитанных произведений рисуют, играют, импровизируют, пишут стихи и отзывы, участвуют в конкурсах вокального мастерства,  т.е. развивают читательское творчество. Это осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.

   Урочная деятельность: словесное рисование, чтение по ролям, продолжение текста, сочинение хокку и синквейна, викторины и т.д.

   Внеклассная работа: дискуссия, конкурс чтецов, кроссвордов, презентация книг, составление книжек-малышек, литературный праздник, литературная игра, театрализация.

Преимущества театрализации перед другими видами читательского творчества:

  • Отвечает потребностям ребенка в перевоплощении;
  • Побуждает к интенсивному, творческому чтению произведения;
  • Стимулируют развитие памяти ребенка;
  • Развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа;
  • Развивает коммуникативные навыки;
  • Развивает разнообразные творческие способности детей.

   Внеурочная деятельность: библиотечный час, литературная гостиная, творческие конкурсы.

    Библиотечный час может подготовить библиотекарь.  А можно организовать совместную работу с учащимися (конкурсы, игры), организовать встречу с поэтом или писателем, ветераном войны и т.д. Хорошо, если этому мероприятию будет предшествовать предварительная подготовка: беседа, сбор необходимой информации, чтение произведений, экскурсия, посещение театра. Итогом такой работы может стать создание творческих работ учащихся:

  1. Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля»  (конкурс рисунков «Мой любимый край», конкурс чтецов).
  2. «Сказочная станица» (выставка рисунков, плакатов, сочинения по материалам экскурсии в Атамань).
  3. «Загадки Деда Мороза» (сочинение загадок, конкурс поделок).
  4. Литературная гостиная «Новогодняя сказка» (конкурс стихотворений, плакатов).
  5. «Рождественская сказка» (конкурс поделок).
  6. Урок мужества (сочинение «Защитники Отечества», конкурс военной песни).
  7. Встреча с писателем Н.С.Баша (театрализация, изготовление костюмов).

         Успех развития читательского творчества  у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, обсуждать прочитанное, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

         Систематическая  работа по развитию читательского творчества  позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, формирует общеучебные компетентности,  воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий  позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить  интересные, познавательные игры, викторины, создавать книжки и иллюстрации к ним,  поздравительные открытки, знакомить  детей с писателями и их произведениями и т.д. 

Выводы:

  1. Работа по развитию читательского творчества учеников начальных классов должна вестись систематически (в урочной и во внеурочной деятельности,  в работе с родителями);
  2. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при отборе материала.
  3. Использовать ИКТ для эффективной работы со школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....