«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Мамина Елена Борисовна

 

 Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и  на создание комфортных условий в классе, снимающих психологическое напряжение. Критически мыслящий человек задает вопросы: «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?».  Хорошие результаты на этапе рефлексии  дает работа по  развиваю у обучающихся креативное мышление – составление  нерифмованного стихотворения синквейна. Эта работа требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1k._paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чем должен жить человек…»

по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели:

 Образовательные:

·   Создать условия для формирования учебной деятельности школьников.

·   Создать условия для применения ЗУН читательской деятельности в знакомых и новых учебных ситуациях.

·   Способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев (через слушание, чтение и анализ произведения), умения выражать свои чувства словом.

·   Способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).

Развивающие:

·   Способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления.

·   Способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства.

Воспитательные:

·   Помочь раскрытию истины о том, что человек становится по-настоящему счастлив лишь тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает.

·   Способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.

Оборудование:

ТСО: компьютер, проектор, экран, авторская мультимедийная  презентация.

Портреты:  К.Г. Паустовского и Э.Грига;

Толковый словарь Даля;

Памятки для учащихся (словарь настроений, термины средств художественной выразительности речи).

Индивидуальные рабочие листы.

Учебник «Родная речь» для 4 класса начальной школы в 2 частях, ч. II (Сост. Л.Ф. Климанова и другие). – М: Просвещение,   2009 г.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:

· словесные: фронтальная беседа,     словарно-лексическая работа;

· проблемные: метод отбора фактов; метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного; творческая работа по написанию синквейна;

·  наглядные методы: обращение к музыкальным и зрительным образам; анализ чувств детей;

· практически- действенные: аналитическая работа с текстом; выполнение тестов.

Методический комментарий.

Эффективность занятия складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени и подбор таких заданий для детей, в ходе выполнения которых решаются сразу несколько задач.         Планируется работа в малых группах, в ходе чего активность учащихся повышается    и  создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и  естественного общения детей.

 Критически мыслящий человек задает вопросы: «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?». Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и  на создание комфортных условий в классе, снимающих психологическое напряжение.

Хорошие результаты на этапе рефлексии  дает работа по  развиваю у обучающихся креативное мышление – составление  нерифмованного стихотворения синквейна. Эта работа требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Структура учебного занятия:

1.      Оргмомент.

2.      Целеполагание и мотивация.

3.      Тестовая работа. Актуализация опорных знаний

4.  Применение знаний и способов действий.

1) Подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения.

2) Анализ произведения с опорой на текст.

3) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.

4) Физминутка.

5) Анализ музыкального образа.

5.  Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.

6.  Творческая работа в четверках по составлению синквейна.

7.  Домашнее задание.

8.  Рефлексия.

Ход урока.

 1. Организационный  момент.  

Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок литературного чтения.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

Учителям и вам я желаю удачи .

Здоровья, света и добра.

И вы друг другу пожелайте

     Хотя бы чуточку добра. 

Улыбнемся друг другу и приготовимся к разгадыванию новых тайн. Садитесь.

- Вы любите тайны? Каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы должны будем разгадать тайну рассказа

Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это – замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский (слайды 3) и великий норвежский композитор Эдвард Григ(слайды 4,6). Но прежде чем говорить о них, мы должны вспомнить то, что читали на предыдущем уроке.
 

2. Целеполагание и мотивация.

 а) Определение темы урока.

Учитель: Назовите  имя автора  и название произведения, с которым начали знакомиться на прошлом уроке.

 Сегодня мы познакомимся с заключительной частью произведения. Начнём знакомство необычно. Заглянем в конец. Прочитайте последние 4 слова произведения. (… чем должен жить человек…)

Так и звучит тема нашего урока: «Чем должен жить человек…» (по произведению К.Д.Паустовского  «Корзина с еловыми шишками»).Слайд     .

Учитель: Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие.)

Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…)

В литературе это называют: риторический вопрос .(Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.)

б) Постановка целей урока.

Учитель:  кто исходя из темы урока попробует сформулировать цель урока?

  (Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному автором вопросу.)

Поможет нам в достижении целей  К.Д. Паустовский, если вы будете вдумчивыми читателями и активными собеседниками. Не бойтесь высказывать своё мнение.

3.Анализ прочитанных частей.

Учитель: Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, с которыми мы  познакомились  на прошлом уроке.

1 часть.

а) Мозговой штурм (работа в группах)

  1. - У рассказа очень красивое начало.
  2. - Вспомните, с чего он начинается? ( с описания осеннего горного леса) -Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. -Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Дети  выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

   Затем зачитываются выбранные слова ( слайд   ). Кластер «Лес».

Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое  время года, оно даёт вдохновение, настраивает  к творчеству)    

б) Сценка «Встреча в лесу»

Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

-О чем говорили Григ и Дагни?

    -     Как тебя зовут, девочка?    

  1. Дагни Педерсен.
  2. Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
  3. У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
  4. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
  5. Ой, как долго!
  6. Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.
  7. А что это такое?
  8. Узнаешь потом.
  9. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
  10. Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
  11. Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

  1. Ты ещё маленькая  и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт  у девочки корзину, и они уходят)  

-О чем говорили Григ и Дагни?(Григ придумал сделать девочке подарок)

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались? Давайте поразмышляем.

Выслушиваются предположения детей ( слайд   )

 Характеристика девочки.

(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал   из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

 (Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.

Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.

Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.

Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

-Что надеялась получить Дагни в подарок?(Игрушку,куклу,зайца )

 -Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением?

– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.

-Когда Григ обещает подарить его?(через 10 лет)

-Сколько лет будет тогда Дагни?

2 часть (В доме композитора)

-Перенесёмся в дом композитора.  

Выборочное чтение.

-Прочитайте кого видел Григ ,когда писал музыку.

-Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.

-Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?

-В чем Эдвард Григ видел свое счастье?

(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)

3 часть.

 Пересказ.

Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?

4 часть.

Портрет Дагни (работа  в группах). Кластер.

Дагни….какая она???

 (Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.) Только теперь она взрослая девушка.   

Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.

-Дагни собирается на концерт. С каким настроением Дагни идет на концерт? Нарисуй ,  используя словарь  настроения

-Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.

Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.

Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?

-Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. (работа в парах).Какие чувства она испытывала  сначала? Потом?

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь.

 Сначала она нечего не слышала.

 Внутри нее шумела буря.

-Потом она ,наконец услышала как поет рожок.

Дагни плакала ,не скрывая слезами благодарности.

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.

Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?

(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)

Ваша задача внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни.

 в)Выразительное чтение 4 части текста. Анализ чтения.

г) Беседа  эмоционально - оценочного  плана

Учитель: О чём  автор  рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.)

 О чем была музыка? (О её Родине.) Слова какой части речи использует автор?

  3) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.

Учитель: Кто из вас хотел бы побывать вместе с Дагни на концерте и послушать музыку Грига?  

-Для вас тоже подарок, у нас в гостях преподаватель школы искусств Алия Ханафьевна, которая исполнит для вас фрагмент из концерта Эдварда Грига.

-Расскажите, какие   картины всплыли в вашем воображении при прослушивании опис музыки?  

Вывод: Музыка способна вызывать  в воображении картины  образы у людей, способных  чувствовать.

5.   Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.

Учитель: Перенесемся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».

-Поняла ли она что,ей хотел сказать Григ?

-Что  он хочет этим сказать? (Люби жизнь.)

-Может  быть кто-то уже догадался, как ответить на вопрос урока:» Чем должен жить человек….»

+Любовью

-Жить с любовью к кому и к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине….)

Опираясь на этот текст, как вы можете ответить…

-За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…»)

У рассказа есть продолжение.  Которое дает нам ответ на вопрос : Чем будет жить Дагни? (Любовью.)

Кто бы хотел услышать его?

6.  Творческая работа в четверках по составлению синквейна.

Учитель: Предлагаю заняться творческой работой и выразить свои чувства и обобщить полученные  переживания и выводы в 5 строк- синквейн. В четверках пишем синквейны  по желанию на слова:  жизнь, природа, музыка, Э.Григ, Дагни. В 4 строке можно использовать сделанные на уроке выводы.

•    ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНА И ПРЕКРАСНА

•    НЕ ПРОЖИВИ ЕЕ ЗРЯ

(Детьми зачитываются составленные синквейны.)

Учитель: С работой все успешно справились, значит- вы внимательные читатели!

Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?

Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)

О чем же прочитанный рассказ?

(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)

7.  Домашнее задание.

Учитель: Домашняя работа состоит из 2 частей: обязательное 1, а  2 или 3   по желанию. Кому захотелось выполнить задание   только 1 и 2? 1 и 3? Все?

    1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения;

    2*) записать в тетрадь выводы по тексту;

    3*) написать синквейн к словам: природа, музыка, жизнь, Э.Григ, Дагни.

8.Рефлексия.

Учитель: -Пригодится ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни?

- Какие выводы сделали для себя?

Надеюсь, что теперь вы будете  чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

На этом мы прощаемся с Григом и Паустовским до новых встреч. Урок окончен.  

Спасибо за урок!

Завершая наш урок, мне хочется прочитать слова Л.Н.Толстого «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творения добра».

9.Итог  урока.

Мы познакомились  с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают  в душе  люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»

Осенний наряд

Грибной воздух

        Лес

 Шелест листьев

Зелёные пряди мха

     Дрожат листья

 Раздаётся эхо

 Шум прибоя

  Золото и медь листьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»....

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"....

Презентация к рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Данная презентация кратко знакомит с К. Паустовским и копозитором Э. Григом....

Урок чтения в 4 классе "Два великих мастера "( по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками")

Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". На уроке показаны два великих мастера : К.Паустовский - мастер слова и Э.Григ - мастер музыки. Надо жить, принося...

Тестовая работа по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения; развивать художественный вкус; ...

Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»Идейный замысел К.Г. Паустовского в ...