Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Филатова Ирина Викторовна

Тема урока: К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»

  1. Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
  2. Идейный замысел К.Г. Паустовского в произведении «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Секреты корзины с еловыми шишками» в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цели:

Образовательная: учить вдумчивому, осознанному  выразительному чтению; расширять кругозор; обогащать словарный запас; формировать умение выражать мысли в устной форме

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К. Паустовского; воспитывать чувства доброты, отзывчивости, умение сопереживать

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения по ролям; развивать творческое воображение через музыкальное иллюстрирование; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое  и образное мышление, творческие способности

Планируемые результаты.

Личностные: понимают точку  зрения других людей, действуют в условиях конфликта мнений, планируют совместную деятельность, принимают совместные решения, развивают творческое воображение через слово, музыку, воспитывают бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Предметные: умеют работать над содержанием главы, используя различные виды чтения через приемы технологии многопланового анализа лирического произведения, умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи, умеют структурировать знания по теме урока.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет

 К.Г. Паустовского, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 2 часть), музыка – Э. Грига «Утро»; раздаточный материал – карточка с диалогом, шишки для рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»

  1. Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
  2. Идейный замысел К.Г. Паустовского в произведении «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Секреты корзины с еловыми шишками» в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цели:

Образовательная: учить вдумчивому, осознанному  выразительному чтению; расширять кругозор; обогащать словарный запас; формировать умение выражать мысли в устной форме

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К. Паустовского; воспитывать чувства доброты, отзывчивости, умение сопереживать

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения по ролям; развивать творческое воображение через музыкальное иллюстрирование; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое  и образное мышление, творческие способности

Планируемые результаты.

Личностные: понимают точку  зрения других людей, действуют в условиях конфликта мнений, планируют совместную деятельность, принимают совместные решения, развивают творческое воображение через слово, музыку, воспитывают бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Предметные: умеют работать над содержанием главы, используя различные виды чтения через приемы технологии многопланового анализа лирического произведения, умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи, умеют структурировать знания по теме урока.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет

 К.Г. Паустовского, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 2 часть), музыка – Э. Грига «Утро»; раздаточный материал – карточка с диалогом, шишки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к уроку

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Все готовы получать

 Только  лишь оценку пять.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте  эпиграф к уроку (коллективное чтение)

                                      «Читайте, читайте и читайте,

                                     чтобы не терять ни одной капли

                                     драгоценного содержания книг.»

К.Г. Паустовский

- Что хочет донести до нас автор этими словами?

- Читать надо вдумчиво, осмысленно.

- Кто автор этих слов?

- К.Г. Паустовский

- Что вы о нем знаете? О чем он писал?

- Писал о природе, о животных.

- Действительно, К.Г. Паустовский писал о природе родной земли, эти рассказы принесли ему популярность и признание.

Благодаря этому он получил возможность путешествовать по разным странам, знакомиться с людьми и культурой этих стран. Он восхищен.  Там он пишет рассказы о знаменитых художниках, писателях, музыкантах.

           С одним из таких рассказов мы сегодня познакомимся на уроке.

Прочитайте его название.

имакшиш  имыволе  с  анизроК

-Вспомните правило оформления предложения при письме.

- «Корзина с еловыми шишками»

- Ребята, а вы когда-нибудь читали произведение с конца?

- нет

-А хотите попробовать?

Откройте с.58 учебника и прочитайте последние четыре слова.

- Чем должен жить человек…

- А теперь поставьте в конце вопросительный знак.

«Чем должен жить человек?»

-  Прочитайте это предложение печально, смущенно,

 с досадой, умоляюще (речевая разминка)

- Как бы мы не читали, а вопрос остается вопросом. Попробуйте ответить на него.

- ???

-Вопрос сложный, может быть нам поможет К.Г. Паустовский ответить на него?

- А что для этого мы можем сделать?

- Читать произведение выразительно, вдумчиво.

Цели  будем читать произведение выразительно, попытаемся найти ответ на вопрос «Чем должен жить человек?», будем внимательными читателями, чтобы не терять ни капли драгоценного содержания текста.

  1. Работа с произведением.

Первичное восприятие 1 части. (читает учитель)

- Вам понравилось прочитанное?

- С чего начинается произведение?

- С описания леса

- Какими запахами наполнен лес?

- запах грибов,   запах моря

- Какие звуки наполняют его?

-эхо,  шелест листьев, шум прибоя

- С кем автор сравнивает эхо?

- С птицей пересмешником

- А что это за птица, вы знаете?

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Пересмешник – певчая птичка, которая подражает голосам и    

                              звукам других животных, а также    

                              искусственным  шумам.

- Какими красками нарисован лес?

- зеленые пряди мха,

  золото и медь листьев

- Автор утверждает, что всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

-  Почему это происходит?

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ.    Лист осины плотный и тяжелый. А черешок листа очень длинный, плоский и тонкий. Ему трудно удержать лист в неподвижном состоянии.

- Какое настроение создает описание леса?

возвышенное        Осень – поэтическое время года.

грустное        Дает вдохновение к творчеству.

сказочное

таинственное

беспокойное

- Как вы думаете можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

- ???

- Давайте попробуем!

4. Релаксация.   (под музыку Э. Грига «Утро»)

- Закройте глаза, слушайте музыку, попробуйте представить то, о чем я говорю.

- Солнышко всходит, мы тянемся к его лучам, поднимаем руки вверх, потягиваемся, начинаем просыпаться.

Раздвигаем руками облака, легкими движениями создаем ветерок, который приносит нам грибной запах, мы вдыхаем его, ветерок усиливается и приносит нам запах моря, оно просыпается и волнуется. (плавные движения руками)

   Солнце поднимается выше, мы тянемся к его лучам, они касаются наших пальцев. Мы говорим: «Здравствуй, солнце!»

- онце, онце, онце,- дразнит нас проснувшееся эхо.

    Мы идем по осеннему лесу, под ногами шуршат опавшие листья.

    Солнце совсем высоко, природа проснулась, пришло утро.

-Получилось? Значит, музыка может изображать?

5. Продолжение работы с произведением.

- Что же произошло среди этой сказочной красоты?

- Произошла встреча Дагни и Э. Грига.

- Давайте попробуем  разыграть эту встречу.

(работа в паре)

Распределяют роли,  читают с опорой на ремарки, оценивают друг друга, вносят корректировки по ходу чтения, работают в тексте карандашом, принимают решение читать вслух.

Чтение диалога в лицах.

(что удалось, на что стоит обратить внимание)

-  Замечательная встреча в лесу! Аплодисменты!

- Какие черты характера Э. Грига раскрываются в этом диалоге?

- он добрый  (глаза у Грига смеялись)

- он щедрый  (хочет сделать подарок)

- он чуткий  (помог донести корзину)

- не высокомерный (разговаривает с простой девочкой, хотя сам знаменит)

- А какая Дагни?

- смущается  (значит, она скромная)

- стирает пыль, собирает шишки (она трудолюбивая)

- матери нет, дедушка стар, старая мамина кукла (она печальна)

- Ребята,  давайте посмотрим на иллюстрацию в учебнике. Какие слова из текста подойдут к ней? Зачитайте.

-  Слушай, Дагни, - сказал Григ, - я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

- Что же в разговоре самое главное?

- Григ решил сделать подарок.

- Почему Григу захотелось сделать  девочке подарок?

- Григ видит красоту осеннего леса и печаль девочки. Это выражается в словах, вздохах, коротких взглядах.

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

- Куклу, ленту, бархатного зайца.

- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждешь с нетерпением? Зачитайте.

   «Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.»

    «Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению.»

- Ребята, а сколько лет Дагни?

- 8 лет

- Какой подарок задумал Григ?

- Григ решил написать для нее музыку.

- Куклы, зайцы это подарки материальные, их можно потрогать. Григ же задумал сложный духовный подарок – музыку.

- А вы когда-нибудь получали духовные подарки?

- Неужели в вашей жизни не было людей, которые дарили вам хорошее настроение, улыбку?

- Были? Значит, вы получали духовные подарки!

-  Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который задали в начале урока? Чем должен жить человек?

- дарить людям радость, счастье, улыбку

-быть щедрым, добрым, чутким

- творить добро

- видеть красоту окружающего мира

6. Рефлексия

- Ребята, Дагни собрала шишки  в свою корзину и нам пора.

На столе у каждого есть шишка,  украсьте ее  словом или словосочетанием, которое должно быть в жизни каждого человека. Положите ваши шишки в корзину, закрепленную на доске, не бойтесь повториться, ведь доброты, красоты, любви в жизни  много не бывает.

7. Итог урока.

- Итак, корзина собрана, но этого не получилось бы без кого?

Сейчас узнаете, у меня для вас есть подарок. (шкатулка с зеркалами) Посмотрите кого вы видите?

-Себя

- Действительно, собрать без вас шишки в корзину не получилось бы.  Каждый из вас был очень важным и нужным на этом уроке.

Домашнее задание

- Однако, в корзине еще много места, дочитав произведение дома, я уверена, вы добавите в нее шишки.

   А зеркальце поможет вам увидеть эмоции и чувства, которые испытывают герои диалога. Подготовьте диалог.  Станьте актерами.  (Оцените свои возможности.   Прочитайте  диалог наизусть,  кому трудно с опорой на текст)  

-Григ отсрочил свой подарок на 10 лет. Перечитайте произведение К.Г. Паустовского спустя 10 лет, и вы откроете для себя другие  «секреты корзины с еловыми шишками».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВСТРЕЧА В ЛЕСУ

   Григ-     Как тебя зовут, девочка?   

Дагни (смущенно)-     Дагни Педерсен.

Григ -     Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

Дагни  (печально)-      У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! (медленно закрывает глаза) А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

Григ -          Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни  -          Ой, как долго!

Григ -          Понимаешь, мне нужно её ёщё сделать.

Дагни  -          А что это такое?

Григ -          Узнаешь потом.

Дагни  (строго)-          Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ (растерянно) -          Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Дагни  (умоляюще) -     Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

Григ (с досадой): «Она совсем меня запутала, эта Дагни».

-          Ты ещё маленькая  и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и  на созда...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,

Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....

Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"

Презентация к уроку литературного чтения  по произведению  К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"...

Тест по произведению К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Тест по произведению К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Тест к произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Тест к произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...