Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературоведческий анализ художественного произведения

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4класс)

Тема произведения: раскрытие общечеловеческих ценностей жизни.

Идея произведения: счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

Сюжет произведения: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» очень музыкален. Он весь пронизан звуками – звуками природы, звуками музыки. Главный герой рассказа – музыка, способная влиять на жизнь людей, менять её, вызывать чувства, переживания. В центре произведения – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант.

Средства художественной изобразительности:

  • Олицетворение  –  эхо подхватило;  швырнуло звук; живёт и ждёт эхо; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая.
  • Эпитеты:
  • весёлое эхо,
  • грибной воздух,
  • осенний наряд.
  • Метафоры – зелёные пряди.
  • Приём сравнения – В горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.
  • Приём контраста – медь и золото листьев, и заржавленный пароход.

Конспект урока по изучению данного произведения

Задачи урока:

Познавательные – систематизировать знания учащихся об авторе рассказа; расширить представление детей о Норвегии начала 20 века, о герое повествования, композиторе Э. Григе; эмоционально настроить детей на восприятие рассказа.

Информационные – учить читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивая её; обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения.

Коммуникативные – понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Ход урока

Организационный момент.

Стадия вызова.  Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Под музыку мальчик (в образе композитора)  и девочка ведут диалог.

- Какая красивая музыка!

- Вас зовут Эдвард Григ?

- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?

- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.

- Что это за страна? (Норвегия)

У: Можете ли по заглавию догадаться, о чём или о ком пойдём речь в этом произведении?  (Мнения детей)

- Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо трудно сказать по названию. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём мы будем читать?

У: Кого вы видите на рисунках? Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?

У: А как вы думаете, люди, изображённые на иллюстрации, живущие в Норвегии, они наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было?

- Вы, верно, определили: события, описанные Паустовским, произошли около 90 лет назад, когда ещё не было не только вас, но и ваших мам и пап.

- Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки.

У: Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?

У: Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие народные легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора.

Учитель продолжает рассказ на фоне тихого звучания музыки.

- Родился Григ около 150 лет назад в городе Бергене. И хоть он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Итак, и в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать) композитор Э. Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Чтение рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися

Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; формировать умение анализировать и интерпретировать произведение; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.

У: Ну, конечно, вы узнали эту девочку? А что у неё в корзинке? Она так тяжела! В корзине у Дагни еловые шишки!

Д: А зачем девочке понадобились шишки?  (Шишками можно топить печь, делать различные игрушки).

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

Приглашение к анализу текста

У: Ребята, давайте, и мы соберём свои «шишки». Получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

У: У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

Кластер «Лес»

                                      зелёные пряди мха

грибной воздух                                  лес                                      весёлое эхо

                                           кованые листья

У: Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

Д: Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её увидели, почувствовали.

Дагни раздаёт задания – « шишки» из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности. Дети вспоминают правила работы в группе.

1-я группа «Встреча в лесу»

- Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

У: О каком подарке идёт речь в диалоге?

- Какой предстала Дагни перед композитором?

Д: Дагни маленькая, трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.

У: Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать  девочке подарок? Паустовский  прямо об этом не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

- Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный  - духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить позже.

2-группа « В доме композитора»

У: Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки

Д: Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

У: Какое  настроение композитора в момент творчества?

Д: Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными  сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.

У: Во 2 части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочинённой Григом для Дагни. Зачитайте эти строки.

Д: Я увидел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

3-я группа «В гостях»

В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

У: Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники девушки?

4-я группа «Долгожданный подарок»

У: Как слушала музыку Дагни? Какие мысли и чувства вдруг охватили её? Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Что она думала о композиторе?

У: Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Д:  Это слёзы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет ему выразить благодарность за эту чудесную музыку.

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.

Стадия рефлексии. Цель: формирование умение контроля, оценки и самооценки деятельности.

Написание синквейна «Музыка» (работа в группах)

  • Запишите существительное – музыка.
  • На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
  • На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
  • Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
  • Запишите синоним к этому слову.

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Д:  « Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек»

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди, которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.

- К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант»? Как по-вашему, любил ли Паустовский музыку?

- Э. Григ и К. Паустовский   - великие мастера. Один словами, другой музыкой  пробуждают в нас чистые и добрые  чувства. Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Э. Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг. Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? Чему каждый из вас сегодня научился? О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 4 класс." Музыка Э.Грига в произведении К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музы...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Анализ художественного произведения.

Анализ художественного произведения в начальной школе....

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....

Литературное чтение 4 класс. Музыка Э.Грига в произведении К.Паустовского Корзина с еловыми шишками

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музы...