Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Белова Лариса Викторовна

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и музыки в 4-м классе по теме:

« К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками".

Волшебник и великий музыкант»

Цели:

​ обобщающий анализ частей рассказа;

​ развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формировать идею произведения;

​ развитие творческого воображения через слово, музыку.

​ воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Оборудование:

​ мультимедийная презентация, портреты К. Паустовского и Э. Грига;

​  фильм к произведению «Утро»

 ​ записи музыки Э. Грига, иллюстрация к рассказу, эпиграф урока; корзина с шишками.

  1. Организационный момент.

Н. Е. - Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Это урок чтения и музыки одновременно. И вести урок мы будем вдвоем: учитель чтения и учитель музыки.

Л. В.- И пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и начнем урок.

 Постановка цели урока. 

Учитель музыки: Чтение хором слов на доске:

                Волшебник и великий музыкант!

- Эти слова будут темой сегодняшнего урока. О ком они? На этот вопрос вы ответите нам чуть позже. А сейчас я предлагаю вам решить анаграмму:

П А С В Й К У С И Т О

(Инструкция: здесь спрятана фамилия русского писателя. Для того, чтобы прочитать эту фамилию, нужно расставить буквы в правильном порядке)

------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель чтения:

- Константин Паустовский. С творчеством этого писателя мы уже знакомились на уроках чтения. Узнаете ли вы?

Викторина. (на слайдах иллюстрации из произведений)

-  Из каких произведений взяты эти строки?

1). “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

2). “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

3). “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

4). «Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букетик».

(«Растрёпанный воробей»)

5). “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

 (“Корзина с еловыми шишками”)

--------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель музыки:

- О каком известном человеке повествует К. Паустовский в рассказе о дочери лесника? (О композиторе Э. Григе).

----------------------------------------------------------------------------------

  1. Основная часть.

А) Ученик :

«Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда  с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 19 лет он окончил консерваторию в Лейпциге с отличием. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. Музыка Грига красивая, яркая, интересная. В ней оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

При жизни Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря».

- Как вы думаете, почему? Какое чувство испытывает человек, который так стремиться на родину? (любовь к родине, патриотизм)

- Григ очень любил свою родину – Норвегию, ее людей, ее красивую природу. Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок.

-------------------------------------------------------------------------------------

Б) Учитель чтения:

 - Найдите отрывок, где К. Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

- Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

- Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

- Какое настроение создает это описание?  

Словарик настроений:

возвышенное,

 грустное,

сказочное,

таинственное,

 беспокойное.

(Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству, поэты посвящали осени стихи)

- Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В) Учитель музыки:

- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

- Давайте послушаем музыку Грига. Как композитор передает картины природы в музыке? (Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине)

Слушание. Э. Григ «Утро».

(Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр.)

- А какие инструменты звучали? (Предрассветную тишину оглушают чистые звуки пастушеской свирели (в оркестре свирельный наигрыш поручен флейте). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому, звучность нарастает.)

(При наличии времени можно  с детьми пропеть главную мелодию) !!??

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель чтения: 

Г) - Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. Давайте вспомним, как это было. 

(инсценировка фрагмента «Встреча» по ролям)

  - Что в разговоре самое главное? Почему Григ решил сделать Дагни подарок? (Она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра. Девочка умеет думать и печалиться о других).

- Что надеялась получить Дагни в подарок? (игрушку)

- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста.(Его подарок маленькая Дагни не смогла бы понять и оценить) (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают «серьёзную музыку». Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

 - А почему, через 10 лет? (К её совершеннолетию, когда ей исполнится 18 лет)

- Какие черты характера Грига раскрываются в разговоре? 

(Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок его не испугался – глаза у Грига смеялись…,  

Внимательный - помог (сам предложил) донести корзину.

Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой.

Дагни - дочь лесника, а Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

- А какой перед нами предстаёт Дагни? (Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме, гостеприимная, приглашает его в гости. Она мила, красива: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивое сердце.)

Д)  В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. Маленькая девочка выросла. Какой же она стала?  Попробуйте составить портрет Дагни. (красивая, стройная, с тяжёлыми длинными русыми косами)

- Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

- Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, во время белых ночей)

- Что такое “белые ночи”? (На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт)

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Е) Учитель музыки:

- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

- Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре. (в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра)

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт в консерваторию. Сейчас уже никто не сможет сказать точно, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может это?..

- Послушаем отрывок музыкального произведения Э. Грига «Концерт № 1 фортепиано с оркестром».

- Это одно из самых известных произведений композитора, который в своей музыке воспел свой мужественный народ и северную красоту родного края. Слушание. Э. Григ «Концерт № 1фортепиано с оркестром».

- Что вы можете сказать о характере этого музыкального произведения (мужественный, бодрый, энергичный характер)

- Понравилась ли музыка Дагни? Понравилась ли музыка другим слушателям?

Почему после исполнения этой чудесной музыки "…сначала медленно, потом все, разрастаясь, загремели аплодисменты"?  (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

3. Учитель чтения:

 - Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочитаем об этом. (Выборочное чтение "цепочкой" по абзацам)

с. 56-57 со слов «Сначала она ничего не слышала …»  до слов "Ты блеск зари".

- Почему Дагни смогла услышать и увидеть это? (Дагни умела чувствовать, мечтать и воображать)

- Как вы думаете, какие чувства возникли в душе Дагни? (чувство восхищения, благодарности, радости, восторга, сожаления, что она не увидит его, чтобы отблагодарить, сказать спасибо, обнять, прижаться и поцеловать)

- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Дагни поняла, какой подарок он ей обещал. Это были слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку.)

- Она сразу вспомнила детство и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть.

  - За что Дагни была благодарна Григу? Зачитайте словами автора. (За то, что вы не забыли меня, за вашу щедрость. За то, что  Вы открыли для меня то - прекрасное, чем должен жить человек) 

-

- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

- Как вы поняли, счастливый конец у рассказа или нет? У вас рассказ дан в сокращении. Давайте прочитаем продолжение.

«Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром»

- Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?
(Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)(Совершать добрые дела в молчании)

- Вот так заканчивается история Дагни Педерсен.

--------------------------------------------------------------------------------------------

4. Итог урока.

Учитель музыки:

 - Я предлагаю вернуться к нашей теме урока «Волшебник и великий музыкант»

- О ком эти слова?

- Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель чтения:

 - Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства К. Паустовского и Э. Грига?

- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ, а  Э. Грига за чудесную музыку.

(аплодисменты)

- Мы  приготовили для вас  вот такую корзинку с шишками, на которых  есть ваше домашнее задание. (Дети берут из корзинки индивидуальное задание)

1) нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из рассказа

2) пересказ по частям

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель музыки: 

- Ребята, мы хотим поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души и умение слушать музыку.

Урок закончен.

В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.

Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена.        

 Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.

Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.

В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.

В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.

Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.

Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.

Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....

Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс

Тема  «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки»,  с научно-             -популярным ...

интегрированный урок чтения и музыки "Чародейка Зима"

План-конспект интегрированного урока по чтению и музыке во 2 классе по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. Литературное чтение: учебник. 2 класс (часть 1).-М.Просвещение,2011...

" Интегрированный урок чтения и музыки"

Знакомство с биографией и творчеством И.А.Бунина, развитие у детей творческие способности, воспитание любовь и уважение к матери....

Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс

Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...

Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО

Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...