Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
план-конспект урока по чтению (3,4 класс) по теме

Гусарова Елена Валентиновна

 

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_paustovsukiy_i_grig.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.В.Гусарова, учитель начальных классов,

заместитель директора по учебной работе

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга  

Интегрированный урок чтения, музыки  и изобразительного искусства

по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

В настоящее время в силу разных причин – недостаточное количество отведенных часов на курс литературного чтения, низкий уровень профессионализма педагогов – литература в школе (а начальная школа – это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом. Художественный текст теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чем одном видят цель многие учителя), если мысль не становится сердечной. В статье «О первоначальном преподавании родного языка» К.Д.Ушинский подчеркивал: «Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувствами и не может быть объяснено умом».

Аромат произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», прекрасного само по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усиливает музыка Э Грига, что и есть основная цель урока.

Тема. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Тип урока. Интегрированный: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления, диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность.

Цель. Организовать эмоционально – эстетическое восприятие крупнообъёмного – произведения.

Задачи:

  1. Формировать целостное восприятие художественного произведения через средства языка;
  2. Совершенствовать беглость, правильность, сознательность чтения;
  3. Показать, как рождается музыка, как может она воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
  4. Развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;
  5. Формировать умение находить, отбирать и анализировать информацию;
  6. Формировать умение владеть монологической и диалогической речью.

Оформление доски. 

  1. Эпиграф: «Волшебник и великий музыкант»
  2. На доске:
  1. Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.
  2. Э`двард Григ, Да`гни Пе`дерсен
  3. Ха`герут Пе`дерсен, Ма`гда, Нильс.

Оборудование: 

  1. Выставка книг.
  2. Мультимедиа (программа Microsoft PowerPoint 2003) Презентация «Певцы родной природы» (с изображением портретов К.Г. Паустовского и Э. Грига, перечнем произведений Паустовского, прочитанные ранее: «Однажды утром», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Родник в мелколесье», «встреча с Гайдаром», «Какие бывают дожди», «Подарок». (Содержание презентации - на усмотрение учителя).
  3. Аудиозапись пьесы Э. Грига «Утро».

Ход урока

БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

I. Сообщение темы и цели.

- Посмотрите, чей это портрет? (К.Г. Паустовский)

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями писателя Константина Георгиевича  Паустовского.

- Будем работать над содержанием его рассказа «Корзинка с еловыми мешками», который вы читали дома.

- На уроке чтения будут фрагменты уроков музыки и изобразительного искусства, которые нам помогут глубже понять, прочувствовать произведение Паустовского, прекрасного самого по себе.

II.  Актуализация знаний.

1. Рассказ ученика по презентации.  (Обзор прочитанных произведений: сообщение о К.Г. Паустовском). (Оценки)

2 .Работа с кластером произведений.  (ТРКМ)

-  О чем писал К.Г. Паустовский? (О природе)

- Составьте кластер «Произведения К.Г.Паустовского» (графическое изображение «грозди»).

3. Обобщение.

- Учитель. При имени К.Г. Паустовского в нашем воображении возникает особый мир мыслей и чувств, который связан с образами героев, с пронизанными неярким светом и нежностью картинами русской природы, естественная и необходимая гармония, когда жизнь человека и жизнь природы сливаются воедино.

К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, музыкантами, художниками.

- Дома вы читали рассказ Паустовского «Корзинка с еловыми шишками», повествующий об одном из таких знаменитых людей. Рассказ «Корзинка с еловыми шишками» вводит нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига.

- Прочитайте эпиграф нашего урока. «Волшебник и великий музыкант» (Эпиграф – краткая цитата из текста, характеризующая основную идею его).

БЛОК. МУЗЫКА

1. Рассказ ученика по презентации.  (Сообщение об Э. Григе). (Оценки)

2 .Работа с кластером произведений.   (ТРКМ)

- Вспомнить, какие произведения Э. Грига изучали.

3.Работа над средствами изобразительности.

4. Исполнение романса Грига «Утро». (1 куплет – хором; затем 5 человек исполняют романс полностью)

БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

III. Работа над содержанием произведения. Словарная работа.

Ведущая технология урока: «Чтение с остановками». (ТРКМ)

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

1. Ответы на вопросы.

- Продолжим работу над содержанием рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- Посмотрите на доску. Определите, о чем  говорят слова первого ряда? (О месте действия рассказа)

- Прочитайте их правильно. (Северная страна Норвегия: лес, море, горы, город Бе`рген).

- Что называют  слова второго ряда? (Героев рассказа).

- Прочитайте их правильно. (Ха`герут Пе`дерсен, Ма`гда, Нильс)

- О ком и о чём прочитанный рассказ? Какова тема произведения? (О музыке Грига; о том, каким был Григ и его музыка)

- Какова идея текста? (Музыка Грига открывала прекрасное, чем должен жить человек; о красоте мира и человека; о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь).

- В рассказе «Корзинка с еловыми шишками» дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. «Чуткая музыка всюду живёт, только прислушаться надо».

- Прежде, чем продолжим работу над содержанием рассказа Паустовского, я хочу рассказать, почему же произошла встреча в осеннем лесу около Бергена: «Из года в год у Э.Грига развивалась тяжелая болезнь легких. Он знал о ней, но скрывал от близких, не желая пугать. Боролся Григ с болезнью, молча преодолевая страдания. Очень помогали ему длительные походы в горы, лес. Горы и лес были для Грига - легкое дыхание, простор, новые впечатления».

2. Пересказ текста

- Вспомним содержание текста. (Изложение краткого содержания рассказа «Корзинка с еловыми шишками» «по цепочке»). (Оценки)

- К.Г. Паустовский так ярко, точно, выразительно описал этот случай, что мы живо представляем себе всё, о чём прочитали.

3. Чтение по ролям с инсценированием.

- О чём начало рассказа? (О встрече композитора с девочкой в осеннем лесу)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, где изображена встреча.

- Глядя на иллюстрацию, вспомните, о чём разговаривали Э.Григ и Дагни Педерсен. Оживим эпизод. (« Стояла осень... лет через 10») (Оценки)

- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок.)

- Что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку)

- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждём с нетерпением?

- Учитель. Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок – музыку. Маленькие дети не всегда понимают сложную музыку, поэтому композиторы обещает его через 10 лет.

- Сколько лет тогда будет Дагни? (18 лет)

БЛОК. ИЗО

1. Анализ композиции и изобразительных средств.

- Вернемся к иллюстрации в учебнике. (Беседа по иллюстрации)

БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 . Выборочное чтение.

- Продолжим работу с текстом.

- Учитель. Сюжет рассказа настолько поэтичен в самом прямом смысле. Некоторые отрывки невозможно пересказать (как это бывает со стихами) уж легче будем читать текст, чтобы не огрубить прелесть прозаической речи.

- Найдите и прочитайте отрывок о том, как Григ сочинял своё произведение, посвященное дочери лесника. («Григ писал музыку… даже счастливее тебя, Дагни…»). (Оценка)

- О чём думал композитор во время игры, какие картины виделись ему? (Как бежит ему навстречу, задыхаясь от радости, девочка с зеленой сияющих глаз, обнимает за шею, прижимается горячей щекой к его небритой щеке).

- Что говорит композитор о жизни? (Жизнь удивительна и прекрасна)

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (Композитор отдал молодежи без возврата жизнь, работу, талант.)

- Найдите отрывок, как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей. («Сначала она ничего.. (до).. сквозь неё светили звезды».)

- Я прочитаю этот отрывок в сопровождении мелодии одной из пьес Грига «Утро». После того, как послушаете текст, ска`жете какую вы представили картину. (Чтение отрывка под музыку Грига.)

«.. звезды…»

Учитель:

И всё-таки разве не счастье –

Вселенную видя в окно.

Себя ощущать её счастью

Со звёздами наравне.

 - Продолжить чтение отрывка. (« Музыка уже не пела … доброй волшебнице».)

Учитель:

Так рвется душа

Из груди молодой,

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

- Какие картины представили вы себе, слушая текст?

БЛОК. МУЗЫКА

- Внимательно послушаем пьесу Э. Грига «Утро», которая только что звучала. Постарайтесь услышать, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. (Слушание аудиозаписи.)

- Итак, какая же музыка по характеру?

- Как композитор передаёт картину природы в музыке?

- Какие инструменты прозвучали?

- Как меняется музыка.  Это нарастание и помогает нам представить себе восход Солнца.

Учитель:

Я песни жажду, что во мне живёт,

Той, что в душе природы и людей

Нет ничего искусственного в ней.

Она свежа, как солнечный восход.

- Музыка успокоила нас. Она может и развеселить и вызвать другие, глубокие чувства.

БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

5 . Выборочное чтение (продолжение).

- Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке. («Мелодия росла … до «... шум её моря»). (Оценка)

- Музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

- За что Дагни была благодарна Григу? Прочтите эти строки. («Он умер … до конца). (Оценка)

IV. Обобщающая беседа.

- Мы закончили работу над содержанием рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- Прочитайте эпиграф нашего урока. («Волшебник и великий музыкант»).

- О ком эти слова? (Об Э. Григе)

- Чьи это слова? (К.Г. Паустовского)

- Учитель. Мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э.Григе – этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они – великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.

V. Домашнее задание.

Разделить на части текст, озаглавить, записать план.

VI. Рефлексия урока. Дискуссия. (ТРКМ)

- Кто сегодня на уроке узнал о чем-то, на что раньше не обращал внимания?

- Заполните устно «Бортовой журнал» урока. (ТРКМ)

Что мне было известно по теме?

Что нового я сегодня узнал?

 

Учитель:

Спасибо, музыка, тебе,

Что звуком сердце согреваешь.

Что вдохновеньем наполняешь,

Спасибо музыка тебе!

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс

Тема  «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки»,  с научно-             -популярным ...

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс

Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...

Интегрированный урок чтение, музыка, ИЗО. Мастер класс "Снежное слово зимы"

Цели: Познакомить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою –зимою»; обогащать словарный запас учащихся; проиллюстрировать литературное произведение средствами изобразительного языка; показать крас...

«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр.

«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр....

Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....