Литературное чтение 4 класс." Музыка Э.Грига в произведении К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музыки Э. Грига; помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы через поэтическое слово и музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass_avtosohranennyy.docx17.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  4 класс

Тема: « Музыка Э. Грига в произведении

            К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (1урок).

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музыки Э. Грига; помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы через поэтическое слово и музыку.

Учебные материалы. Учебник Э.Кац  «Литературное чтение»(4 класс); портрет

 К. Паустовского , Э. Грига, выставка книг К. Г. Паустовского ; иллюстрации (фотографии )музыкальных инструментов; запись музыки Э. Грига( пьесы  из сюиты « Пер Гюнт», «Утро», «Свадебный день в Тролльхаугене»).

Эпиграф : « Волшебник и великий музыкант».

                                  Ход урока

1 Организационный момент.

2 Знакомство с новым произведением

Звучит пьеса «Свадебный день в  Тролльхаугене».

Учитель .  Кто знает имя автора прозвучавшей музыки?

Эдвард Григ –норвежский композитор (показ портрета). Называется произведение « Свадебный день в  Тролльхаугене» . Кто может перевести название?

Тролльхауген означает  холм троллей.

Именно в местечке Тролльхауген Эдвард Григ провел последние годы своей жизни.

Сегодня мы  поговорим о замечательной душевной музыке Э.

поэтический рассказ «Корзина с еловыми шишками». ( показ портрет К. Паустовского)

3 Подготовка к восприятию нового материала.

У. Вспомните,  о чем писал К. Паустовский?

 Какие его произведения  можете назвать?  ( дети отвечают, обращаясь к выставке книг)

- К. Г. Паустовский  писал не только о природе, но и о замечательных  людях: поэтах, художниках, музыкантах. У него была мечта :  создать сборник  биографий наиболее интересных  знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни.

 Сегодня  мы прочитаем рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об одном из таких знаменитых людей.

4 Первичное чтение текста.

 а) чтение учителем  

б) инсценировка   «Разговор Э. Грига с Дагни» заранее подготовленными учащимися.

в) чтение 2 части рассказа учителем по музыку Э. Грига (пьеса «Утро»)

г) чтение  учащимися  От слов «Сначала она ничего не слышала…» и до конца звучит музыка Э. Грига

5 Физминутка

6 Проверка первоначального восприятия

У. О ком  этот рассказ? Какие картины представляли себе, слушая это произведение?

Выслушиваются ответы детей.

- К. Паустовский так ярко, точно, выразительно описал этот случай, что мы живо представляем себе все, о чем прочитали.

7 Прослушивание   музыкального произведения.

У. Сейчас  мы еще раз внимательно прослушаем пьесу Э. Грига «Утро», которая только чо звучала. Мне  бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы  понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине.  ( звучит запись пьесы «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

-Как композитор рисует картины природы?

- Что происходит в утренние часы?

- Какое настроение, чувство  будит в вас прозвучавшая музыка?

- Что мы слышим в музыке?

Пьеса « Утро» - один из наиболее поэтических музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности.

- Найдите в тексте строки, где описывается то, что услышала Дагни в музыке.

8 Выборочное чтение

-Какое впечатление произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте.

-За что Дагни Была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.

У. Музыка- это зык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать все богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди ,которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К ним относится писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ. (Показ портрета

 Э. Грига).

-Что мы знаем о композиторе?

Краткое сообщение подготовленного  ученика о жизни и творчестве Э.Грига.

9. Обобщающая беседа.

У. Прочитайте эпиграф нашего урока.

( на доске: «Волшебник и Великий музыкант»)

- О ком эти слова? Чьи это слова?

К. Паустовский подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе- этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой  пробуждают  в  нас чистые и добрые чувства. И мы свами, и многие другие люди во все времена будут признательны им за это.

10  Итог урока

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

Аннотация к методической разработке урока "Корзина с еловыми шишками".Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Паустовский был уверен, что книги "следует пи...