Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мухина Елена Витальевна

Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Гармония», учитель Мухина Е.В.

Тема

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели

Образовательные: Продолжение изучения творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.

Воспитывать: нравственные качества ,творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры.

Регулятивные УУД: Планировать деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр», «Театр».

Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь: определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Личностные: Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Идея, основная мысль

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, русский язык, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2. О.В.Кубасова

Тетрадь к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, О.В.Кубасова

Учебная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Уточняет тематические рамки.

Звучит музыка Э.Грига.(эмоциональный настрой) и слайдшоу с видами Норвегии.

Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе? Обратите внимание на девиз урока: « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г.Паустовский.)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Какие произведения К.Паустовского вы знаете? О чем они?

Прогнозирование работы по названию произведения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Подготовка к восприятию (5 мин)

Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задания речевой разминки.

Организует подготовительную работу.

Сообщение 1 группы: биография К.Г. Паустовского. В конце сообщения – подарок корзинка с шишками.

Странный подарок, необычный. Что же с ним делать?

Речевая разминка: Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах)

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

 

IV. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного (15 мин)

Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного.

Участвуют в комбинированном чтении.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Выполняют работу в парах

Организует первичное чтение.

Задает вопросы по содержанию прочитанного.

Контролирует выполнение задание учащимися.

Первичное чтение комбинированное

Какие чувства у вас вызвал рассказ?

Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении? Каков этот рассказ по характеру?

Физминутка

Теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)

- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа.

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. На концерте. Слайд 4.

Выявлять основную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного.

Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

V. Выразительное чтение и анализ прочитанного ( 13 мин)

Цель: обучение выразительному выборочному чтению, анализ прочитанного.

Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя.

Выполняют задания учебника.

Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения.

Чтение по частям Часть первая

Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.

- Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей?

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок?

Какими художественными средствами языка пользуется писатель? Работа в группах

Задание каждой группе:

1 группа - описание дома композитора.

2 группа - описание лета, белых ночей (с. 54, 3 абзац)

3 группа - описание музыки (с. 56, 4 абзац)

4 группа - описание зимы (с. 51, 4,5 абзац)

5 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац)

Заполните таблицу в тетради

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

- Как мы назвали вторую часть?

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

- Что было единственным украшением этого дома?

- Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ? (с. 139)- выборочное чтение

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

- Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни?

- Что изменилось за это время в природе?

- Зачем опять К. Паустовский включает описание природы?

- Прошло время, Дагни покидает родной дом.

- По какой причине она делает это?

- Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?

(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

-Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

- Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать)

- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке? (с. 143)

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей.

Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства

Подумайте дома над вопросом «Чем должен жить человек?»

Работа с рефлексивным плакатом

ДОМА: с.69-82, подготовить отрывки для радиоспектакля, сообщение о Григе, вопросы с.83-84

Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...