Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Хужина Гульнара Алфировна

Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Цель урока: формирование гуманного отношения к животным через произведение Н.Некрасова «Дедушка  Мазай и зайцы».

Задачи урока: 1. Познакомить детей с произведением «Дедушка  Мазай и зайцы».

                         2. Учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, характер главных героев.

                         3. Отрабатывать навык выразительного чтения.

                         4. Пополнять активный и пассивный словарный запас.

                         5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Читать стихотворение выразительно;
  2. Определять настроение стихотворения с помощью ключевых слов;
  3.  Находить средств художественной выразительности.

Метапредметные:

  1. Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
  2. Находить необходимую информацию в читаемых текстах.
  3. Участвовать в работе группы.

Технологии, используемые на уроке: гуманно-личностная, технология сотрудничества, ИКТ.

Личностные:

  1. Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
  2. Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.

Межпредметные связи: Русский язык, тема «Лексика», «Текст».

Тип урока:  постановка учебной задачи.

Вид урока:  урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

Ресурсы урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебники: 3 класс в 2 частях.

2. Аудиозапись. Чайковский П.И.  «Времена года – апрель».

3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм «Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы»

4. Выставка книг, толковый словарь.

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

обучающихся

Форма работы

I.Актуализация необходимых знаний.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Речевая разминка.

Прочитаем стихотворение Е.Евтушенко вместе, медленно.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку.

-Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

  1. Определение темы и цели урока.

-Попробуем сформулировать тему урока.

- Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока.

- Сегодня мы познакомимся с  произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

-

- Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.

О любви к природе и животным, о человеческих чувствах.

- Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения.

(Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним.)

Чтение стихотворения про себя.

Выразительное чтение.

II. Мотивация познавательной деятельности.

- Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает.

- Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением.

- В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения.

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе  этого рассказа написал стихотворение, которое назвал  «Дедушка Мазай и зайцы».

Рассматривают книгу Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении.

- Алгоритм работы над новым произведением:

  1. Прочитать (познакомиться).
  2. Словарная работа.
  3. Анализ произведения.
  4. Выразительное чтение.

 

Работа с книгой.

III. Организация познавательной деятельности.

- Ребята, какая задача у нас стоит первая?

1. Чтение произведения  учителем.

-Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило.

2. Словарная работа.

-Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника?

Попробуем определить значения следующих слов:

Багор – (шест с металлическим крюком и острием).

Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м).

Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам).

Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна).

Силки – (петли для ловли птиц).

- Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините  стрелками правильное значение слов.

тягота                            тяжесть, груз

потеха                            забава, веселье

лопочут ушами             шевелят ушами, выражая беспокойство

гуторить                         разговаривать

   

  1. Анализ.

Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу.

- Определите тип текста.

- Что лежит в основе  текста-повествования?

- В чем отличие  стихотворение Н.А.Некрасова от других повествовательных текстов.

- Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями?

- Когда происходило действие?

- Почему зайцы попали в трудную ситуацию?

- Что такое половодье?

-Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине. (СЛАЙД)

- На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части.

- Попробуем разобрать каждую часть произведения.

1часть – осуждение.

- Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай?

- Как он относился к животным? Зачитайте.

- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова?

- Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит?

- Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к  этой картинке.

Перечитайте первую часть.

- Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении?

- Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки.

- Найдите картинки, которые можно отнести ко второй части. Расположите их в правильном порядке по содержанию. Найдите строки, которые относятся к каждой картинке.

- Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами?

- С чем Мазай  сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»?

- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства?

- Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл?

- Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него?

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

-Как прочитать эти слова? Прочитайте.

- Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев?

- Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат?

- к

-Как себя повели зайцы, когда увидели берег?

-Почему?

- Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем?

- Какая картинка будет заключительной к нашему произведению?

Зачитайте строки.

- Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?

 

- Что отличает Мазая от односельчан?

- Что Вы можете сказать о характере Мазая?

4. Работа в группах.

-Сейчас мы с Вами поработаем в группах.

 1 группа:

Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю.

  Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый.

- 2 группа:

 Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково.

Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дурру, находку, плуты косые.

  1. Проверка, анализ работы в группах.

- Какую задачу мы с Вами выполнили?

- Какую задачу нам предстоит решить?

- Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как?

- Эту задачу Вы выполните дома, передав интонацией все чувства Мазая. В этом произведении много трудных слов. Я Вам предлагаю их прочитать по слогам.

6. Отработка навыка чтения трудных слов.

бо-ло-тис-том                       низ-мен-ном

сил-ка-ми                              по-ло-водь-е

под-би-ра-лась                     ско-ман-до-вал

слу-шай-тесь                        скрес-тив-ши

сбе-си-лись

Чтение произведения.

Работают со словарём.

- Гинуть, сажень, зипун.

Работают в парах с раздаточным материалом.

- Мы прочитали текст-повествование.

В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.

- У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме.

- Весной.

Деление текста на части.

  1. Осуждение.
  2. Спасение зайчат.
  3. Прощание.

Выборочное чтение.

- Осуждение, жалость.

Работают со словарём.

- 2 часть.

Выборочное чтение.

Работа с интерактивной доской. (Слайд)

- Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая.  Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода.

-  Жалость, любовь и желание помочь.

- Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды.

- Характер.

- Характер Мазая отражается в поступках и в словах.

Работают  в группах.

- Проанализировали текст.

- Прочитать выразительно текст.

- Громко, целыми словами, передавая интонацию.

Чтение произведения.

Работа со словарём.

Работа в парах.

Работа со словарём.

Работа с интерактивной доской.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Работа с интерактивной доской.

Работа в группах.

Работа с интерактивной доской.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы её?

- Какие чувства переполняли Вас на уроке?

- Как бы Вы поступили на месте Мазая?

- Случалось ли Вам спасать животных?

Чему Вас научил рассказ Мазая?

 Продолжите предложения:

 Сегодня на уроке я узнал…….

Я почувствовал……

Мне захотелось, чтобы……

- Прошу встать тех, кому на уроке было интересно.

Учебник с. 170-172 – выразительное чтение.

Задание на выбор:

Вывод:

Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить.

  1. Определить средства художественный выразительности в произведении «Дедушка Мазай и зайцы».
  2.  Сделать иллюстрацию к стихотворному произведению «Дедушка Мазай и зайцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи И.Токмаковой» - 2 класс

Тема урока: «Стихи И.Токмаковой» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений И. Т...