Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_lit.cht_.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»

Технологическая карта урока

по предмету Литературное чтение

во 2 классе

по теме: «Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок»

Студентки 41 группы

Кардонской Ирины Евгеньевны

                                           Дата проведение: 13.04.2020

 Методист-предметник: Павлова Любовь Николаевна

Оценка за разработку технологической карты:________/___________

 (Подпись преподавателя)

Учитель класса: Смирнова Людмила Владимировна

Допуск к проведению урока__________________________________

(подпись учителя)

Оценка за проведение урока:_________/__________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок»

Тип: Открытие новых знаний

Цель урока: формирование знаний о писателе В. Жуковский, культуры поэтического слова.

Задачи  урока:

Дидактические: сформировать знания о произведении «Жаворонок»

           Развивающие: развивать устную-монологическую речь

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету литературное чтение

Оборудование: учебник литературного чтения, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал, доска, мел.

Технологии: ИКТ, здоровье сберегающая

УУД:

Предметные: формировать культуру восприятия поэтического слова.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свои мысли в устной форме

 Познавательные: добывать новые знания

Личностные: формирование словарного запаса

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф-фронтальная,

И-индивидуальная,                   П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

-настрой детей к уроку

-проверка готовности детей к уроку

Диалог

Здравствуйте ребята.

 Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам  радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.

Здравствуйте.

фронтальная

Доска, мел, рабочие тетради.

К-уметь формулировать и высказывать свои мысли в устной форме

Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Актуализация знаний-повторение ранее усвоенного учебного материала

Диалог

вопросы

Кроссворд «Жаворонок»

Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Василия Жуковского Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья. Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Стихотворение «Жаворонок», написано в 1851.

Отгадывают кроссворд

фронтальная

Раздаточный материал,

Презентация, слайд 1

К- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Формирование умения работать по словесной и письменной грамотности

Постановка

цели урока-формулировки темы и цели урока детьми

Беседа

Вопросы

-Какое произведение мы будем изучать?

-Кто его автор? 

«Жаворонок»,

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

фронтальная

К- полно и точно выражают свои мысли

осознание значимости в речи имен прилагательных

Изучение нового материала

- решение практических задач

Беседа

2.  Словарная работа.

Легко - без особого физического напряжения; без труда, без усилий.

Радушно - сердечно.

Беспредельно - не имея предела, видимых границ

Воздушно - легко, невесомо.

Радость - чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

Восторг - Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.

Вопросы перед прослушиванием стихотворения.

3.Слушание стихотворения.

4 .Проверка первичного восприятия.

- Вам понравилось стихотворение?

Что особенно понравилось?

Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Какие чувства испытали, слушая произведение? Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?

5.Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.

Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).

6.Анализ стихотворения.

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у людей радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури» может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок - вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?

8. Выразительное чтение стихотворения.

 Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.

О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).

Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви  родине.

Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?

Может кто-то из вас знаком с творчеством  кулундинских поэтов?

(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)

Фронтальная, групповая

УчебникПрезентация, слайд 2

К- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Физминутка

Видеофрагмент

Подведение итогов

Рефлексия

-повторение закрепленного материала

Упражнение, диалог, вопросы

Вывод:

- Что для вас слово "Родина"?

- Что значит "любить Родину"?

- Как можно выразить свою любовь к Родине?

Спасибо за урок!

Какая была тема урока?

Какую цель ставили?

Самооценивание. Лесенка успеха на полях.

Ответы детей

Учебник, раздаточный материал

Фронтальная, парная

К- полно и точно выражают свои мысли

осознание значимости в речи имен прилагательных

Домашнее задание

диалог

Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию - выучить наизусть.

Запись д.з в дневник

фронтальная

К- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Формирование умения работать по словесной и письменной грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.УМК "Школа России".

Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.Цели деятельности учителя: учить видеть  и понимать поступки героев;рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...

Технологическая карта урока математики по теме: «Множители. Произведение»

Технологическая карта урока математики по теме: «Множители. Произведение». УМК "Перспектива , 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Благинина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине». Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....