Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Благинина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине».

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с авторами Е. Благина и Э. Мошковская;
  2. Познакомить с произведениями «Я маму мою обидел» и «Посидим в тишине…»;
  3. Создать условия для анализа стихотворений.

Развивающие:

  1. Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения и долга матерям;
  2. Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
  3. Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 14.04.2022

Школа: МБОУ СОШ №45

Класс: 2 В

Урок: 2

Кабинет: 40

Студент: Никифорова П.

Группа: 42

Учитель: Лещева И. Г.

Тема урока: Благина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений.

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с авторами Е. Благина и Э. Мошковская;
  2. Познакомить с произведениями «Я маму мою обидел» и «Посидим в тишине…»;
  3. Создать условия для анализа стихотворений.

Развивающие:

  1. Развитие и обогащение речи учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развитие логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения и долга матерям;
  2. Воспитание уважения друг к другу в процессе работы;
  3. Воспитание аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Настраивает учащихся на работу.

- Прозвенел звонок и смолк,
  Нам  пора начать урок.

-Я хочу начать урок с изречения Д. Дидро -французского писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация (слайд 1, приветствие)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный, практически

 - А теперь ребята посмотрите видеоролик внимательно, после его просмотра я буду задавать вам вопросы. (видеоролик «Спи моя радость усни...»)

- Дети, что звучало в видеоролике?

- Дети, какие чувства у вас вызвала эта песня?

- Ребята, а кто обычно поет колыбельные песни?

- А ваши мамы пели вам колыбельные песни?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Верно.

- Колыбельная песня.

- Тепло, ласка, нежность, доброта, любовь.

- Женщина, мама.

- Да.

- Мы будем говорить о маме.

Познавательные УУД:

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД:
Уметь

делать выводы

Презентация

Слайд 4,5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный, практический, фронтальная работа

На слайде: «Мама спит, она устала…»

«Я маму мою обидел»

- Ребята, прочитайте слова, написанные на экране. Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

-Одинаковые ли чувства они у вас вызывают?

- Ребята, а как можно обидеть человека?

- Кто догадался, с каким произведениями мы сегодня познакомимся?

- Верно, сегодня мы познакомимся со стихотворением Елены Александровны Благининой «Посидим в тишине» и  Эммы Эфраимовны Мошковской «Я маму мою обидел…»

– Ребята, давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 119

- С произведением «Посидим в тишине» и «Я маму мою обидел»

Познавательные УУД:

Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

Познавательные УУД:

Уметь составлять алгоритм действий

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный, практический, парная фронтальная работа.

- Знакомы ли вы с произведениями этих авторов?

Замечательная поэтесса Елена Александровна Благинина, написала стихотворение, посвященное мамам, называется оно «Посидим в тишине».

Елена Александровна Благинина (1903-1989) (портрет на доске)

Первые стихи Елены Александровны Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки?

Так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки», а для чего нам нужны скороговорки?

Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто?

-Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?

- Давайте подумаем – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом?

Первичное чтение стихотворения учителем

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А чем оно вам понравилось?

- Что хотелось девочке?

- Что девочка сказала лучу?

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?

- Девочке трудно сидеть в тишине?

- Почему?

- Ребята, а какие звуки передают тишину?

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?

 

- нет

-они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего.

-чтобы развивать нашу речь

-мама.

-Тихим, спокойным

-Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму.

-вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать.

-Я тоже двигаться хочу

-девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама.

-Да

-Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть.

Ребята читают звуки [с], [ш], [ч].

-смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил.

Регулятивные УУД: 

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Познавательные УУД:

Уметь выполнять действия по плану

Строить рассуждения, понятные для собеседника

Осуществлять самоконтроль

Презентация

Первичное закрепление
(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, практический, групповая работа

 Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей.

Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально.

Любимый герой поэтессы – ребенок, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

- Посмотрите на слайд, сколько книг выпущено по ее стихам.

- Что вы узнали об авторе?

- Ребята, стихотворение, которое мы сегодня будем читать, называется «Я маму свою обидел…». Что нам нужно сделать, чтобы мама на нас не обижалась?

Ребята, чтобы мамы на нас не обижались, давайте поможем им. Для этого вам нужно встать из-за своих мест, повторять все действия за мной.

Динамическая пауза 

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- Какие вы трудолюбивые, как любите своих мам.

- Сейчас сядьте удобно, и послушайте стихотворение «Я маму мою обидел…»

Первичное чтение стихотворения учителем

- Мы узнали, что она была певицей и т.д.

- Нам нужно помогать маме, не говорить грубых слов. 

Динамическая пауза

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу
Личностные УУД

Оценивать правильность выполнения заданий.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, практический

Подготовка к выразительному чтению.

-Сейчас я прочитаю выразительно каждое стихотворение. Ваша задача выделить важные моменты, запомнить их и потренироваться прочитать это стихотворение выразительно про себя понравившееся вам больше всего.

Слушают чтение учителя.

Тренируются в чтении.

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу


.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный

 Выразительное чтение стихотворения учащимися по частям и целиком.

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь показать те чувства, которые хотел выразить автор.

Чтение учащимися по желанию

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный, практический

Рефлексия своей деятельности на уроке.

- На столах у каждого смайлик веселый и грустный. Выберите тот, смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Проводят рефлексию

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок литературного чтения был дан на районном семинаре учителей начальных классов.  Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; наход...

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Конспект урока по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения;познакомить детей с биографией Е.Благининойи произведением «Посидим в тишине»;познакомить детей с биографие...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...

Конспект урока 2 класс "Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»....