статья "Системно-деятельностный подход в начальной школе"
статья по чтению по теме

Юламанова Гульнара Камилевна

В статье можно прочитать о значении формирования УУД у учащихся в начальной школе. Об использовании  игр для развития читательских умений, дидактических игр для формирования беглого, выразительного чтения на уроках литературного чтения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«СОШ  №1» пгт Пойковский

Юламанова Гульнара Камилевна

   

"Системно - деятельностный подход в начальной школе"

Изучает, значит, понимает,

   понимая – моделирует,

   моделируя – прогнозирует,

   ставит цели, планирует,

   организует, контролирует,
а, значит, управляет,
управляя – изучает.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является  системно деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.

    Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

 - включение в образовательный процесс ИКТ;

- использование метода проектов помогают эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

   Изучает, значит, понимает,

   понимая – моделирует,

   моделируя – прогнозирует,

   ставит цели, планирует,

   организует, контролирует,
  а, значит, управляет,
  управляя – изучает.

     Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

   Учителя методического объединения начальных классов придерживаются основного принципа новых стандартов: открывать знания, а не получать. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? Большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.

    Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.  

   На уроках русского языка и литературного чтения   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации,  её использованию. Задача учителя – развивать у  школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы  учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

   Особая роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы.

  1. Звуковой графический диктант  "Плюс - минус".
  2. Задания вида: из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.
  3. Задания на исключение лишнего (игра «Третий лишний»).
  4. Группировка.
  5. Игры по овладению умением  осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
  6. Определение  существенных признаков объекта

     Начиная с 1 класса необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Решающую роль в обучении играет умение читать быстро, осознанно, без ошибок. Поэтому моя цель как учителя создавать на уроках условия для  развития беглого, правильного, выразительного чтения. Одним из действенных средств обучения являются такие дидактические игры:

  1. «Бросок – засечка».
  1. «Прятки»
  2. «Угадай-ка»
  3. «Поиск слов»
  4. «Буксир»
  5. Ситуация «успеха» - многократное чтение
  6. Игра «Путешествие по перевёрнутому миру»

     Я, считаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференцированный подход в начальной школе

Важнейшая задача начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Одним из средств индивидуального подхода к детям я...

Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."

Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...

Системно - деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...

Деятельностный подход в начальной школе

Выступление по теме: "Деятельностный подход в начальной школе" на районном семинаре "Школа педагогического мастерства" для учителей начальных классов  после проведения открытого урока математики ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...