В.В.Бианки "Еж - спаситель"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гермонова Нина Николаевна

Урок литературнрого чтения в 3 классе коррекционной школы 8 вида по разделу "Давайте любить все живое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezh_-_spasitel.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.В.Бианки «Еж – спаситель».

Цели урока:

  1. Познакомить с рассказом В.В.Бианки «Еж – спаситель» и вызвать читательский интерес детей к произведениям писателя.

  1. Совершенствовать навыки выразительного, беглого и осознанного чтения.

  1. Развивать умение анализировать произведение, делать выводы.

  1. Развивать память, внимание, воображение.

  1. Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к природе и ко всему живому.

Оборудование:

Учебники по чтению, сюжетная картина «Золотая осень», тесты, карточки с загадками и с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок чтения пришло много гостей – учителей, которых вы все знаете.

  1. Психологический настрой.

Давайте, ребята, повернемся к ним, ласково улыбнемся и скажем дружно «Здравствуйте!», а теперь повернулись ко мне, пожелаем друг другу удачи на уроке и сядем.

  1. Постановка темы и учебных целей.

Сегодня на уроке мы продолжим тему «Все мы на свете друг другу нужны». Будем работать над техникой чтения, говорения и слушания.

          Мы будем разговаривать,

          Мы будем выговаривать

          Так правильно и внятно,

          Чтоб было всем понятно.

  1. Разминка для языка.

Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нам надо завести наш веселый язычок.

  1. Прочитайте согласные каждой строчки на одном дыхании.

         БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

         ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ

  1. Прочитайте скороговорку сначала голосов волка, а потом голосом лисы.

          Шлепают гуськом

          Гусак с гусаком.

          Смотрит с высока

          Гусак на гусака.

         Ой, выщиплет бока

         Гусак у гусака.

  1. Проверка домашнего задания.

        На прошлом уроке мы читали рассказ М.Пришвина «Ребята и утята». Я хочу узнать, на сколько вы внимательно читали его. Для этого вы должны правильно ответить на вопросы теста.

1)самостоятельная работа детей с тестом.

2)в это время один ученик пересказывает содержание.

3)Вывод.

       Ребята, все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?

     Правильно вы понимаете, ребята. Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

  А сегодня мы вместе с героиней рассказа Виталия Валентиновича Бианки побываем в удивительно красивом мире. А где именно, догадаетесь отгадав мои загадки.

Зимой он согревает,

А летом охлаждает.

 

         Богатырь стоит богат,

         Угощает всех ребят:

        Ваню – земляникой,

        Танечку – малиной,

        Машеньку – орешком,

        Петю – сыроежкой,

        А Васю – хворостинкой.

Ну, так куда же мы пойдем? (В лес)

  1. Работа по картине «Золотая осень».

Вот мы с вами и попали в сказочный лес.

  1. Почему я говорю сказочный? (Красиво, деревья нарядные, листья на них разноцветные).
  2. Какое время года хозяйничает в этом лесу? (Осень)
  3. Как изменяется осенний лес? (деревья, звери, птицы?)
  1. Игра «Найди пару».

      Теперь я хочу узнать, умеете ли вы распознавать деревья. Для этого надо на карточке соединить линиями деревья с их веточками или листочком.

  1. Работа по рассказу В.Бианки «Еж – спаситель».
  1.  А сейчас давайте прочитаем загадку – 3, которая у вас на листочках.

                 Лесом катится клубок,

                У него колючий бок.

                Он охотится ночами

                За жуками и мышами.

- Кто же это?

- Что узнали о еже? (Он охотится по ночам и кормится мышами и жуками.)

            2) а вот теперь откроем учебники на страницу 23 и найдем рассказ Виталия Валериановича Бианки «Еж – спаситель». Пальчики поставьте и следите за моим чтением. Подмечайте, что еще нового узнаем из рассказа о еже.

-Куда пошла девочка ранним утром?

-Об какие колючки укололась Маша?

-Еще какие опасности поджидали Машу?

3)Словарная работа с выборочным чтением.

-Как вы понимаете значение этих слов? Найдите и прочитайте предложения с этими выражениями.

Накинула на себя платьице-

Вскрикнула-

Обтирать кровь с ноги-

Руки-ноги отнялись-

Засеменил навстречу змее-

Как плеть ударила-

4)Чтение по цепочке и составление плана рассказа.

1.Девочка Маша.

2.Збор земляники.

3.Встреча с ежом.

4.Ядовитая гадюка.

5.Схватка.

           5)В правильной последовательности расположить картинный план по прочитанному рассказу.

-Прочитайте про себя ту часть рассказа, которую я покажу на картинном плане.

-Поставьте в это предложение недостающие слова.

Гадюка – это………змея с ………зигзагом на ………и раздвоенным………

9.Мини вывод.

-Ребята, скажите, почему рассказ называется «Еж – спаситель»? спаситель – это спасатель? Кто же спас девочку Машу?

         На прошлом уроке мы рассмотрели случай, когда утят спас человек, автор. И говорили, что мы должны любить и охранять  природу. А в сегодняшнем рассказе видим, что и животные тоже могут спасать, защищать людей. Все мы на свете друг другу нужны. В природе все  друг с другом взаимосвязано. Если мы кому-то делаем добро, то и нам ответят добром. Давайте же быть добрее ко всем.

10.Выступление школьного библиотекаря.

         1)Рассказ о писателе В.В.Бианки и краткий обзор его книги.

Виталий Валентинович Бианки  (1959-1984)  вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Герои его произведений – животные, птицы, растения. Бианки написал приблизительно 300 произведений, он мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны. Они  рассказывают о живом мире природы и учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

    Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки.

Настоящий писатель всегда открывае6т что- то новое. А что же открыл своим юным читателям писатель Виталий Бианки? Он взял их за руку и повел в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, переполненный тайнами. Красотой, - фантастический мир природы, населенный удивительными существами в перьях, шерсти, чешуе. По книгам Бианки мы не просто  узнаем о жизни животных, живущих с нами на одной Земле. И у нас вырабатывается любовь и бережное отношение, чувство жалости к ним. А это делает нас более добрым и отзывчивым.

         Я принесла вам некоторые его книги. В свободное время ознакомьтесь с ними и, уверена, что вы узнаете очень много интересного.

        11.Домашнее задание.

 1)Ознакомиться с новыми произведениям Виталия Бианки и готовиться к пересказу понравившегося рассказа.

2)Придумать концовку прочитанного в классе рассказа «Еж – спаситель».

12.Обощение по уроку.

-Чей рассказ читали мы на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке?

Молодцы, ребята, спасибо вам. На уроке все работали хорошо. Пора нам из леса возвращаться в класс. А лес он очень богатый, без подарков никого не пускает. Лесные жители для вас приготовили угощение – отборные орешки. Только надо разделить вам эти орешки справедливо. Как вы сами думаете, какую оценку заслужили на уроке, столько орешков и берите. А я после проверки ваших тестов поставлю вам свою отметку. А теперь поблагодарим лес за щедрость и завершим наш урок.

Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Кря-кря;

Б)Нарт-нарт;

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

В)Утка-мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и раз...

Презентация "Храм Христа Спасителя"

Презентация об истории храма....

Господь Иисус Христос - Спаситель Мира

Дополнительный материал к урокам "Основы провославной культуры"...

занятие по основам православной культуры "Для чего Бог пришёл к людям. Христос Спаситель"

Данное занятие предназначено для учителей, ведущих курсы "Основы православной культуры" и "Основы религиозных культур и светской этики"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме В. Бианки "Ёж спаситель".

План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке прослеживается технология продуктивного чтения....

Презентация " В.В.Бианки "Ёж-спаситель".

Презентация по чтению для 2 класса ( 3 класса СКОШ)...