Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая  программа  по  литературному чтению    составлена  на  основе  авторской  программы    по  русскому  языку    Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI  века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.rar54.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа  по  литературному чтению    составлена  на  основе  авторской  программы    по  русскому  языку    Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI  века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2010), стр. 46

При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013чебном году».

 Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах:

  1. научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение;
  2. подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
  3. обогатить читательский опыт.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Обучающиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

     

 Главными задачами в 4 классе являются:

  1. обучение работе с текстом произведения на более высоком уровне, когда ученики должны выделить главную идею произведения.
  2. формирование читательской самостоятельности.

Авторская программа отводит 105 часов (3 часа в неделю) на изучение предложенного материала. В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и составляет 105 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ –  8  часов.

Учебно-методический комплект:

  Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Авт. – сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010.  (Начальная школа XXI века);

Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений  /Авт. – сост. Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2010 (Начальная школа XXI века).

 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012;

Основной формой организации учебного процесса является урок.  Программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение обобщающих уроков, контрольных уроков и уроков, на которых реализуются здоровьесберегающие технологии.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и повысить мотивацию к изучению литературного чтения.

Большое внимание уделяется:  дифференцированному подходу, частой смене видов деятельности, созданию положительного микроклимата, игровым технологиям, физминуткам, гимнастике для глаз, соблюдению санитарных норм в учебном кабинете.

      Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий.

        Преобладающими формами текущего контроля является:

комплексные контрольные работы;

самостоятельные работы;

тесты.

       Промежуточный контроль проходит в виде:

контрольных работ «Проверь себя»;

тестирования.

 

        Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

Основные требования к уровню подготовки обучающиеся 4 класса

В результате изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся должны:

       знать:

  1. название и основное содержание изученных литературных   произведений;   имена,   отчества  и  фамилии авторов;
  2. элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

•        сказок народных и литературных;

•        стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  1. произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  2. жанры детской художественной литературы (сказка,  рассказ,    стихотворение, басня);
  3. сказки народные и литературные;
  1. словари и справочники;
  2. элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

•        виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь:

  1. читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
  1. выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  2. определять тему и главную мысль произведения;
  3. ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  4. делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  5. пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  6. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  7. создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической     деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельного чтения книг;
  2. высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  3. самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  4. определять тему и жанр незнакомой книги;
  5. работать со справочной литературой.

Решать практические задачи:

  1.   читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 90 слов в минуту  и про себя – 100-120 слов в минуту;
  2.  выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты (20 стихотворений, 6 отрывков из прозы)
  3.  ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  4.   делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  5.   пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  6.   определять тему и жанр незнакомой книги;
  7.    работать со справочной литературой.

                                                                                 Календарно - тематическое планирование

(105 часов)

№ п/п


Наименование раздела программы

Тема   урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения

Характеристика основной деятельности

План

Факт

Произведе

ния фольклора

Сказки, легенды, былины, героические песни


8часов

Вводный инструктаж по ТБ.

Малые формы фольклора  



1

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.


Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Работа с текстом.




1


Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, анализировать произведение

Слушание и работа с книгами. Русская народная сказка «Марья Моревна»

 Былина "Волх Всеславович”


1

Слушание и работа с   книгами. Былина "Вольга Святославович"

 Былина «Святогор»


1


Слушание и работа с   книгами.  Шотландская легенда "Рыцарь-Эльф".


1

Народные легенды.   "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"


1


     7.

Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

 Слушание и работа с  книгами. Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море"



1


Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

  8.

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

Текущая проверка навыка чтения вслух


1

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

  9.

Басни. Русские баснописцы


5 часов

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей";И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи"


1

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

  10.

И.И.Хемницер "Друзья".   Слушание и работа с

книгами басен. И.А.Крылов "Крестьянин в беде"

1

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

  11.

А.Е.Измайлов "Кукушка". И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница» 


1

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

   12.


И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет".

Слушание и работа с детскими книгами.

И.И.Дмитриев «Муха».


1

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

  13.

Обобщение по разделу "Проверьте себя»


1

Знать басни, баснописцев. Уметь давать характеристику героям басен.

  14.

Произведе-

ния В.А.Жуковского

5часов

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание»

 


1

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения)

  15.

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна". Работа с текстом


1


Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

  16.

Слушание и работа с книгами.

В.А.Жуковский "Сказка о царе Берендее…"


1

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

  17.

Слушание и работа с книгами. В.А.Жуковский «Светлана".


1

Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы

  18.

Обобщение по разделу. Контрольный урок.

Диагностический тест.


1




Проверка навыков самостоятельной работы

  19.

Произведения А.С.Пушкина

5 часов

 А.С.Пушкин "Осень" Текущая проверка выразительности чтения


1

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения,

  20.

А.С.Пушкин "И.И.   Пущину", И. Пущин "Записки о Пушкине". А.С.Пушкин "Зимняя дорога"


1

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение.

Уметь анализировать стихотворение.

  21.

Слушание и работа с книгами. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Из воспоминаний В.И.Даля".

1

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

  22.

Слушание и работа с книгами. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", "Песни о Стеньке Разине"

1

  23.

Обобщение  «Проверь себя». Страничка книгочея.

1

Знать произведения  А. С. Пушкина. Уметь анализировать произведения.

  24.

Произведения М.Ю. Лермонтова


3 часа

Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус","Горные вершины…", "Утес…"

1

Уметь выразительно читать стихотворения


Наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

  25.

Слушание и работа с книгами. М.Ю.Лермонтов "Ашик - Кериб" (восточная сказка), "Казачья колыбельная песня"


1

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

  26.

Слушание и работа с книгами. М.Ю.Лермонтов "Три пальмы"  (восточное сказание).


1

Знать произведения  М. Ю. Лермонтова. Уметь анализировать произведения.

  27.

Произведения П.П. Ершова


2часа

Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок" ,"Кто он?"


1

Знать особенности сказок. Уметь определять главную мысль сказки.

Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

  28.

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

1

Проверка навыков самостоятельной работы

  29.

Произведения В.М.Гаршина


5 часов

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница". Работа с произведением.


1


Характеризовать книгу. Составлять краткий отзыв о произведения. Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.

  30.

В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" . Текущая проверка уровня начитанности и читательских умений  


1

Уметь определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

  31.

Слушание и работа с книгами.  В.Гаршин «Пленница». " Attalea Princeps "



1

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

  32.

В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее».


1

Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды.

  33.

 Обобщение по разделу "Проверьте себя"


1

Проверка навыков самостоятельной работы.

  34.

Произведения Н.Г. Гарина Михайловского

3 часа

Н.Г . Гарин-Михайловский "Детство Темы" (отдельные  главы)

1



Уметь характеризовать образ героя, выделять кульминационный  момент. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

  35.

Слушание и работа с книгами. К.М. Станюкович "Максимка".

1

 Уметь определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

  36.

Произведения русских писателей о детях.

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Вертел"



1

    37.

Произведения зарубежных писателей



10 часов






























Марк Твен "Приключения Тома Сойера». Знакомство с произведением.


1




Знать структурные единицы произ-ведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

  38.

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" Образ главного героя. Итоговая   проверка   навыка чтения   вслух.  



1

  39.

Слушание и работа с книгами. М.Твен "Приключения Гекльберри Финна"

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения.

  40.

Слушание и работа с книгами. В.Гюго "Козетта" (отдельные главы)


1

  41.

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди». Знакомство с произведением.


1




Уметь характеризовать образ героя, выделять кульминационный  момент. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

  42.

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди». Работа с текстом.

1

  43.

Х.К.Андерсен "Дети года". Итоговая проверка выразительности чтения


1


Знать о новом жанре произведения  Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

  44.

Слушание и работа с книгами. Х.К.Андерсен "Самое невероятное"

1

     45.

Слушание   и работа с книгами. Х.К.Андерсен "Девочка со спичками". Обобщение изученного «Проверьте себя»"


1

  46.

Комплексная контрольная работа. Тест.

1

Проверка навыков самостоятельной работы

  47.




Мифы народов мира

4 часа

Древнегреческий миф "Арион", "Дедал и Икар" 

1


Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.  Знать мифы народов мира

Моделировать алгоритм выпол-нения учебного задания, самос-тоятельно оценивать ход и результат выполнения задания..

  48.

Славянский миф "Ярило-солнце". Древне-индийские мифы "Творение", "Создание ночи»


1

  49.

Слушание и работа с книгами. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И"


1




  50.

Обобщение по разделу "Проверьте себя".  Проверка сформированности учебной и читательской деятельности


1

Проверка сформированности учебной и читательской деятельности

  51.

Книги Древней Руси


3 часа

Отрывок из "Повести временных лет" "О князе Владимире"."Деятельность Ярослава»


1

Уметь понимать главную мысль (служение Родине, её процветанию). Знать книги Древней Руси

  52.

Слушание и работа с книгами. "Повести о Никите Кожемяке"


1




Понимать главную мысль (служение Родине, её процветанию).

  53.

Похвала книгам. "Поучение Владимира Мономаха детям".

Обобщение по разделу. «Проверьте   себя»


1

  54.

Произведе

ния Л.Н.Толст

ого


6 часов

 Л.Н.Толстой "Акула"  


Л.Н.Толстой «Два брата»



1




Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев. Знать произведения  о животных. Уметь анализировать произведения.

  55.

Л.Н.Толстой. Басня «Мужик и Водяной»

Л.Н.Толстой «Черепаха»

1


  56.

Л.Н.Толстой «Русак»

Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».

1

  57.

Быль Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

1

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание

  58.

Слушание и работа с книгами. Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник»

1

  59.

Обобщение по разделу. «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения молча

1

Проверка навыков самостоятельной работы

  60.

             

 Стихи А.А.Блока


3 часа

Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия"

1

Уметь определять тему стихотворения, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать наизусть

  61.

А.А.Блок "Рождество"

1

  62.

Слушание и работа с книгами. А.А.Блок "На поле Куликовом"

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

  63.

Стихи К.Д.Бальмонта


3часа

Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия"

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "К зиме",  "Камыши"

1

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

  64.

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи". Текущая проверка выразительности чтения

1

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

  65.

Слушание и работа с детскими книгами. К.Д.Бальмонт "Русский язык", "Золотая рыбка"


1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать

  66.


Произведения А.И.Куприна


3 часов

А.И.Куприн «Скворцы». Знакомство с произведением  

1

Характеризовать книгу: анализировать структуру.

Пересказывать произведение подробно, кратко, выборочно.

  67.

А.И.Куприн. Очерк «Воспоминания об А.П.Чехове»

Слушание и работа с детской книгой.

А.И.Куприн «Четверо нищих»

1


Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль , отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание

  68.

Слушание и работа с детскими книгами.

Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»

1

  69.


Стихи И.А.Бунина


4 часа

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".

1

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

  70.

И.А.Бунин "Листопад",  "Шире, грудь, распахнись для принятия…"


1

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

  71.

Слушание и работа с книгами стихов русских поэтов. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин"

1

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль


  72.

Проверьте себя". "Страничка книгочея"

Обобщение по изученным разделам

1

Уметь работать самостоятельно

  73.


Произведения С.Я.Маршака



6 часов

С.Я.Маршака "Словарь". Слушание и работа с книгами. "Загадки", "Зеленая застава"

1

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

  74.

Пьеса-сказка С..Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

1

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

  75.

Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев".  Работа с произведением.

1

  76.

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак "Сказка про козла"

"


1

Уметь выразительно читать, определять главную мысль произведения

  77.

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака.

 С.Я.Маршак "Ледяной остров"


1

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения

  78.

Комплексная разноуровневая  контрольная работа.

1

Моделировать алгоритм выполнения учебного задания

  79.


Стихи Н.А. Заболоцкого

2 часа

Н.А.Заболоцкий "Детство",

 "Лебедь в зоопарке".

1


Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

  80.

Библиотечный урок.  

Итоговая проверка навыка чтения вслух



1

Уметь работать с дополнительной

литературой.


  81.


Произведения о детях войны


2 часа

Слушание и работа с книгами. В.П.Катаев "Сын полка"

 ( отдельные главы)



1

Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, тношения автора к герою

  82.

Слушание и работа с детскими книгами о детях. К.М.Симонова "Сын артиллериста".


1

Уметь рассказать о любимом литературном герое (ребенке)

  83.


Стихи Н.А.Рубцова


3 часа

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Береза"

Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина", "Ласточка"

1

Уметь анализировать стихотворения, читать выразительно, определять главную мысль, сравнения

  84.

Произведения о Родине.

Сказка-быль А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

1


Уметь понимать основное содержание текста,  особенности очерка (герой, описание, выражение

  85.

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Итоговая проверка навыка чтения молча


1

Моделировать алгоритм выполнения учебного задания.

  86.



Произведения С.В.Михалкова


3 часа

С.В.Михалков "Школа", "Хижина дяди Тома".  

1

Уметь выразительно читать, определять главную мысль произведения

  87.

Слушание и работа с книгами. С.В.Михалков «Как бы жили мы без книг?», "Любитель книг" , "Чужая беда".

1

Уметь работать с дополнительной

литературой

  88.

Басни С.В.Михалкова "Зеркало"

Слушание и работа с книгами. С.В.Михалков

"Как старик корову продавал"

1

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни.

  89.

 


Юмористические произведения



3 часа

Юмористические рассказы о детях и для детей.

Н.Н.Носов "Федина задача"

1

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора.

  90.

Юмористические стихи.

И.Л. Гамазкова «Страдания»

1

  91.

Слушание и работа с детскими книгами. В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным»

1

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной литератур

  92.


Очерки


4 часов

И.С.Соколов -Микитов "Родина". М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна"

Ю.Яковлев «Право на жизнь».


1

Уметь определять тему произведения и авторскую позицию.


Уметь понимать основное содержание текста, особенности очерка.

  93.

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», . Н.Шер "Картины-сказки".

1


Знать понятия очерк, герой очерка, тема очерка

  94.

Слушание и работа с книгами. Р. Сеф "О стихах Джона Чиарди".

1

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополни-тельной литературой

  95.

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

1

Проверка навыков самостоятельной работы

  96.


Путешествия, приключения, фантастика


10 часов


Н.П.Вагнер  "Фея Фантаста"


1


Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение


  97.

Комплексная разноуровневая контрольная работа: проверка сформированности учебной и читательской деятельности


1

Проверка навыков самостоятельной работы

  98.

Н.П.Вагнер "Береза" ,"Сказка", "Руф и Руфина".  


1

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

  99.

Дж.  Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы). Знакомство с произведением.


1



Уметь слушать произведения, выделять их главную мысль




  100.

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы)

 Тест


1

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

  101.

Слушание и работа с книгами о путешествиях и путешественниках.

Очерк В.Рыбакова "О книге Дж. Свифта"



1

Уметь слушать произведения, выделять их главную мысль

  102.

Н.П. Найденова «Мой друг»

1

  103.

«Проверьте себя.». Контрольная работа.


1

Проверка сформированности учебной деятельности


  104.

Слушание и работа с книгами. В.В.Вересаев «Звезда», «Легенда»


1

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

  105.

Библиотечный урок " В мире книг". Рекомендации для летнего чтения


1

Содержание программы

Произведения фольклора.

Изучение произведений устного народного творчества русского народа и народов мира: сказок, загадок, потешек, поговорок, пословиц, былин, легенд, сказов. Знакомство с новыми жанрами народного творчества - героической песней, легендой, библейским преданием.  Знакомство с мифами  народов мира, книгами  Древней Руси.  

Басни. Русские баснописцы.

Продолжение изучения басен русских баснописцев.  

 Произведения русских поэтов

         Изучение стихотворных произведений отечественных поэтов – классиков В. А. Жуковского,  А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, А. А. Блока,  К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина

Произведения русских писателей.

Изучение прозаических произведений писателей-классиков В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. В. Вересаева, А. П. Платонова

Произведения советских поэтов

         Знакомство с произведениями советских поэтов С. Я. Маршака,  Н. А. Заболоцкого

Произведения о детях войны.

        Познакомиться с произведениями В. П. Катаева, К. М. Симонова о детях войны.

 Юмористические произведения.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях и для детей Н. Н. Носова, В. Драгунского.

Очерки.

Очерки и воспоминания о Родине, о людях.

Путешествия, приключения, фантастика.

Приключенческая детская книга зарубежных писателей.

Средства контроля

(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

Тестирование

4

Контрольная работа

4

Итого

8

                

Учебно-методический комплект:

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-  3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010;
  2. Ефорсинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе. Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007;
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012;
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения: в 2-х ч., - М.: Вентана – Граф, 2010
  5. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова. Проверочные тестовые работы. Литературное чтение. 4 класс. – М. : Вентана-Граф, 2010.
  6. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010. (Начальная школа XXI века)
  7. Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2012. (Начальная школа XXI века)
  8. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: ( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.:  Вентана – Граф, 2010. (Начальная школа XXI века)

  1. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-256с.

Наглядные средства обучения

Комплект таблиц

  1. Крупицы народной мудрости
  2. «Страницы старины седой»
  3. Мифы народов мира
  4. Басни и баснописцы
  5. Книги, книги, книги…
  6. Василий Андреевич Жуковский
  7. Александр Сергеевич Пушкин
  8. Михаил Юрьевич Лермонтов
  9. Русские писатели XIX века
  10. Родные поэты
  11. Писатели XX века детям
  12. Зарубежные писатели
  13. Очерки и воспоминания
  14. Книги о путешествиях и приключениях
  15. Словари, справочники, энциклопедии
  16. В мире книг
  17. Портреты русских и зарубежных писателей.

Оборудование и приборы

  1. Интерактивная доска.
  2. Ноутбук.
  3. Магнитофон.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Компакт - диск «Олимпиадные задания» 2-4 классы

2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008г.

3.Аудиозапись  «Родная речь» 3 – 4  класс              

4.Аудиозапись «А. С. Пушкин. Избранное»

      5. Презентации по темам урока.  

      6. Коллекция «Великие композиторы»:

Моцарт

Чайковский

Вивальди

Музыка семейства Штраусов

Григ

 

Интернет ресурсы

hup://www .uchportal.ru/load/46

http://intergu.ru/

http://www.uroki.net/karta.htm

http:// festival, lseptember.ru/articles/312738/

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=3995&st=5()

http://www.rusedu.ru/detail_l 761 .html

http://viki.rdf.ru/bloki_prezent/

http://www.niinobr.org/

http://wvvw.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/

http://irina-caunite.ucoz.ru/load/masterskaja_uchitclja/interaktivnye_sredstva_obuchenija/30

Формы и средства контроля

                                          I четверть

I вариант

1.        Отметь жанр фольклора.

       □ рассказ

  1. басня
  2. былина
  3. повесть
  4. стихотворение

2.        Отметь заголовок русской народной сказки.

□ «Марья Моревна»

□        «Блудный сын»

□ «Волх Всеславович»

□        «Ярило-Солнце»

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ярило — герой ... мифа.

  1. древнегреческого                                                                    □ древнекитайского
  2. славянского
  3. древнеиндийского
  4. африканского

4.        Отметь фамилию автора басни «Квартет».

  1. И.И. Хемницер
  2. Эзоп
  3. Л.Н. Толстой
  4. А.Е. Измайлов
  5. И.А. Крылов

5. Что такое мораль? Отметь ответ.

□ правило                                                                                                                                                                          □ установка                                                                   □   нравоучение

□ закон

□  присказка

6.        Отметь лишнее слово.

  1. былина
  2. сказка
  3. потешка
  4. рассказ
  5. пословица

7.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.И. Хемницер и И.А. Крылов — это ...

 □        сказочники

  1. поэты
  2. баснописцы
  3. летописцы

8.        Кто автор баллады «Светлана»? Отметь ответ.

  1. И.А. Крылов
  2. Л.Н. Толстой
  3. А.С. Пушкин
  4. А.Е. Измайлов
  5. В.А. Жуковский

9.        Допиши одно слово в ряд других.

Арион, Ярило, Брахма, Яма,        

10.        Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике?

Отметь ответы.

□  фамилия автора

□        титульный лист                                                                                                                                                         □        предисловие

 □        оглавление (содержание)                                                                          □        иллюстрация

II вариант

1.        Отметь фамилию русского баснописца.

□        Л.Н. Толстой                                                                               □  Н.А. Некрасов

  1. И.И. Хемницер
  2. А.А. Блок                                                                                           □        С.А. Есенин

2.        Отметь заголовок героической песни.

□         «Берёзонька»

□         «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»                                                                     □  «Марья Моревна»

□        «Святогор»

П  «Волх Всеславович»

3.        Допиши предложение.

Сказку «Спящая царевна»  написал В.А. Жуковский, а «Сказку о золотом петушке» - __________________

___

4.        Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? Отметь ответ.

□        И.А. Крылов                                                                          □  Л.Н. Толстой                                                                           □ И.И. Хемницер                                                                                                                                    □ А.Е. Измайлов

5.        Отметь лишнее имя героя произведения.

□        Илья Муромец                                                                            □ Святогор                                                                                        □ Марья Моревна                                                                                                                                    □ Добрыня Никитич                                                                             □ Волх Всеславович

6. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

В сказках бывает присказка, а в баснях ...

□ заголовок                                                                        □ герои                                                                            □ абзацы                                                                             □ мораль                                                                           □ текст

7.        Допиши предложение.

Сказка, пословица, потешка, былина — это произведения _______________________________________________________________________

8.        Отметь имя героя  «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.

□ царь Салтан                                                                              □ князь Гвидон                                                                          □ царь Дадон                                                                       □ царь Матвей                                                                      □ царь Берендей

9.        Допиши одно слово в ряд других.

И.А.    Крылов,    Л.Н.    Толстой,    И.И.    Хемницер, И.И. Дмитриев        

_______________________________________________________________

10.        Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.

□  сказка

□  миф

□ легенда

□  оглавление (содержание)

□  шутка

                                          II четверть

I вариант

   1. Отметь фамилию автора сказания.

□ К.М. Станюкович                                                                               □  Н.А. Некрасов                                                                          □ Х.К. Андерсен                                                                   □  В.М. Гаршин                                                                               □ М.Ю. Лермонтов

2.        Отметь заголовок сказки Х.К. Андерсена.

□ «Самое невероятное»                                                                                     □ «Конёк-Горбунок»                                                                                             □ «Спящая царевна»

3.        Допиши предложение.

Сказку «Ашик-Кериб» написал _____________________________                                                                                                                        

4. Отметь лишнее слово.

баллада

□ рассказ

□басня

□ былина

□ стихотворение

5.        Кто автор стихотворения «Песнь о вещем Олеге»? Отметь ответ.

□ М.Ю. Лермонтов                                                                                                     □ Н.А. Некрасов                                                                                    □ А.А. Фет                                                                                                      □  А.С. Пушкин                                                                                            □ С.А. Есенин

6.        Дополни предложение.

Пушкина зовут Александр  Сергеевич,  а Ершова —

7. Отметь обобщающие слова, которыми можно дополнить предложение.

А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это ...

□ баснописцы                                                                                                 □ летописцы                                                                                           □ поэты                                                                                □ авторы сказок

8.        Отметь имя героя произведения Виктора Гюго.

      □  Гек Финн                                                                               □ тётя Полли                                                                                 □  Аггей                                                                       □ Тенардье                                                                                 □ Сид

9.        Отметь жанры произведений М.Ю. Лермонтова.

 □ баллада

□  стихотворение

□  легенда

        □ сказка

□  песня

10.        Допиши одну фамилию писателя в ряд других.
В. Гюго, М. Твен, Х.К. Андерсен, Ш. Перро, ____________________________________

II вариант

1.        Отметь имя и отчество Гарина-Михайловского.

□  Михаил Юрьевич                                                                                      □  Николай Георгиевич                                                                                  □  Пётр Павлович                                                                                              □  Василий Андреевич                                                                                    □ Лев Николаевич

2.        Отметь заголовок сказки В.М. Гаршина.

□  «Ашик-Кериб»

□  «Спящая царевна»

□  «Лягушка-путешественница»

□  «Сказка о золотом петушке»

□  «Марья Моревна»

3.        Допиши предложение.

Виктор Гюго написал произведение о детях «Козетта»,
а Марк Твен - __________________________________________________________________

  1. Запиши полное имя французского писателя Гюго.

________________________________________________________________

  1. Кто автор сказки «Самое невероятное»? Отметь ответ

  1. Ш. Перро
  2. братья Гримм                                                                          □ Х.К. Андерсен
  3. Ц. Топелиус

6.        Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

D А.С. Пушкин

  1. С.А. Есенин
  2. Н.А. Некрасов
  3. В. Гюго
  4. М.Ю. Лермонтов

7.        Допиши предложение.

Имя и отчество Жуковского — Василий Андреевич,
а Лермонтова —        __________________________

8.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

Н.Г. Гарин-Михайловский и Марк Твен писали произведения...

  1. о животных
  2. о природе  
  3. о детях

9.        Отметь фамилию баснописца.

□        А.С. Пушкин

      □  М.Ю. Лермонтов  

      □  И.И. Хемницер

  1. В.М. Гаршин
  2. П.П. Ершов

10. Допиши одно слово в ряд других.

Козетта, Максимка, Фенька, Сид, ________________________________

II вариант

1.        Допиши предложение.

Легенда —        

2.        Определи тему каждой пословицы. Укажи        ► ответы.

а)        Пчела мала, а и та работает.                      о дружбе

б)        На чужой стороне и весна не красна.           о Родине

в)        Друзья познаются в беде.                     о труде

3.        Заполни схему.

Сказки бывают

4. Прочитай. О каком былинном богатыре говорится в отрывке? Впиши его имя.

Мать положила сына в люльку. Принесла пелёнки, чтобы спеленать. А младенец вдруг говорит:

— Не годится мне это, матушка. Пеленай меня в крепкие латы булатные.

Как просил сын, так мать и сделала. Вместо игрушки дала ему палицу.          играл палицей и рос не по дням, а по часам. Когда он первый раз на ноги встал, земля дрогнула, дубы вершинами прошумели, по озёрам от берега к берегу волна пробежала.

5.        Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Укажи        ► ответы.

Как в старом-то было городе,               былина

Во славном и богатом Нижнем,                     басня

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын.                 героическая песня

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов

Из удалых молодцов — нижегородских купцов.

6.        Из какого произведения отрывок? Запиши полный ответ.

Было у человека два сына. Старший — спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему всё не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу:

— Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать.______________________________________________________  7.        Из какой басни мораль? Запиши название басни.

К несчастью, то ж бывает у людей.

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

   ___________________________________________________________________

8.        Прочитай отрывок. Кто автор сказки? Запиши имя,
отчество и фамилию автора.

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет.

9. Запиши заголовок сказки А.С. Пушкина, которая начинается так:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

 Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

 Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

___________________________________________________

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

5

4













































6



















  1. Город, о котором сложена легенда.
  2. Сильный и могучий богатырь, мощь которого выносили лишь утёсы каменные.
  1. Автор басни «Стрекоза».
  2. Герой народной песни.
  3. Автор баллады «Светлана».
  4. Герой древнегреческого мифа, художник-мастер.
  5.  Бог Солнца в славянских мифах.

Итоговая проверка навыка чтения молча

В. П. Астафьев

Капалуха

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветками и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развертывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков вытянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

—        Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

—        Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце мое забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

  1. Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
  2. Зачем?
  3. Да так!
  4. А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё все ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

—        А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым живо
том, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

(476 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. Определи жанр этого произведения.

  1. рассказ
  2. сказка
  1. былина
  2. басня повесть

  1. Где происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой лес описан в рассказе?
  1. лиственный
  2. смешанный
  3. хвойный

  1. Как называется такой лес? Запиши.

_______________________________________________________________________

  1. Где находилось гнездо?
  1. на бугорке
  2. посреди просеки
  3. на опушке леса
  1. Объясни слово капалуха. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как автор называет гнездо капалухи?
  1. домик
  2. теремок
  3. хатка
  1. Найди описание яиц глухарки. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему у глухарки не было пуха на животе и груди?
  1. Она полиняла.
  2. Она голым животом грела яйца.
  3. Она выщипала пух для гнезда.

  1. Почему дети не разорили гнездо? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест (вид итоговой проверки)

I вариант

1.        Прочитай.. Отметь загадку-вопрос.

  1. Не надобен клад, коли в семье лад.
  2. Что милее всего на свете?
  3. Пятеро волов одной сохой пашут.

2.        Отметь заголовки стихотворений М.Ю. Лермонтова.

  1. «Парус»
  2. «Вечер»
  3. «Утёс»
  4. «Зимняя дорога»
  5. «Осень»

3.        Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Ночь настала; месяц всходит;

 Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

 И садится под кустом:

Звёзды на небе считает

 Да краюшку уплетает.

  1. из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
  2. из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
  3. из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина

4.        Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»

  1. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
  2. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
  3. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

5.        Какое произведение начинается словами «Давно тому назад...»? Отметь ответ.

  1. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
  2. Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»
    □  И. И. Хемницер. «Друзья»

6.        Отметь жанр фольклора.

  1. рассказ
  2. сказка
  3. басня

7.        Прочитай. Кто автор произведения? Отметь ответ.

Октябрь хандрит: он зол и хмур,

Что лето кратко чересчур.

  1. А.С. Пушкин
  2. М.Ю. Лермонтов
  3. Х.К. Андерсен

8.        Отметь имя и отчество Гаршина.

□   Пётр Павлович

     □  Всеволод Михайлович
     □ Николай Георгиевич

9.        Как называется переносное значение слова, указывающее на сходство и различия предметов? Отметь ответ.

аллегория

  1. мораль
    □ эпитет
  2. метафора                                        
  3. ирония

10.        Что поможет тебе быстро найти нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

  1. титульный лист
    □ иллюстрация
  2. обложка

     □  предисловие

     □ оглавление (содержание)

II вариант

1.        Отметь фамилию баснописца.

□ П.П. Ершов

 □ И.А. Крылов

□ В.М. Гаршин

2.        Отметь заголовок басни И.И. Хемницера.

  1. «Стрекоза и Муравей»
  2. «Стрекоза и муравьи»
  3. «Стрекоза»

3.        Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

  1. из «Сказки о жабе и розе» В.М. Гаршина
  2. из сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского
  3. из сказки «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина

4.        Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

И произведение искусства исчезло, но свечи в церкви превратились в большие светящиеся цветы; золотые звёзды, рассыпанные по потольу, засияли; орган заиграл сам собою. И все сказали, что вот это-то и есть «самое невероятное»!

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»
  2. Х.К. Андерсен. «Самое невероятное»

     □  М.Ю.Лермонтов «Ашик - Кериб»

5.        Из какого произведения строки? Отметь ответ.

Играют волны — ветер свищет,

 И мачта гнётся и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

  1. В.А. Жуковский. «Вечер»
  2. А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»
  3. М.Ю. Лермонтов. «Парус»

6.        Отметь жанры фольклора.

□ рассказ

□ пословица

  1. легенда
  2. басня
  3. повесть

7.        Прочитай строфу. Кто автор произведения? Отметь ответ.

Но отец твой старый воин,

Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

  1. И.А. Крылов
  2. М.Ю. Лермонтов
    □ В.А. Жуковский

8.        Отметь имя и отчество Ершова.

□Василий Андреевич

□        Михаил Юрьевич
□Пётр Павлович

9*. Как называется художественное определение? Отметь ответ.

□ ирония

□        аллегория

     □ метафора

     □ эпитет

     □ сравнение

10. В каком словаре можно найти значение слова? Отметь ответ.

    □ в орфографическом

    □ в толковом

    □  в энциклопедическом

                                          III четверть

I вариант

1.        Отметь жанры произведений Л.Н. Толстого.

          □ сказка

          □        рассказ

  1. басня
  2. стихотворение                                                              

 □ быль

2.        Отметь фамилию поэта.

  1. А.П. Чехов
  2. Л.Н. Толстой                                                                      □ И.А. Бунин
  3. А.П. Платонов
  4. Д.Н. Мамин-Сибиряк

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...

 □        летописцы
□ поэты

  1. баснописцы
  2. сказители

     4. Отметь имя и отчество Бунина.

       □ Александр Александрович

       □ Сергей Александрович

       □ Александр Сергеевич  

       □ Иван Алексеевич

       □ Самуил Яковлевич

5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

      □ И.А. Бунин

      □ А.А. Блок

      □ Л.Н. Толстой

      □ Н.А. Некрасов

      □ Ш. Перро

6. Кто автор рассказа «Вертел»? Отметь ответ.

  1. Л.Н. Толстой  
  2. Д.Н. Мамин-Сибиряк
  3. К.М. Станюкович
  4. В.М. Гаршин
  5.  А.П. Чехов

7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка,  заголовок, титульный лист,  иллюстрация,

8. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»? Отметь ответ.

□ С.А. Есенин

  1. А.А. Блок
  2. Н.А. Некрасов                                                                        □ И.А. Бунин
  3. К.Д. Бальмонт

9. Отметь заголовки произведений С.Я. Маршака.

 □ «Зелёная застава  

      □ «Подснежник»                                   

  1. «Снежинка»
  2. «Детство»  
  3.  □ «Словарь»

10. Допиши одну фамилию в ряд других.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, С.Я.Маршак,__________________________________________________

II вариант

1.        Отметь жанры произведений С.Я. Маршака.

  1. рассказ
  2. стихотворение
  3. басня
  4. былина

      □  загадка

2.        Отметь заголовки произведений В.В. Вересаева.

  1. «Россия»    '
  2. «Легенда»                                                                          □«Детство»
  3. «Листопад»
  4.  □ «Звезда»

3.        Допиши предложение.

Адеил — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  1. рассказ                                                                                         □ сказка                                                                 □ легенда                                                             □ былина
  2. переплёт

5.        Кто автор восточной сказки «Звезда»? Отметь ответ.

□        А.А. Блок

     □ М.Ю. Лермонтов

     □ К.Д. Бальмонт  

     □В.В. Вересаев

□        А.П. Чехов

6.        Закончи предложение, отметив ответ.
Бунина зовут Иван Алексеевич, а Платонова —

□ Иван Сергеевич

  1. Антон Павлович
  2. Лев Николаевич
  3. Дмитрий Наркисович
  4. Андрей Платонович

7.        Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке? Отметь ответы.

  1. название книги
  2. цвет обложки
  3. переплёт

□ объём книги

□        каталог

8.        Запиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, стихотворение, басня, ___________

9.        Отметь заголовки стихотворений К.Д. Бальмонта.

  1. «Детство»
  2. «Русский язык»
  3. «Россия»
  4. «Словарь»
  5.  «Снежинка»

10.        Героем какого произведения является профессор?  Отметь ответ.

      □ рассказа А.П. Чехова

  1. сказки В.В. Вересаева
  2. пьесы-сказки С.Я. Маршака

                                                    IV четверть

I вариант

1.        Отметь жанр и тему рассказа Н.Н. Носова «Федина задача».

  1. рассказ о животных
  2. рассказ о природе
  3. сказка о детях
  4. рассказ о детях
  5. сказка о животных

2.        Отметь заголовок стихотворения.

О «Сын полка»

  1. «Фея Фантаста»
  2. «Тихая моя родина»
  3. «Звезда»
  4. «Двенадцать месяцев»

3.        Допиши предложение.

Адеил — герой сказки В.В. Вересаева «Звезда», а Ваня Солнцев -___________________________________________________________________________

4. Отметь лишнее слово.

  1. двустишие                                                                                   □ пятистишие                                                                            □ эпитет                                                                                         □ четверостишие
  2. восьмистишие

5. Кто автор очерка «Катины-сказки»? Отметь ответ.

  1. Ю.Я. Яковлев
  2. А.И. Куприн                                                                        □ М.А. Шолохов
  3. Н.С. Шер                                                                                                                                             □ В.М. Песков

6.        Допиши предложение.

Маршака зовут Самуил Яковлевич, а Михалкова - ________________________________________________________________

7.        Допиши предложение.

С.Я. Маршак, СВ. Михалков, А.Л. Барто — это_____________________________________________________________

         8. Кто автор очерка «Любимая мать-отчизна». Отметь ответ.

     □ Н.Н. Носов

□ А.И. Куприн                                                                                □ М.А. Шолохов                                                                           □  Н.С. Шер

  1. Ю.Я. Яковлев

9. Отметь заголовки произведений Н.П. Вагнера.                                                                            □ «Берёза»

  1. «Акула»
  2. «Руф и Руфина»                                                                               □ «Вертел»

□ «Сказка»

10. Допиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, легенда, очерк,____________________________________

II вариант

1.        Отметь имя и отчество поэта Рубцова.

□ Сергей Владимирович

  1. Иван Алексеевич
  2. Сергей Александрович
  3. Александр Александрович
  4. Николай Михайлович

2.        Отметь заголовки произведений СВ. Михалкова.

□ «Хижина дяди Тома»

□        «Зеркало»

□ «Весна в лесу» D «Чужая беда»

□        «Леночка с букетом»

3.        Допиши предложение.

Х.К. Андерсен написал сказку «Девочка со спичками»,
      а Н.П. Вагнер —_________________________________________________

4. Отметь лишнее слово.

□ рассказ

  1. сказка
  2. эпитет
  3. басня                                                                               былина

5. Кто автор басни «Зеркало»? Отметь ответ.

 □        И.И. Хемницер
□ И.А. Крылов

  1. СВ. Михалков                                                                           □И.И. Дмитриев
  2. А.Е. Измайлов

6.        Допиши предложение.

Заболоцкого зовут Николай Алексеевич, а Рубцова —

7.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

Самуил Яковлевич Маршак — ...

□ летописец                                                                                             □ детский писатель                                                                                 □ баснописец                                                                      □переводчик  

 □ □поэт

8.        Отметь фамилию поэта.

□ В.П. Катаев                                                                                    □ Н.М. Рубцов                                                                                  □ Н.П. Вагнер                                                                            □ А.П. Платонов                                                                       □□Дж. Свифт

9.        Отметь лишнее слово в ряду других.

□ обложка                                                                             □ эпитет                                                                             □метафора                                                                            □ сказка                                                                                □ повесть

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А, Фет, И.А. Бунин,________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...