Урок обучения грамоте в 1 классе. Повторение и обобщение.
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Учащиеся закрепляют и повторяют понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи, гласных и согласных звуках, роли гласных в образовании слогов; тренируются в составлении схем, в подборе слов в соответствии схемам, моделируют слова в соответствии со схемами;совершенствуют диалогическую форму устной речи в  ходе дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.povtorenie_i_obobshchenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема «Повторение и обобщение»

          Предметные результаты: учащийся повторяет и закрепляет понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи, гласных и согласных звуках, роли гласных в образовании слогов, слоге-слиянии, согласных вне слияния; тренируется в составлении схем, в подборе слов в соответствии со схемами; моделирует слова в соответствии со схемами; совершенствует диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок; писать элементы букв.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает закрепление в памяти базовых предметных понятий; работает со знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений, слого-звуковыми схемами); осваивает регулятивные УУД в ходе рассказывания знакомых сказок, осваивает начальные формы познавательной рефлексии в ходе обобщения изученного материала.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование:

  1. иллюстрации города  Буквограда
  2. схемы слов для звуко - буквенного анализа;
  3. схемы предложения;
  4. индивидуальные карточки

Ход урока

Целеполагание

Учитель формулирует учебную задачу сам: «Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные сведения о звуках и буквах, учиться составлять слого-звуковые схемы слов, а отправимся в путешествие в город БУКВОГРАД»

 Организация учащихся

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Работа над повторением изученных звуков и букв

Беседа и задания:

Как вы думаете, кто живёт в городе Буквограде? Как выглядит этот город? Закройте глаза 1,2,3 представьте себе , что мы идём по дороге в город.

На речке на Чернильной

Есть городок не пыльный

Живут тут буквы разные:

Гласные, согласные.

Что вы видите на доске? (замок)

Чтобы замок открылся вам нужно ответить на вопросы королевы Азбуки:

Повторительное упражнение: учитель читает текст, акцентируя внимание на интонации конца предложения, а дети следят за чтением и подчитывают количество предложений.

Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетают на юг. Скоро все листья с деревьев начнут опадать. Они будут кружиться в воздухе и с тихим шорохом ложиться на землю. Как красива ранняя осень!

Как вы поняли, сколько в этом тексте предложений?

Какой знак надо поставить на конце последнего из предложений? Почему?

Какой знак ставится на конце остальных предложений? Почему?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова? Как определить количество слогов?

Молодцы, ребята замок открывается,  и мы попадаем в сказочный город.

Ребята мы с вами идём в гости к гласным буквам.

С какими гласными звуками мы познакомились?

Можете доказать, что это гласные  звуки?

Давайте вспомним стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

 Могут заплакать и закричать

 В тёмном лесу звать и аукать,

Но не умеют шипеть и рычать.

Посмотрите, какие необычные домики, а как вы считаете, почему домики красного цвета?

Какая буква живёт в этом домике? (а)

Какой гласный звук она обозначает?

Охарактеризуйте гласный звук [a].

Приведите примеры слов с ударным звуком [a].

Приведите примеры с безударным звуком [a].

Сoставьте слoго- звуковые схемы слов: Антoн,  бaрабан,  зaяц.

(Один ученик у доски, остaльные в тетрадях).

Вырaзите с помощью интонации и  звука [a],  как человек откликнется:

а) если он не расслышал;                                                                

 б) если он наконец-то что-то понял.                                

Это просто звук или уже предложение? Почему?

Игра: Кто внимательный?  Подберите ответы на вопросы  на звук а .

1.Полное имя Саши?

2.Птица, которая приносит детей?

3.Объявление о предстоящем спектакле?

4.Площадка, на которой происходит цирковое представление?

5.Добрый доктор?

6. Первая буква алфавита?

7.Обладатель волшебной лампы?

8. Глыба льда, дрейфующая в северных морях?

МОЛОДЦЫ!

Какая буква живёт в этом домике?

Пропойте песенку на звук О.

Фонематическая разминка:

Повторяем за мной рифмовки:

ОН-ОН-ОН - по рельсам катится вагон

ОХ-ОХ-ОХ - посадили мы горох.

ОТ-ОТ-ОТ - на реку мы спустили плот.

ОЙ-ОЙ-ОЙ - у врача кричит больной.

Умницы! Тихо садимся, продолжаем наше путешествие. Кто живёт в третьем домике?

Буква У приготовила вам задания.

Отгадайте загадки:

У зверюшки на макушке,

а у нас – сбоку от глаз? (Уши)

Сколько в слове уши  слогов? (2)

Назовите первый слог.

 Назовите второй слог.

Какой слог ударный?

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит  вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Сколько в слове утка слогов? (2)

Назовите первый слог.

Назовите второй слог.

Какой слог ударный?

Весь день хожу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки.

Совсем  домой я не спешу, свой дом я при себе ношу. (Улитка)

Сколько в слове улитка слогов? (3)

Назовите первый слог.

 Назовите второй слог.

 Назовите третий слог.

Какой слог ударный?

Ребята, на какой звук начинаются все слова?

Посмотрите на схемы слов.

Подберите верную схему.

(Каждая схема объясняется).  

Посмотрите на картинки: мыло, сыр,  мышь.

 (На доске предметные картинки).

Как вы думаете, о какой букве пойдёт речь?

Придётся  напрягать умы,  в словах мы ищем букву ы.

Назовите слова, в которых есть буква  Ы.

Ребята, продолжаем наше путешествие, посмотрите внимательно почему буква И ЖИВЁТ НА ДРУГОЙ УЛИЦЕ?

Придумайте слова с буквой И. 

Физкультминутка

Мы переходим на проспект согласных.

Подобрать имена детей к схеме, которую учитель рисует на доске:          

                  /                                                                                                                         (Дима, Ната, Лара, Вася и т.д.)

(На доске предметные картинки: кот,  кит)

Кто нарисован на картинке? Почему я в вопросе спрашиваю Кто?

Составьте схему слова кот.

 Сколько в слове кот слогов? (1)

Сколько звуков в слове кот? (3)

 Охарактеризуйте звуки.

Составьте схему слова кит.

Сколько в слове кит слогов? (1)

Сколько звуков в слове кот? (3)

Охарактеризуйте звуки.

Чем отличаются составленные схемы?

Молодцы, ребята вы справились с заданием

Назовите признаки согласных звуков.

Давайте вспомним стихотворение о согласных звуках:

А согласные согласны зашипеть, жужжать, свистеть, только не умеют петь.

Скажите , пожалуйста, а почему гласные звуки живут в красных домиках, а согласные в сине-зелёных?

Какая  буква живёт в этом домике?

Буква Н бывает мягкая и твёрдая. Приведите примеры слов .

Гимнастика для глаз

Чтение слогов

Слово делится на части, ах,  какое это счастье-

Может каждый грамотей,  делать слово из частей.

Как называются части, на которые делятся слова?

Мы с вами тоже учимся читать. Давайте хором прочитаем слоги:

на        со

сы         ны

ну        ни

со         но

ку        ну

ка        ко

кы        су

Соедините слоги , чтобы получились слова

Итоги урока.

Ребята, вот наше путешествие и закончилось.

Королева Азбука очень довольна. А вам понравилось путешествие?

Мы с вами ещё не раз вернёмся в волшебный город Буквоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Числа от 1 до 10"

Конспект урока математики,проведённого в 1А классесовместно с воспитанникамиМДОУ д/с №6  «Сказка»...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок обучение грамоте 1 класс "Буква ж. Повторение и обобщение"

Разработка к уроку. Обучение грамоте по теме "Буква ж. Повторение и обобщение". 1 класс. "Школа России"....

Урок обучения грамоте "Гласные и согласные звуки: обобщение"

Урок    «Обучение грамоте». Тема: Гласные и согласные звуки: обобщение. Цель:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  « Хочу, потому чт...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» УМК "Школа России"

Тема урока: «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закреплени...