рабочая программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Смирнова Ольга Алексеевна

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lit._chtenie_1_klass.docx75.03 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»

СОГЛАСОВАНО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР                                                              Директор НОУ Школы «Ника»

____________   Строкова О.В.                                                  ______________ Рублёва И.А.

Протокол заседания МО                                                         «___» ________________ 2012г.

№ ____ от «___» ________ 2012             

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 1 КЛАССА «А»

                                                                                        Программу разработала

                                                                 Смирнова Ольга Алексеевна,

                                                                         учитель начальных классов

                                                          2012 г.

Пояснительная записка

Статус документа.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса    разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель рабочей программы.

Создание  благоприятных условий для  полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения. Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета
  2. конкретно определить содержание, объём, порядок изучения  предмета с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения»включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан в 1 классе на изучение литературного чтения отводится 45 ч (4 ч в неделю).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;

10)        наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным
 и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)        готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  1. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  2. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание курса.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстратив-ный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонациональногохарактера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Требования  к знаниям, умениям и навыкам к концу 1 класса

Учащиеся должны:

— осознанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (индивидуальный темп чтения), постепенно увеличивать темп чтения (до 40 слов в минуту к концу учебного года);

— соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

— понимать вопросы к тексту и уметь правильно отвечать на них;

— называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;

— заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);

— отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;

— уметь отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?» 

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А.Виноградская,

М.В. Бойкина

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2012

Москва «Просвещение»

2

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А.Виноградская,

М.В. Бойкина

Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2012

Москва «Просвещение»

3

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А.Виноградская,

М.В. Бойкина

Литературное  чтение. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2012

Москва «Просвещение»

4

Литературное чтение. 1 класс. Электронное приложение к учебнику.

2012

Москва «Просвещение»

5

Литературное чтение. Тесты.

2012

Москва «Просвещение»

6

Поурочные разработки по курсу «Литературное чтение»

2011

Москва

 

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Планирование составлено на основе    ФГОС начального общего образования,  авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого,

М.В. Бойкиной в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Учебники:

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение»

 в  2 частях: Учебник для 1 класса, Москва:

Издательство «Просвещение», 2012. –78  с.

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся.

Направление творческой, проектной, исследовательской деятельности.

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидакт.средств.

1

1

26.02

Вводный урок

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

1 час

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Объяснять  смысл  названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Предполагать на основе названия содержание главы.

Понимать условные обозначения, использовать

их при выполнении заданий.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Ноутбук, экран, мультимедийный  проектор, диск

Жили-были буквы

8 ч.

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Прогнозировать содержание раздела.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Объяснять  смысл  названия рассказов.

 Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Выставка книг по теме.

Картинки к произведениям.

2

1

27.02

Загадочные буквы

Учебник с.4-8

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

3

2

28.02

Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»Загаловок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения.

Учебник с.9-10

4

3

1.03

Черный С. «Живая азбука»

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Учебник с.11-13

5

4

5.03

Сапгир Г. «Про медведя». Наблюдать за словами и их звучанием. Передавать характер героев с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Учебник с.14-15

6

5

6.03

Бородицкая М. «Разговор с пчелой»

Гамазкова И. «Кто как кричит»

Красиво и правильно читать, самое главное – понимать смысл прочитанного.

Учебник с.16-17

7

6

7.03

Гамазкова И, Григорьева Е. «Живая азбука»

Маршак С. «Автобус номер двадцать шесть»

Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Учебник с.18-21

8

7

12.03

Из старинных книг.

Разноцветные странички.Работа над творческим пересказом.

Учебник с.22-27

9

8

13.03

Проекты «Создаём город букв»

Учебник с.28

Сказки, загадки, небылицы.

8 ч.

10

1

14.03

Чарушин Е. «Теремок»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Учебник с.29-37

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Прогнозировать содержание раздела.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения

Объяснять  смысл  названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку.

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Видео- презентации, ноутбук, проектор, экран, диск.

11

2

15.03

Русская народная сказка «Рукавичка»

Рассказ сказки на основе картинного плана.

Учебник с.38-41

12

3

19.03

Загадки, песенки, потешки.

Отгадывать загадки, самим придумывать, уметь объяснять их смысл.

Учебник с.42-45

13

4

20.03

 Английские народные песенки:  Небылицы.

 «Рифмы Матушки Гусыни».

Правильно выбирать интонацию для чтения небылиц.

Учебник с.46-47

14

5

21.03

«Король Пипин»,

«Дом, который построил Джек»

Чтение по ролям.

Учебник с.48-51

15

6

22.03

Пушкин А.С.

Сказки(отрывки)

Определять последовательность событий, сравнивать разные произведения на одну тему.

Учебник с.52-53

16

7

26.03

«Как хорошо уметь читать»

Учиться делать паузу, для более выразительного чтения.

Учебник с.54-57

17

8

27.03

Обобщение по разделу

Из старинных книг.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Учебник с.58-62

Апрель, апрель. Звенит капель!

7 ч.

Экранно-звуковые пособия, аудиоприложение на электронном носителе, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

18

1

28.03

Майков А., Плещеев А., Белозеров Т. Стихи о природе.

Читать с выражением , выделяя голосом важные мысли и слова.

Учебник с.63-66

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Прогнозировать содержание раздела.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Объяснять  смысл  названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

Воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

19

20

2

3

29.03

2.04

Маршак С. «Апрель»

Токмакова И. «Ручей»,

Весенние загадки

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Наблюдать, как меняется настроение поэта.

Учебник с.67-69

21

4

3.04

«Когда это бывает?»

Читать стихотворные произведения наизусть, находить заглавие текста; называть автора произведения; различать в практическом плане рассказ, стихотворение.

Учебник с.70-71

22

5

4.04

Как хорошо уметь читать.

Берестов В. «Воробушки», Сеф Р. «Чудо»

Выразительно и сознательно читать стихотворения.

Учебник с.73

23

6

5.04

Обобщение по разделу

Из старинных книг.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела., рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Учебник с.74-78

24

7

16.04

Проект: «Составляем сборник загадок».

Учебник с.72

И в шутку и всерьёз.

7  ч.

Выставка книг, аудиоприложение на электронном носителе, ноутбук, проектор, экран, презентации РР.

25

1

17.04

Токмакова И. «Мы играли в хохотушки».

Наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно отражать характер героя.

Учебник с.3-6

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.Оценивать свои достижения

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл  названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа

Читать стихи с разным подтекстом,  выражая удивление, радость, испуг.

Передавать  при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

.

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Находить характерные черты юмористического текста.

Придумывать свои заголовки. Находить   слова,   которые  отражают характер героя.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

26

2

18.04

Тайц Я. «Волк», Кружков Г. «Ррры!»

Инсценировать произведение.

Учебник с.7-8

27

3

19.04

Артюхова Н. «Саша-дразнилка».

Выразительное чтение.

Учебник с.9-11

28

4

23.04

Чуковский К. , Дриз О, Григорьев О,  . «Шуточные стихи»

Сравнение произведений на одну тему: сходства и различия.

Учебник с.12-14

29

5

24.04

Токмакова И., Пивоварова И. «Шуточные стихи»

Отличать юмористическое произведение.

Учебник с.15-16

30

6

25.04

Чуковский К. «Телефон»

Объяснять смысл названия произведения. Определять настроение автора.

Учебник с.17-21

31

7

26.04

Пляцковский М. «Помощник»

Обобщение по разделу.

Оценивать результаты выполненного задания:  «Проверь себя».

Учебник с.22-28

Я и мои друзья

7 ч.

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок..

Прогнозировать содержание раздела.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Определять тему произведения и главную мысль.

Составлять план рассказа

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

Объяснять  смысл  названия рассказов.

Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Выставка книг, аудиоприложение на электронном носителе, ноутбук, проектор, экран, презентации РР.

32

1

30.04

Ермолаев Ю.»Лучший друг»

Благинина Е. «Подарок»

Находить самые главные , важные мысли, которые хотел передать автор.

Учебник с.29-33

33

2

7.05

Орлов В., Михалков С., Сеф Р.

Стихотворения.

Уметь работать со словарем,  читать по ролям.

Учебник с.34-37

34

3

8.05

Берестов В., Пивоварова И., Аким Я.. Стихи.

Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию.

Учебник с.38-41

35

4

14.05

Маршак «Хороший день»

Определять логическое ударение и делать паузы.

Учебник с.43-47

36

5

15.05

Пляцковский М. «Сердитый дог Буль»

Энтин Ю. «Про дружбу»

Пересказывать прочитанное близко к тексту.

Учебник с.48-49

37

6

16.05

Обобщение по разделу

Из старинных книг.

Уметь отвечать на вопросы.

Учебник с.50-54

38

7

17.05

Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

О братьях наших меньших.

9 ч.

Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем.

Выполнять правила работы в малой группе

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Прогнозировать содержание раздела.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Объяснять смысл  названия рассказов.

Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Воспринимать на слух художественное произведение.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определить основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Словари, аудиоприложение на электронном носителе, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

39

1

21.05

Михалков С. «Трезор»

Сеф Р. «Кто любит собак»

Объяснять незнакомые слова, пользоваться словарями.

Учебник с.55-59

40

2

22.05

Осеева В. «Собака яростно лаяла»

Токмакова И. «Купите собаку»

Находить в тексте слова, которые характеризуют героя.

Учебник с.60-64

41

3

23.05

Пляцковскмй М. «Цап Царапыч»

Сапгир Г. «Кошка»

Правильно и выразительно читать стихотворные тексты.

Учебник с.65-67

42

4

24.05

Берестов В. «Лягушата»

Пересказывать небольшой текст по вопросам.

Учебник с.68-69

43

5

28.05

«Как хорошо уметь читать»

Сравнивать художественный и научно – познавательный тексты.

Учебник с.70-73

44

45

6

7

29.05

30.05

Обобщение по разделу

Из старинных книг.

Выражать свое мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Учебник с.74-78

Повторение изученного. Проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...