Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Захарова Надежда Владимировна

Рабочая  программа по  литературному чтению  составлена по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass.docx95.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Краснооктябрьская СОШ»

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Протокол № ___ от                «___»____________2012г.

Руководитель ШМО

_________/ Кабирова Г.Ф./            

                            ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

              _________/Никонорова Т.М./

                                               ФИО

«__»____________2012г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ «КраснооктябрьскаяСОШ»

               __________/Кабиров Ф.М./

  ФИО

от «___»______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Захаровой Надежды Владимировны

по литературному чтению,  1 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013  учебный год

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) и литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и на основе базисного учебного плана на 2012-2013 уч. год.

          Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Азбука. Учебник. 1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. М.: Просвещение, 2011 г.

Литературное чтение. Учебник. 1 класс: в 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. М.: Просвещение, 2011 г

Рабочая  тетрадь  по литературному чтению,  1 класс.-  Виноградская Л.А., Бойкина М.В. М.: Просвещение, 2011 г.

Методические пособия , Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте.

Методические рекомендации. Литературное чтение. 1 класс. Стефаненко Н.А.

Место курса предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения в 1 классе отводится -66 часов ( 2 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 46 ч (23 учебные недели) отводится урокам  в период обучения грамоте и  20 ч (10 учебных недель) –урокам литературного чтения. Программа рассчитана на 1 год.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 23 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  1. формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  2. формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  3. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  4. овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  5. воспитание интереса к чтению и книге;
  6. обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  7. развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

  1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  2. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  3. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  4. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  6. пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Общая характеристика учебного предмета

         Рабочая  программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные  игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

        Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).

        Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную -  безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь;  третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.

 Методические особенности тем

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

  1. построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
  2. одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
  3. непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
  4. использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

         Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.  На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей,  устранению    недочетов    произношения    уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.     Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания.

         

Раздел II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Учебная дисциплина

Разделы

Кол-во часов

1

Обучение грамоте.

Добукварный период.

6

2

Букварный период.

30

3

Послебукварный период.

10

4

Литературное чтение

Жили были буквы.

4

5

Сказки, загадки, небылицы.

3

6

Апрель, апрель! Звенит капель.

2

7

И в шутку и всерьёз.

3

8

Я и мои друзья.

4

9

О братьях наших меньших.

4

Всего

66 часов

        

Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, спра-зочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусств-; и музыки.

                                                         Круг произведений для чтения

      В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Жили-были буквы (4 ч)

      Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (3 ч)

      Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (2 ч)

      Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (3 ч)

      Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (4 ч)

      Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (4 ч)

      Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Внеклассное чтение

Изучается во всех разделах. Сказки народов России.

Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Результаты изучения учебного предмета

  Личностными результатами обучения в начальной школе являются :

           -   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

      выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

    выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

    выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

       выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

     выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

      выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

 Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :  

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

-  умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

                     

 Предметными результатами обучения в начальной школе являются :

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

-  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-   составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

-  работать с тематическим каталогом;

-   работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

-  читать по ролям литературное произведение;

-   использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

-  создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

-    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-    создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

-     работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

-  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

-   отличать прозаический текст от поэтического;

-    распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

-    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-   определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

-    создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

          К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

  1. слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  2. читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
  3. пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне   пересказывать по готовому плану;
  4. знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
  5. самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
  6. работать с доступными книгами справочниками и словарями.

        Читательские умения:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

Раздел V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.

Учеб

ная

дисцип-

лина

Класс

Программа,

кем  реко-

мендованна

и когда

Тип

Программы

(государственна, авторс

кая)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидак

тичес

кое

обеспечение

Литера-

турное

чтение.

1

класс

Программа

авторов:

В,Г.Горецкий

В.А.Кирюшкин

А.Ф.Шанько

В.Д.Берастов

1.«Русская

азбука»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

 2.Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

«Родная речь»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

Государственная.

2часа в

неделю

66 час.

1.«Русская

азбука»

В,Г.Горецкий

В.А.Кирюшкин

А.Ф.Шанько

В.Д.Берастов

2.«Родная речь»

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

1.Учебник.

2.Н.Н.Максим

чук

«Игры по обучению грамоте».

3.Е.В.Менькова

«Обучение грамоте» 1,2 ч.

Волгоград 2002г.

4.В.Г.Горецкий

В.А.Кирюшкин

Н.А.Федосова

«Методическое

по обучению

и письму»

Москва «Просвещение»

2001г

5.Методическое

пособие.

И.В.Клюхина

«Поурочные

разработки

по литератур-

ному чтению».

6.И.Ф.Яценко

«Поурочные

Разработки по

внеклассному

чтению».

Набор таблиц

по развитию

речи.

Касса букв,

слогов.

                                Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по   литературному чтению ( 66 часов )

                                                                                                                         

                                                                                                         

урока

Тема

Кол-во ча

сов

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Тип уро

ка

Дата

план

Да

та

фа

кт

Предметные

Метапредметные

Личностные

                                                        П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й                   П Е Р И О Д               -          6 часов  

1

 «Азбука» - первая учебная книга.

.

1

Обучающийся научится

- отличить устную и письменную речь;

- отличить буквы и звуки;

выделять из короткого текста предложения;

- оформлять предложение в устной речи;        

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог;

- определять ударный

слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных;

- отличать буквы от звуков;

- обозначать гласные звуки буквами;

Обучающийся получит

возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

 - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

КоммуникативныеУУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

- Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения  звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.

Различать звуки родной речи.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Классифициро

вать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву

Бесе

да

Ком

бинированный

3.09

2

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки .

1

Индивидуальный оп

рос

Ком

бинированный

5.09

3

Гласный звук [ о], буквы О, о.

1

ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

        

Беседа.

Ком

бинированный

10.09

4

Гласный звук [ и], буквы И, и.

1

Чтение гласных

Ком

бинированный

12.09

5

Гласный звук [ ы], буква ы.

1

Индивидуальный опрос

Ком

бинированный

17. 09

.

6

Гласный звук [ у], буквы У, у.  

1

Индивидуальный оп

рос

Ком

бинированный

19.0.9.

                                                                        БУКВАРНЫЙ           ПЕРИОД               -      30        час    

7

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.  

1

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и

после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и

Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Объяснять функцию букв ь и ъ знаков.

Воспроизводить алфавит.

Чтение слогов

Ком

бинированный

24.09

8

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу.

1

Пересказ по картинке

Ком

бинированный

26.09

9

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.  

1

Индивидуальный оп

рос

Ком

бинированный

 1.10

10

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.

1

Чтение слогов и слов

Ком

бинированный

3.10.

11

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

1

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов.

учебника (под руководством учителя)

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения

Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.

Читать  орфоэпически правильно.

Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои

Чтение слогов, слов

Ком

бинированный

8.10

12

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.  Уход за комнат-ными растени-ями.

1

Чтение слогов, слов

Ком

бинированный

10.10

13

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.  

1

Чте

ние сло

гов, слов

Ком

бинированный

15.10

14

Гласные буквы Е, е. На реке.

1

Чте

ние сло

гов, слов

Ком

бинированный

17.10

15

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

Чте

ние сло

гов, слов

Ком

бинированный

22.10

16

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России..

1

Индивидуальный оп

рос

Ком

бинированный

24.10

17

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. Игры  и  

занятия  детей.

1

Индивидуальный опрос

Ком

Бинированный

29.

10.

18

Согласные  звуки (б),(б`), буквы  Б,б. А. С. Пушкин  "Сказка  о  царе   Салтане".

1

Индивидуальный опрос

Ком

бинированный

31.10

19

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  

1

Чтение предложений

Ком

бинированный

12.11

20

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1

Чтение предложений

Ком

бинированный

14.11

21

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г..  

1

Чтение предложений

Ком

бинированный

19.11

22

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

Бесе

да

Ком

бинированный

21.

11.

23

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного

1

Бесе

да

Ком

бинированный

26.11

24

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

Индивидуальный

оп

рос

Ком

бинированный

28.11

25

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

Индивидуальный  оп

рос

Ком

бинированный

3.12.

26

Гласные буквы Ё, ё. Загадки про природные явления.

1

Бесе

да

Ком

бинированный

5.12

27

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине

служить.

1

Чте

ние предложений

Ком

бинированный

10.12

28

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

1

Чте

ние предложений

Ком

бинированный

12.12

29

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

Чте

ние предложений

Ком

бинированный

17.12

30

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

 

1

Чте

ние пред

ложений

Ком

бинированный

19.12

31

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

Бесе

да по воп

ро

сам

Ком

бинированный

24.12

32

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

1

Бесе

да по воп

ро

сам

Ком

бинированный

26.12

33

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

1

Бесе

да по воп

ро

сам

Ком

бинированный

14.01

34

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.

1

Бесе

да по воп

росам

Ком

бинированный

16.01

35

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

Бесе

да по воп

ро  сам

 

Ком

бинированный

21.01

36

Русский алфавит.

1

Чте

ние наи

зусть

Ком

бинированный

23.01

                                      ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ           ПЕРИОД               -    (10 часов)

37

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя  научился говорить».

1

Обучающийся научится:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и

Восстанавливать алфавитный порядок

 слов.

Анализировать

Беседа по вопросам

Ком

бинированный

28.01

38

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество»

1

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);

- сравнивать различные по жанру произведения;

- кратко характеризовать героев произведений,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира

текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному

тексту; находить содержащуюся в тексте информацию;

определять основную мысль прочитанного

произведения.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.

Участвовать в  учебном диалоге,  оценивать процесс  и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Задавать учителю и  одноклассникам познавательные  вопросы.

Обосновывать собственное мнение.

Индивидуаль

ный оп

рос

Ком

бинированный

30.01

39

А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н Толстой. Рассказы для детей.

1

Текущий

Ком

бинированный

4.02.

40

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И. Чуковский Телефон.

1

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Ком

бинированный

6.02

41

В.В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

1

Фронталь

ная бесе

да

Ком

бинированный

18.02

42

М.М. Пришвин «Первомайское утро». «Глоток молока».

1

Индивиду

аль

ный опрос

Ком

бинированный

20.02

43

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

1

Чте

ние текс

та

Ком

бинированный

25.02

44

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка-азбука.

1

Чте

ние тек

ста

Ком

бинированный

27.02

45

 Конкурс   чтецов.

1

Тех

ника чте

ния

Ком

бинированный

04.03

46

  Прощание

с  "Азбукой"

1

Ком

бинированный

06.03

№ п/п

Тема

Кол-во часов

      Дата

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Тип урока

план

факт

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

                                                                                   

                                                                                           Жили-были буквы. – 4 ч.

47

Знакомство с учебником .

 В. Данько «Загадочные буквы».

И.Токмакова  "Аля,

Кляксич и буква А".

1

11.03

 Обучающийся будет владеть понятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать и различать их значения. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться создавать свои двустишия о бук-вах.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

 

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различ-ными задания-ми; передача впечатления от услышанного своими словами; ответы на вопросы по содержанию.

Чтение текста

Комбинированный

 48

С.  Черный «Живая азбу-ка»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

13.03

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее ли-

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различ-ными задания-ми; передача

Беседа по вопро

сам

Комбинированный

49

Г.Сапгир "Про медведя",М.Бородицкая "Разговор с пчелой", И.Гамазкова "Кто как  кричит?"

1

18.03

цо». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять кар-тинный план.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

уровне поло-жительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окру-жающего мира,

впечатления от услышанного своими словами; перес-каз текста.

Чтение текста

Комбинированный

50

 С.Маршак "Автобус номер двадцать  шесть".

Обобщение по разделу.

1

20.03

Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения, в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различ-ными задания-ми; понимание основного содержания текста; выразительное чтение.

Чтение наи

зусть

урок

путешествие

                                                                                           

                                                                                            Сказки, загадки, небылицы. – 3 ч.

51

Е. Чарушин «Теремок».

1

01.04

Обучающийся научится читать текст художест-венного произве-дения про себя (без учета скоро-сти), делиться впечатлениями по поводу прочитан-ного. Обучающий-ся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пере-сказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Выразительное чтение и рассказывание; простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному; осознанное чтение целыми словами; пересказ.

Пере

сказ

урок сказка

52

Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки.

1

03.04

Пере

сказ

Комбинированный

53

Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни».

1

08.04

Обучающийся научится расска-зывать наизусть 1–2 стихотворе-ния, различать фольклорные жанры. Обучающ-ийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с рифмой.

Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Декламация (наизусть) стихотворных произведений

Чтение наи

зусть

Комбинированный

                                                                               

                                                                                         Апрель, апрель! Звенит капель. – 2 ч.

54

А. Плещеев "Сельская  

Песенка". А.Майков

"Весна"; "Ласточка

примчалась..."

1

10.04

Обучающийся

Научится

Определять  жанр  стихотворения,

Отвечать  на  вопросы  по   со

держанию;

читать  целыми

словами

Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Декламация (наизусть) стихотворных произведений

Бесе

да    по

вопросам

Комбинированный

 55

Т.Белозёров

"Подснежники"

С  Маршак "Апрель"

И.  Токмакова  "Ручей".

Е.Трутнева  "Когда  это

Бывает?"

1

15.04

Обучающийся

Научится

Определять  жанр  

стихотворения,

Отвечать  на  вопро

сы  по   со

держанию;

читать  целыми

словами

 Выразительное  

чтение

Фрон

таль

ный опрос

Комбинированный

                                                                                              И в шутку и всерьёз – 3 ч.

56

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

17.04

Обучающийся  научится работать с художествен-

ными  текстами.

Осознанное чтение произве-дений. Вырази-тельное чтение, использование интонаций. Участие в диа-логе при обсуж-дении прочита-нного произве-дения.

Фрон

таль

ный опрос

Урок  игра

57

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

22.04

Обучающийся научится пони-мать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность расценивать мотивы.

Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

Фронталь

ный опрос

Комбинированный

58

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник».

1

24.04

Обучающийся научится различать жанры литературы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться перес-казывать текст своими словами и с опорой на карт-инку, давать характеристику герою по его поведению.

Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текст

Бесе

да по вопросам

Комбинированный

                                                                                                                      Я и мои друзья. – 4 ч.            

59

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1

29.04

Обучающийся научится работать с художествен-ными текстами, доступными для восприятия млад-шими школьни-ками; читать цел-ыми словами; по-нимать содержа-ние прочитанного.

Осознанное чтение текста целыми словами. Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста.

Бесе

да по вопросам

Комбинированный

60

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А.Барто "Вот  так  защитник".

1

06.05

Обучающийся научится разли-чать жанры литературных произведений. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поведение героев.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронталь

ный опрос

Комбинированный

61

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

08.05

Обучающийся научится читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поступки  героев.

Выразительное чтение. Форму-лирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников

Бесе

да по вопросам

Комбинированный

62

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

13.05

Бесе

да по вопросам

Урок пут-е

                                                                                          О братьях наших меньших. – 4 ч.

63

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

1

15.05

Обучающийся научится читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться перес-казывать текст своими словами и с опорой на картинку.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чте

ние наи

зусть

Комбинированный

64

В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку».

1

20.05

Обучающийся научится читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного. 

Осознанное чтение текста целыми словами. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

Пересказ текста. Выразительное чтение и рассказывание.

Фронталь

ный опрос.

Комбинированный

65

С. Михалков «Важный совет». Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1

22.05

Чте

ние наи

зусть

Комбинированный

66.

В. Берестов «Лягушата». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».

1

24.05

Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведений. Обучающийся в совместной дея-тельности с учи-телем получит возможность по-знакомиться со звукоподражани-ем.

Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Выразительное чтение. Декламация (наизусть) стихотворных произведений

Чте

ние наи

зусть

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...