Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Колпакова Татьяна Владимировна

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Класс: 4.

Тема: Л.Чарская «Зима»

Форма урока: традиционная с использованием интерактивной доски.

Интеграция: музыка, ИЗО.

Цели:

  1. отработка у учащихся функционально-грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);
  2. развитие  у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию(формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором);
  3. воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любитьеё;

Задачи:

  1. дидактические:

            - обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;

            - формировать навык самоконтроля и самоанализа;

         2.   задачи развития:

            - развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;

            - развивать познавательный интерес школьников;

         3.   побудительные:

            - формировать потребность в послеучебном познавательном труде;

         4.   воспитательные:

            - обеспечить здоровье и свободное развитие личности;

            - содействовать в воспитании творческой личности;

Оборудование: карточки красного и синего цвета, презентация Microsoft Power Point, снежинки снежки из ваты, карточки для работы по описанию картины, таблицы для анализа стихотворения.

Ход урока:

Звучит музыка «У природы нет плохой погоды» (Слайды 1-4)

1. Организационный момент.

Психологический настрой:

- Здравствуйте, дети! Поприветствуйте гостей.

- Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

- Попробуйте с помощью мимики лица показать сегодняшнее настроение.

- Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку, но я нарочно умолчу об авторе и его произведении, так как вам позже предстоит их угадать.

II. Дыхательная гимнастика.

- Выполним несколько упражнений для развития артикуляции:

  1. Станьте прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.
  2. Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.(Слайд 5)

                      Учащиеся садятся.

  1. Вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем в улыбке.
  2. Каждый день – всегда, везде,(Слайд 6)
             На занятиях, в игре,
              Смело, чётко говорим,
             И тихонечко сидим.

- Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

- Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах.

III.Актуализация опорных знаний:

- Итак, поговорим о поэзии.

- А что такое поэзия? (Это произведения, написанные стихами.)

- Прочитайте предложения. Что в них общего? (Слайд 7)

                Поэзия летнего утра.

                Поэзия золотой осени.

                Поэзия родной природы.

- Замените слово «поэзия» на слово «красота». Что получилось?(Слайд 8)

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Назовите их.

- В словаре С. И. Ожегова сказано: «1. Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами. 2. Поэзия – красота , прелесть чего -либо»

 Разминка.

- Начнём с разминки. Приготовьте квадраты синего и красного цвета. Мои помощники будут читать фрагменты произведений, а вы угадывать проза это или стихотворение. Если стихотворение, то поднимаете карточку красного цвета, если проза, то синего.

Учащиеся читают 4 отрывка из незнакомых произведений.

1. Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

2. В бесснежные зимы и медведи не ложатся в берлогу – без снега не могут спать. Да и как спать-то без одеяла? А одеялом медведю как раз и служит снег.

3. Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце – всё покрылось снегом.

4. Не идётся и не едется,

    Потому что гололедица.

    Но зато

    Отлично падается!

    Почему ж никто

    Не радуется?

- Как вы догадались где стихотворение, а где рассказ?

- Какой общей темой объеденены эти отрывки из произведений?

- Как называется время года, которое описывается авторами? Хором…

IV. Проверка домашнего задания.

- Какое задание выполняли дома? (учили наизусть стихотворения И. Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонта «К зиме», сочиняли свои стихотворения.)

- С каким чувством поэты пишут о зиме?

Чтение наизусть стихотворения И . Бунина.(2 ученика)

- Кому из чтецов удалось точнее передать настроение автора?

- Какие пожелания вы можете высказать другому чтецу?

- Какая  зима у Бунина?

Чтение наизусть стихотворения К. Бальмонта.(2 ученика)

- Кто смог полнее, через выразительное чтение передать энергетику стихотворения?

- Какой совет дадите другому чтецу?

- Что общего в этих стихотворениях?

- Чем они различаются?

- Вспомните и другие произведения о зиме.(Слайд 9)

        . Вот север тучи нагоняя,

           Дохнул, завыл, и вот сама

           Идёт волшебница зима… (А.С. Пушкин)

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

Ты - затейница, наша зима!
А мальчишек - так сводишь с ума:
Им и крепость построить не лень,
И кататься с горы целый день. (Асылбек Абдрахман)

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (С. Есенин)

- Какая она у Пушкина, Есенина, Тютчева, Абдрахманова? (кудесница, волшебница, невидимка, белоснежная царица, чародейка)

- Всегда ли зима вызыает положительные эмоции? Докажите.

- А какой зима видится вам? Прочтите свои стихотворения. (чтение 3-4 учениками)

- Зима поистине совершает чудеса. Давайте на минуту станем волшебниками. Своими снежинками украсьте класс.

V.  Работа по теме урока.

1. Разгадывание кроссворда.

- Молодцы! Как красиво стало в классе!

- Сегодня уже прозвучало много имён выдающихся поэтов. Настало время узнать об ещё одном удивительном человеке. Используя свои знания, разгадайте кроссворд.(Слайды 10-17)

1. Псевдоним Антоши Чехонте.

2. Имя Пушкина в детстве.

3. Герой басни Крылова, который упорно пятится назад.

4. Героиня стихотворения М. Ю. Лермонтова, одиноко стоящая на голой вершине  на севере.

5. Этот поэт рассказал забавную историю спасения зайцев неким Мазаем.

6. Имя баснописца Крылова.

7. Так называется небольшое прозведение, чаще всего в стихах, в котором содержится поучение или осуждение плохого поступка или отрицательного качества.

- Какое слово получилось в среднем столбце? (Чарская) (Слайд 18)

2. Сведения о поэтессе.

- Обратите внимание на годы жизни поэтессы:. Она жила в 19 веке, более ста лет назад. Но она не умерла, хотя обозначена дата её смерти. Мы читаем её стихи, значит, она жива, жива в наших сердцах.

- Когда-то среди читающей молодежи не было человека, незнакомого с этим именем. Ее сказки для малышей, детские рассказы, повести для юношества, романы для взрослых, стихи и пьесы мгновенно исчезали с прилавков магазинов. Она была самой популярной детской писательницей начала XX столетия. И никто не мог сказать, откуда вдруг появилось столь значительное явление в литературном мире. Но мы с ребятами выяснили некоторые подробности из её жизни. Вот послушайте.

Выходят 3 ученика.

1.Детство. Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. До сих пор спорным остается дата ее рождения. По одним источникам, это 1878 год, Петербург, по другим - 1875, Кавказ. Но как бы то ни было, в 70-е годы XIX века появилась на свет девочка – Лида. Семья жила в достатке, родители любили свою дочь. Но вскоре умерла ее мать.Отец женился. Отношения с махечой настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда её отвезли в Петербург, в женский институт, который ей казался тюрьмой.(Слайд 20)

2. Зрелые годы. Она была не похожа была на других детей.. Уже в 10 лет она писала стихи, а с 15 лет вела дневник т. к. была ранимой. После института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова.Но скоро они расстались и Лидия стала одна воспитывать сына.
3.Путь  в литературе.. Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище. После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила26 лет. Именно там родился псевдоним "Чарская". Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами "чары", "очарованье", "колдовство". Но роли ей доставались не главные и она была незнаменита.
Знаменитой Чарской она стала совсем в другом. В литературе.(Слайд 20) Толчком к литературному творчеству послужила бедность. Она написала повесть «Записки институтки» и сразу стала известной. Ещё она работала в журнале  "Задушевное слово и написала около 80 произведений! Но  после революции её запретили печатать, её прозведения изъялись из библиотек.Она творила под псевдонимом Иванова, но и эти работы были уничтожены. Вскоре погиб её сын. Она ушла из театра и началась нищенская жизнь..Из жизни  она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, но некоторые очевидцы утверждают, что видели ее фамилию на могильной плите в поселке Чкаловский Краснодарского края. (Слайд 21)

- Что вам запомнилось из её биографии? Что удивило?

- Как загадочно писательница пришла в этот мир, так же загадочно она его и покинула, но её произведения до сих пор читаемы людьми разных поколений. Вот некоторые из них.(Слайды 22-27)

3. Первичное чтение стихотворения.

- Я не так давно услышала это стихотворение, но мне захотелось поделиться с вами своими впечатлениями. Прослушайте его, а после ответьте на вопросы:

- О чём это стихотворение?

- Какое впечатление оно на вас произвело?

- Что почувствовали?

4. Анализ после первичного чтения по поставленным вопросам учителя.

5.Вторичное чтение.

- Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Обратите внимание на слова, которые вам не понятны (Слайд 28)

6. Словарная работа.

- поступь

-локоны

-багрянец

- пышет

- взоры

- вытканы

- пеленою

- благо

- Значение всех слов нам теперь известно. Давайте немного отдохнём и продолжим дальше.

7. Физминутка для глаз.

8.Вторичное чтение с анализом.

-Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться  в прекрасный мир природы.

- На поэтических листочках  мы с вами будем составлять  две колонки:

  1. какой поэтесса увидела зиму
  2. какие средства выразительности она использовала

1-я строфа. 1-3 строки.

- К кому обращается автор в первых строках стихотворения?

- Можно ли сразу догадаться, о чём пойдёт речь дальше? Почему?

- Как вы думаете, для чего Лидия Алексеевна начинает стихотворение с загадки?

- Какую картину вы представили, прочитав 1 строфу?

- Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)

- Прочитайте, какие слова помогают оживить её.

- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)

- В какое время героиня совершает прогулку?

- Почему поэт использует именно слово «поступью», а не «походка»? (поступь– народное)

- Обратите внимание на выразительное чтение той строфы: пауз в чтении не делаем, т. к. это целое предложение, а голосом выделяем подчёркнутые слова. Попробуем прочитать по этим меткам.

2 строфа. 4-9 строки.

- Что автор называет кудрями? Почему они золотые? Что за блёстки? Серебро?

- Какие ещё краски использованы в той строфе? Что они описывают?

- Как может зима пыхать или как мы сейчас говорим дышать?

- Какой здесь показана зима? Какие лит. приёмы использовала Л. Чарская?

(красивая, сравнение, олицетворение, метафоры)

- Обратите внимание на расстановку пауз и логических ударений. Прочитайте также эту строфу.

3 строфа. 10-16строки.

- Что говорится о зиме в этой части?

- Что в природе может ассоциироваться с рукавичкой?

- Какое слово говорит о быстроте действий? Вспомните свои наблюдения за природой. Когда мы друг неожиданно замечаем появление снега? Так было и в этом году!

- О каком новом взмахе говорит автор? Прочитайте.

- Как сказано о речке? Какой это приём?

- Что ещё в природе изменила зима?

- О каких узорах идёт речь?

- Какой здесь показана зима? (волшебница)

- Вспомните русскую народную сказку, в которой главная героиня также взмахом руки, сделала и озеро и лебедей в нём.(«Царевна-лягушка»)

- О чём этот факт говорит?

- На что мы должны обратить внимание, расставляя паузы?

- А логическое ударение?

- Попробуйте прочитать выразительно.

4 строфа. 17-22 строки.

- Сравните 1 и 4 часть стихотворения. В чём их сходство? Непохожесть?

- Почему поступь зимы небрежна?

- Как названа зима? (чародейка)

- Укажите паузы. Какие словосочетания выделим голосом?

- В каком темпе следует читать строчки этой строфы? Почему?

- Попробуйте прочитать их выразительно (2 ученика).

9.Обобщающая беседа.

Посмотрите на первую колонку.

- Какая у Чарской получилась зима?

- Ответим на вопрос, который задали в начале урока? Любит ли поэтесса зиму?

- Какие чувства и эмоции испытывала она, когда писала стихотворение?

- О чём она думала? Что можете сказать о настроении Л. А.?

- Какое название предложили бы вы?

10. Работа над средствами художественной выразительности.

- Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности.

- Какие средства выразительности использовала Чарская, описывая зиму?

- Посмотрите на вторую колонку.

В тетрадях на форзаце:

  1. олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа)
  2. эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности)
  3. сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков)
  4. противопоставление (противопоставление одного объекта другому)
  5. метафора (употребление слова или выражения в переносном значении)

11. Выразительное чтение.

- Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта.

- Давайте в чтении попробуем передать настроение поэта.

- Какой темп выберем при чтении?

Читают 2 ученика.

- Как вы думаете, понравилось бы чтение стихотворения нашими ребятами самому поэту? Почему?

- Почему чтение одного и того же текста получилось разным?

А вообще, чтение – это настоящее таинство. Читатель улавливает в стихотворении, какие – то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному.

VI. Исследовательская работа.

- Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы.  Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

-Мы с вами на уроке смогли представить какой зиму видит Л. А. Чарская. Но также увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка. Давайте совершим виртуальное путешествие под музыку П. И. Чайковского по уголкам зимнего леса на картинах великих художников.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» (Слайды -)

- Что услышали в звуках симфонии? Что увидели на картинах? Расскажите о своих впечатлениях, используя слова, записанные на карточках.

VI. Обобщение по теме урока.

- Молодцы, ребята! Давайте поиграем в снежки. Я буду задавать вопрос и кидать вам снежок, а вы мне его возвращать, но с ответом. Если ответ неправильный, то я кидаю снежок другому ученику.

- Над каким стихотворением работали?

- Кто его автор?

- Чарская- это псевдоним или настоящая фамилия?

- Какая утрата была в детстве писательницы?

- Почему не сложились отношения с отцом?

- В каком возрасте появились первые стихи?

- Где она их написала?

- Сколько всего произведений написала Чарская?

- Какое горе она не смогла пережить?

- Какой приём использует автор в своём стихотворении чтобы оживить героиню?

VII. Итог урока. Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

- Покажите при помощи жестов ваше настроение.

IX. Домашнее задание. - Я рада,что оно у вас по-прежнему хорошее. Спасибо и вам за урок.

- Я предлагаю вам домашнее задание по выбору:

  1. подготовить выразительное чтение   стихотворения страница 85

и нарисовать портрет зимы, какой вы увидели её в стихотворении  Чарской

  1. подготовить выразительное чтение   стихотворения страница 85 и

выписать эпитеты, сравнения и олицетворения в тетрадь по литературе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Каждый день – всегда, везде На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим.

Слайд 8

Поэзия летнего утра. Поэзия золотой осени. Поэзия родной природы.

Слайд 9

Красота летнего утра. Красота золотой осени. Красота родной природы.

Слайд 10

Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и вот сама Идёт волшебница зима… (А.С. Пушкин) Чародейкою зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою. Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

Слайд 11

Ты - затейница, наша зима! А мальчишек - так сводишь с ума: Им и крепость построить не лень, И кататься с горы целый день. ( Асылбек Абдрахман ) Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. (С. Есенин)

Слайд 13

ч е х о в

Слайд 14

ч е х о в с а ш а

Слайд 15

ч е х о в с а ш а р а к

Слайд 16

ч е х о в с а ш а р а к с о с н а

Слайд 17

ч е х о в с а ш а р а к с о с н а н е к р а с о в

Слайд 18

ч е х о в с а ш а р а к с о с н а н е к р а с о в и в а н

Слайд 19

ч е х о в с а ш а р а к с о с н а н е к р а с о в и в а н б а с н я

Слайд 20

Лидия Алексеевна Чарская « Зима »

Слайд 21

Лидия Алексеевна Чарская

Слайд 25

Лидия Алексеевна Чарская

Слайд 28

поступь - походка локоны - волосы багрянец - румянец пышет - дышит пеленою – здесь: снежным покрывалом взоры - взгляды благо - хорошо

Слайд 29

Кто в пуховой шубке белой Лёгкой поступью и смелой Вышел в час утра?//

Слайд 30

На кудрях её пушистых Много блёсток золотистых/ Много серебра.// Эти локоны седые , Крупно в кольца завитые, Бьются о плечо.// На губах зари багрянец , На щеках живой румянец Пышет горячо.//

Слайд 31

Рукавичкою взмахнула –// Раз! // Куда бы не взглянула, Застлан был ковёр…// Новый взмах // – и речка встала, Та,/ что звонко лепетала С давних пор.// Кверху руки поднимает –/ Вмиг деревья накрывает Чистым серебром.// По вершинам бродят взоры –/ И роскошные узоры Вытканы кругом!//

Слайд 32

Эта белая шубейка Всем знакома , /чародейка, -// Матушка-зима. С лёгкой поступью небрежной,/ С пеленою белоснежной, -/ Вот она сама!

Слайд 33

Припасайте ж в эту пору Снеговую,/ детки , / гору,/ На реке каток,/ Благо солнечный и ясный,/ Чуть морозный, //но прекрасный Выдался денёк!//

Слайд 36

Домашнее задание: Выбери один из вариантов: страница 85 1 . Выучить стихотворение наизусть. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать портрет зимы, какой вы увидели её в стихотворении Чарской 3.Подготовить выразительное чтение стихотворения и выписать эпитеты, сравнения и олицетворения в тетрадь по литературе

Слайд 37

Кабы не было зимы В городах и сёлах, Никогда б не знали мы Этих дней весёлых. Не кружила б малышня Возле снежной бабы, Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы... Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы... Кабы не было зимы, В этом нет секрета - От жары б увяли мы, Надоело б лето. Не пришла бы к нам метель На денёк хотя бы, И снегирь не сел на ель, Кабы, кабы, кабы... И снегирь не сел на ель, Кабы, кабы, кабы...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"

Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

конспекту урока литературы

Конспекту рока литературного чтения для 4 класса, тема:"Ильины три поездочки"...