Урок чтения Шер Н. С. Картины - сказки
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения (УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kartiny-skazki.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Новоселова Наталья Александровна

ЛГ МБОУ «Гимназия №6»

г. Лангепас

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)

Тема: Н.С.Шер. Картины – сказки
Класс: 4 - Б
Цели урока:
Образовательные:

- продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;

- через работу над очерком познакомить с жизнью  и творчеством художника В. М.Васнецова
- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
Развивающие:-

- развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе, в паре;

- содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
- формировать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся.
 Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока:

1. Организация класса

На доске пословица «Мало уметь читать, надо уметь думать»

- Урок литературного чтения. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Действительно, на уроках чтения мы должны не просто читать, но и рассуждать, высказывать свое мнение, осмысливать прочитанное.

 

2. Актуализация изученного
- Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть).
(
слайд 2)

- Какого жанра не хватает на этой схеме? (очерк).

- Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни).

-  С чем можно сравнить очерк? (с документальным фильмом).

- Как называют автора очерка? (очеркистом).

- Что не имеет право делать очеркист? (не имеет права изменять факты).

- Почему? (Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна).

- Каких очеркистов вы знаете? (называют)

(слайд 3)
И.Соколов – Микитов «Родина».

М.Шолохов «Любимая мать – Отчизна».

К.Г.Паустовский «Великий сказочник».

А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове».

С.В.Михалков «Слово о Крылове».

Г.Н.Волков «Удивительный А.С.Пушкин». (1 щелчок,
слайд 3, очеркисты)

-  На какие две группы можно разделить изученные очерки? (О Родине, о людях).

- Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.

3. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.

- Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»

(Презентация детских работ - рисунки, стихи, сочинения, синквейн, слайдовые презентации.)

4. Сообщение темы
(слайд 4)
Автор очерка, с которым мы будем знакомиться на уроке, Н.С.Шер.
 Называется он «Картины - сказки». Как вы думаете, о чем или о ком может быть произведение с таким названием? (высказывают предположения)

После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.

 5. Первичное восприятие произведения 

Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.

(По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)

6. Анализ произведения

6.1.Проверка первичного восприятия.

- Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из вас оказался прав?

6.2. Словарная работа

- Какие слова вам были непонятны?

- Найдем их объяснение в толковом словаре Ожегова.


 6.3. Самостоятельное чтение

- Прочитаем текст в паре по абзацам. Вам встретятся трудные слова

«Читай правильно!»                                     «Произноси правильно!»

(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст)

 5.4. Первичный анализ текста.

- Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите. (Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла).

-  Где жил Васнецов?

- Сохранился ли его дом?

- Что необыкновенного в нём?

- Что можете сказать о дочери?

- Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?

- Какой рисунок выражает мысли автора?

- Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?

(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)

- Задайте свои вопросы по тексту.

- Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?

- С каким чувством работал над этими картинами художник?

- Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке? («Алёнушка»)

- Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится? (В Третьяковской галерее).

- Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…(Архитектурой).

- «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.

- Какая картина висит напротив «Алёнушки»?
(«Иван – царевич на сером волке»).

- Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему? (Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло).

- Как он писал картину? С каким чувством?


-  Назовите ещё одну картину с изображением Ивана - царевича. («Ковёр - самолёт»).

-  О чём мечтал Васнецов? Почему? (Побывать на ковре – самолёте).
- Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?

7. Творческая работа в группах

(
слайд 15, выход названий центров по щелчку)
Задания:

1. Распределить обязанности в группе (художники, очеркисты)
2. Выбрать сказку (Название сказок вытягивают руководители групп)

3. Создать иллюстрацию к сказке.

3. Написать очерк о работе «художников»

Проверка работы в группах

8. Итог урока. Рефлексия

 - Как говорит о Родине Н.С.Шер? («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»)

- Что можно сказать о Васнецове? (Он как раз и был таким человеком. Прославил Родину своими картинами).

- Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», так характеризовал художника И.Н.Крамской.

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.

- Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? (Н.С.Шер, автор очерка «Картины - сказки»)
- Что узнали нового?

-
 Составьте синквейн по уроку (в группе)

9. Домашнее задание 

По выбору:

1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова.
2.Пересказ очерка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи. Русская сказка. Пых.

Цель.     Познакомить с русской народной сказкой «Пых». Задачи:1.Совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами и по ролям....

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Конспект урока чтения по теме Русская народная сказка "Теремок"

Урок - путешествие в страну сказок "Маленькая страна"...

Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).

На уроке чтения в 4-м классе по  программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирован...

Урок чтения во 2 классе по сказке А.Одоевского "Мороз Иванович"

Это второй урок по данной теме, который включает в себя составление плана сказки и работу по ее содержанию...

Конспект урока чтения: А. Плещеев "Скучная картина", описание осенней природы.

Конспект урока чтения в начальной коррекционной школе VIII вида 4-Б класс. А. Плещеев "Скучная картина", описание осенней природы....