Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Обобщение по разделу: Сергей Александрович Есенин. Проверь себя.
    план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

    Кочергина Ольга Викторовна

    Папка содержит конспект урока литературного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_ot_kocherginoy_o.v.docx40.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва                                              Саратовской области имени П.А. Столыпина»

    Урок литературного чтения в 3 «А» классе по теме:                                                               «Обобщение по разделу – Стихи С.А. Есенина. Проверь себя»

    Урок подготовила и провела

    учитель начальных классов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14                                                                                    г. Пугачёва Саратовской области имени П.А. Столыпина»

    Кочергина Ольга Викторовна

    Тема урока исследования: Обобщение по разделу: «Стихи С. Есенина». Проверь себя. 

    Цель и задачи урока: 1) обобщить и проверить знания обучающихся по разделу «Стихи С. Есенина»;

    2)познакомить детей с другими сторонами творческой жизни великого мастера;

    3) развивать исследовательскую деятельность обучающихся;

    4) воспитывать любовь к поэзии, музыке.

    Универсальные учебные действия обучающихся:

    познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

    регулятивные:

    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

    личностные:

    смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    коммуникативные:

     ориентация на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

    Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер, газета, рисунки, документальный фильм, сборник стихотворений, сборник песен и романсов,  песни «Сергей Есенин», «Доброе слово», оценочные листы, карточки, портрет С.А. Есенина, свеча, цветы, русский народный костюм.

    I.Организационная часть.  Актуализация знаний.                                                                    (Звучит песня «Русь» на стихи С. Есенина)

    Широки под Рязанью просторы родные,

    И выходит Есенин на старый причал.

    Он слова отыскал этой ночью впервые

    Те, что каждый из нас много раз повторял:

    Ой, ты, Русь, моя Родина кроткая,

    Лишь тебе я любовь берегу!

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Всё мне чудится, что по рязанским дорогам

    Вновь Есенин идёт, а над полем звезда.

    Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серёга?»

    «Ах, надолго ли, - он говорит, - навсегда!»

    Ой, ты, Русь, моя Родина кроткая,

    Лишь тебе я любовь берегу!

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Соловьиные ночи плывут по России,                                        

    Тихо плещет Ока о знакомый причал.

    И бессмертные эти глаза голубые

    Я не раз у рязанских мальчишек встречал.

    Ой, ты, Русь, моя Родина кроткая,

    Лишь тебе я любовь берегу!

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    -Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! О ком эта удивительная песня? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока литературного чтения. Да, мы обобщим знания по разделу «Сергей Есенин» и проверим себя. Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для Вас. Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество  поэта С.А.Есенина.                                        

    Полистаем страницы жизни поэта.

    -Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца.

    Почувствуем  глубину его любви к Родине, природе.

    Есенин -  удивительный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи.

    II. Операционно-исполнительский этап.

    Три творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает  Ильина Арина.

    Мы исследовали истоки творчества великого русского поэта и наш проект называется -                     «В этом мире я только прохожий…»

    Какие цели и задачи мы ставили?

    - познакомиться с  биографией и автобиографией С. А. Есенина;

    - изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

    Мы выдвигали следующую гипотезу, что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

    семья поэта;

    его обучение;

     русские поэты и писатели;

    родная природа.                                                                                                                                               Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года в деревянном доме с окнами на речной простор  родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина  и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и  из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей   научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать  свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

    Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел "учителем школы грамоты".  В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

    Третий исток  - творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей  Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое  стихотворение "Береза") ( выразительное  чтение стихотворения Тутуновой Дарьей)

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Четвёртый исток – родная рязанская земля. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами….

    В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: истоки творчества великого поэта  – его семья (бабушка, дедушка и мать);  обучение - в земском училище, церковно – учительской школе, народном  университете; мастера слова –  Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же - родная рязанская природа.  Продуктом нашего проекта стал документальный фильм под названием «В этом мире я только прохожий» Предлагаем вам его посмотреть.                                                                                                                А теперь слово предоставляется детям из второй группы. Проект « А Русь всё так же будет жить…»  защищает Харитонов Иван.

    Цели и задачи проекта:

    1)исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

    2)изучить Интернет – ресурсы  и литературу по вопросу проекта;

    3) выяснить, какое место   тема Родины занимает в лирике  Есенина.

     Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе, матери.                               Поэзия Есенина.... Какая же она? Это чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, - признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве”.  Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется  вся бескрайняя русская земля:

    «Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте Родину мою!»                                                                                                                                        Родина Есенина — Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы.  В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Природа у Есенина — любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе.

    О ком ещё пишет стихи С. Есенин? В тяжелые минуты сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому, поэтому в его творчестве и появляются стихи о матери:

    Я по-прежнему такой же нежный

    И мечтаю только лишь о том,

    Чтоб скорее от тоски мятежной

    Воротиться в низенький наш дом.

    Я вернусь, когда раскинет ветви

    По-весеннему наш белый сад.

    Только ты меня уж на рассвете

    Не буди, как восемь лет назад.

    Не буди того, что отмечталось,

    Не волнуй того, что не сбылось,—

    Слишком раннюю утрату и усталость

    Испытать мне в жизни привелось.

    И молиться не учи меня. Не надо!

    К старому возврата больше нет.

    Ты одна мне помощь и отрада,

    Ты одна мне несказанный свет.

    Так забудь же про свою тревогу,

    Не грусти так шибко обо мне.

    Не ходи так часто на дорогу

    В старомодном ветхом шушуне.

    Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе, матери. Наша группа создала сборник стихотворений о Родине и природе.

    А сейчас проведём викторину «Знаете ли вы стихотворения С.А. Есенина?». (Продолжите и скажите название произведения)                                                                                                                                               1.                                                                                        2.

       Белая береза                                                                  Нивы сжаты, рощи голы,

       (Под моим окном)                                                        (От воды туман и сырость.)

        Принакрылась снегом,                                                Колесом за сини горы

        (Точно серебром. )                                                       (Солнце тихое скатилось.)                                                                          

                                                                         

                                                                                                                                                                                         


    3.

    Поет зима - аукает,

    (Мохнатый лес баюкает)

            Стозвоном сосняка.

    (Кругом с тоской глубокою)

    Плывут в страну далёкую

            (Седые облака)

    4.

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    (Под копытом на снегу.).

    Только серые вороны

    (Расшумелись на лугу)

    5.

    Черемуха душистая

    (С весною расцвела)

    И ветки золотистые,

    (Что кудри, завила)

    6.
    В зимний вечер по задворкам

    (Разухабистой гурьбой)
    По сугробам, по пригоркам
    (Мы идём, бредём домой)

     ( 1.Белая берёза, 2.Нивы сжаты, рощи голы, 3.Поёт зима – аукает, 4.Пороша, 5.Черёмуха,

    6.Бабушкины сказки)

    III.Физминутка. Пороша.

    Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.

    Только серые вороны

    Расшумелись на лугу.

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна.

    Словно белою косынкой

    Повязалася сосна.

    Понагнулась, как старушка,

    Оперлася на клюку,

    А под самою макушкой

    Долбит дятел на суку.

    Скачет конь, простору много.

    Валит снег и стелет шаль.

    Бесконечная дорога

    Убегает лентой вдаль.

    3 группа изучала тему - стихи С.А. Есенина в песне и романсе и свой проект назвали «Сергей Есенин в песне и романсе». Проект защищает Колонова Алина.

    Цели и задачи проекта:

    изучить, какие стихотворения С. Есенина стали песнями и романсами.

    Наша гипотеза – все стихотворения Есенина стали песнями и романсами.

     Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что многие стихи Есенина стали песнями и романсами. И эта вторая жизнь стихов  поэта. Почему же  так много стихов Есенина положено на музыку?  Да всё потому, что стихи настолько лиричны, проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Они наполнены  звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей…                                                    Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь». Проникновенные строки произвели впечатление  на молодого композитора Василия Николаевича Липатова, кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку Липатов написал всего за один день. И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным, и принес громкую известность Василию Николаевичу.                                                                                   Кто же кроме В.Липатова писал романсы и песни на стихи Есенина? Более 15 песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко. Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А. Вертинский, Е. Попов, А. Покровский, Н. Кутузов, Г. Свиридов, Муслим Магомаев  и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен  автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.                                                                                   А кто исполнители песен и романсов на стихи Есенина? Их  невозможно перечислить всех. С песнями выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Галина Ненашева, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев  не только пел, но и сам положил на музыку стихотворения Есенина . В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой  тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. Нельзя не сказать об Аркадии Северном, Алексее Покровском. В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять. Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Стаса Михайлова, Александра Новикова. В этом году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки. Многие певцы в начале своей карьеры пользовались песнями на стихи Есенина.
    Лишь так они могли быстро заслужить любовь публики: Спой песню Есенина и станешь знаменитым.
    Живой пример: взлет Александра Малинина.                                                                            Очень любят песни и романсы на стихи Есенина в Японии.                                                         Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - многие стихотворения С. Есенина стали песнями и романсами. Наша творческая группа создала сборник песен и романсов на стихи Сергея Есенина.

    IV. Оценочно-рефлексивный этап.

    - Что вас больше всего удивило в ходе исследования?

    - Исследование – это…  полезно или бесполезно, интересно или скучно?

    -Что нового в творчестве С.Есенина открыли?

    -Дети, а хотели бы познакомиться с произведениями о нём?

     Вот одно из них. Это стихотворение нашёл Полянский Никита, а написала его девочка из села Константиново Рязанской области и назвала «Письмо поэту»

    Пишу тебе с есенинских лугов,

    Где звонкой песней отзвенели косы,

    Где запах лета, как настой стогов,

    Где по дорогам желтым бродит осень.

    И кажется, нигде и никогда

    Не увидать, не выдумать такого.

    Вот почему воспел он те поля,

    Простор рязанский, голубые дали.

    Пишу тебе с есенинских лугов,

     Где по дорогам желтым бродит осень.

    Ну а теперь вам предстоит оценить свою работу и работу одноклассников. Перед вами оценочные листы коллективной работы обучающихся, участвующих в защите проектов, оцените их работу и  свою работу в ходе коллективного исследования по плану:

    - как я  работал на уроке?
    - доволен ли я своей работой на уроке?
    - как изменилось моё настроение?

    Выводы по оценочным листам: исследовательская работа по творчеству С.А. Есенина ни одного из вас не оставила равнодушным. В ходе исследования узнали много нового и интересного, а ещё учились работать в коллективе.                                                                                                                                           За короткую жизнь Сергей Есенин написал очень много стихотворений.                                  В своём стихотворении «Отговорила роща золотая» Есенин пишет:

    Как дерева роняют тихо листья,

    Так я роняю грустные слова.

    И если время, ветром разметая,

    Сгребет их все в один ненужный ком…

    Скажите так… что роща золотая

    Отговорила милым языком.

    -Я бы хотела, чтобы «роща золотая никогда не отговорила», чтобы Есенин оставался жить в песнях, стихах и в наших сердцах.

     (Звучит «Доброе слово о С.Есенине»)

    Вот и подошла к концу наша встреча с поэтом С.А.Есениным (зажигается свеча, возлагаются цветы к портрету поэта). Пусть огонек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Человек Сергей Есенин умер, но поэт Сергей Есенин жив. Он рядом с нами. До сих пор мы зачитываемся его стихами, до сих пор переиздаются его произведения, до сих пор на его стихи пишут песни.                                           V. Домашнее задание. (по выбору детей):

    1)составить кроссворд;

    2) написать сочинение – миниатюру  « Есенин с нами, Есенин рядом…»;

    3) выучить понравившееся стихотворение наизусть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

    Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

    Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

    данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

    Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

    Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

    Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

    Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

    Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "

    Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять  основные  целии      и   зада                   ...

    Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела "И в шутку и в серьёз" "

    Учащиеся знакомятся с новым разделом "И в шутку и всерьёз", его содержанием. Учатся определять  основные  цели  и   задачи.             ...