«Творчество А.С. Пушкина глазами детей»
методическая разработка по чтению по теме

Бурбала Лариса Юрьевна

Эстетическое восприятие пушкинского наследия младшими школьниками. Из опыта работы учителя начальных классов, учителя высшей категории Бурбала Лариса Юрьевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_skolko_nam_otkrytiy_chudnyh.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

ТЕМА:  «Творчество А.С. Пушкина глазами детей».

Эстетическое восприятие пушкинского наследия младшими школьниками.

Из опыта работы учителя начальных классов, учителя высшей категории    

Бурбала Лариса Юрьевны.

         Судьба предоставила мне уникальную возможность слышать и постигать пушкинские строки с самого раннего детства. В первый класс я пошла с любимым томиком Александра Сергеевича, он был в сиреневом переплетё, с изображением знаменитого профиля поэта. На протяжении всей моей жизни, Пушкин всегда был рядом, он наполнял мою жизнь непрерывным поиском открытий в окружающем мире и в самой себе…

       Моим первым учителем, образцом любви и знания пушкинского наследия, стал для меня мой дедушка – прекрасный знаток русской и зарубежной поэзии. Блестящий чтец, обладающий драматическим даром. Именно Он подарил мне радость знакомства с великой поэзией, научил улавливать дух стихотворения, понимать полёт поэтической мысли.

       В нашем доме часто звучали стихи и в радости и в грусти. Я с нетерпением ждала праздников, когда дедушка декламировал целые поэмы или объемные отрывки из романа «Евгений Онегин». И эта уникальность происходящего тогда мне казалась вполне естественной. В этом году дедушке исполнилось бы 90 лет. 15 лет Его нет. 15 лет я пытаюсь поделиться радостью открытий пушкинского слова со своими учениками. Не хочу, чтобы счастье думать, творить, жить вместе с творческим наследием предыдущих поколений ушло из нашей жизни. Пусть мои ученики считают Александра Сергеевича своим помощником и другом, не хрестоматийно-статичным, а живым, естественным.  Пусть будут знакомы с его друзьями, членами его семьи, няней, с его обидчиками и врагами. Пусть вместе с ним учатся любить, преодолевать свои неудачи, делить свою радость и восхищение. Возможно понимание и знание того, что и великие люди страдали, боролись за справедливость,  впадали в уныние, поможет моим ученикам познать путь истины в наше сложное время, убережет их от неверного шага. Открытие этой истины дарю моим ученикам с первого класса, когда ребенок еще только учится чувствовать красоту и силу пушкинского слова.

      Необходимо отметить, что в современной педагогике выделено три основных типа восприятия поэтического текста детьми:

  1. Хорошо развито чувство стиха (10% класса) т.е. при первичном чтении дети чувствуют эстетическую значимость и красоту текста.
  2. Менее восприимчивы (80% класса), т.е. необходим разбор, учительская окраска стихотворения.
  3. Плохо воспринимают стихотворную форму (10% класса), т.е. не чувствуют ритма, рифмы, редко слышат и читают стихи.

При работе над стихотворением так же необходимо учитывать:

  1. Возраст ребенка;
  2. Тип нервной системы;
  3. Уровень начитанности.

     

           

           Приведу небольшую статистическую справку,  которая, на мой взгляд, наиболее полно отражает проблему общего читательского кругозора, на примере уровня элементарных знаний.  

В начале 2007 учебного года детям 6 - 7 лет, первоклассникам, были предложены следующие вопросы:

  1. Кто такой Пушкин? (знают 15 человек из 22).
  2. Прочти любое стихотворение Пушкина, без подготовки (готовы 3 человека из 22).
  3. У кого дома есть сказки Пушкина? (7 человек из 22).
  4. Кто видел и держал в руках книги Пушкина? (4 человека из 22).

Вот с такого, совсем нерадостного уровня иногда приходится, начинать свою работу.

   

Должна отметить, что я никогда не работала с отобранными детьми. Я считаю, что успех и реализация работы учителя, это успех и самореализация его учеников.  Примером моих слов будут служить выступления ребят, которые сейчас заканчивают второй класс и, несмотря на свой юный возраст уже достигли заметных творческих достижений в поисках своего внутреннего - духовного потенциала.

           За многие годы работы по изучения пушкинского наследия в начальных классах, постепенно выстроилась определенная система, включающая в себя различные формы и методы.

           В каждом классе, основываясь на программном материале по литературному чтению и внепрограммных произведениях, я составляю списки стихотворений для заучивания наизусть. Ежедневно и кропотливо читаю малышам на уроках обучения грамоте, математики, на переменах стихи Пушкина и не только, а ребята со слуха заучивают тексты наизусть. Чтобы увлечь учеников поэтическим словом, читаю ярко, театрально выразительно, доказывая, что чтение наизусть – это истинное удовольствие.

           С середины 1 класса дети пробуют учить стихи самостоятельно. Каждому ученику, в течение недели на уроках литературного чтения предоставлена возможность показать свою индивидуальную работу над стихотворением и получить рекомендации учителя. Начиная со 2 класса, к концу учебного года, каждый ученик знает наизусть не менее 30 стихотворений, включая фрагменты театральных постановок.  

          Увидеть, почувствовать, услышать мелодику стихотворения, ребенок младшего возраста сможет не сразу. Успех развития эстетического восприятия, его устойчивость в раннем возрасте в значительной мере зависит от того, как продуктивно включаются поэтические произведения в основной вид деятельности детей – в игру. В своей работе я использую различные виды игр, давайте поиграем вместе.

  1. Игры по формированию воображения.
  1. Закрой глаза и представь, какого цвета слово «Смех».
  2. Какой человек и когда смеется красным смехом, серебряным, черным.
  3. Определи цвет данного четверостишия.  
  4. Определи цвет всего стихотворения.

  1. Игры по формированию сложного абстрактно-логического взаимодействия.

            Найди общее между словами:

             А) Любовь – Солнце;

             Б) Любовь – Солнце – Электрическая лампочка;

  1.       Игры по развитию фонетического слуха и фонетического изображения слов.

 Передай голосом (интонацией) значение слова.

 Гул, плеск, хруст, печаль, хрустальный,

  1. Инсценировка отрывка.

               А) Оживление персонажей стихотворения;

         Б)  Роль наблюдателя за происходящими событиями сюжета.

Выступление детей.  

Инсценировка отрывков из романа «Евгений Онегин»;

«Зима! Крестьянин торжествуя….»;

«Опрятней модного паркета».

     Такие игры помогают раскрепостить, сделать свободным воображение ученика, создать эмоциональный настрой, особенно необходимый для изучения пушкинской лирики.  Александр Сергеевич, как никто другой учит ребенка чувствовать запах и вкус поэзии.

     Каждое утро, сойдя с электрички и покинув шумный, пыльный Петербург, я лечу по Широкой улице, вдыхая божественный дух Царского Села. Дети – Пушкинцы счастливы вдвойне, они духовно развиваются уже от того, что имеют уникальную возможность (им она кажется вполне естественной) бродить по аллеям замечательных парков, посещать исторические места, любоваться и жить рядом с памятниками архитектуры, хранящими дух поэта, и тут же читать его стихи.

     Так возникла идея организации и проведения традиционных «Пушкинских чтений» в кругу семей учеников, в стенах литературных музеев связанных с именем поэта.

 «Пушкинские чтения» (I класс).

 Моим ученикам, первоклассникам, я предлагаю выучить стихотворение Пушкина на выбор семьи или самого ребёнка. В течение 2-3 недель на уроках чтения, на переменах в индивидуальном порядке, я слушаю и работаю над стихотворением вместе с детьми. Образы, ритм, интонация, дыхание, всё это так сложно и необычно для ребёнка на первый взгляд, но дети интуитивно чувствуют, что за всем этим действом кроется какая-то великая взрослая тайна, которая вот-вот приоткроется и для них.

Первые «Пушкинские чтения» мы проводим в преддверии 19 октября, торжественно посвящая ребят в первоклассники, в стенах Царскосельского лицея. К этому дню дети подготовлены и уже понимают, что именно отсюда началось поэтическое восхождение великого поэта. В Большом зале лицея, в классных комнатах, в библиотеке, около келий лицеистов, ребята торжественно декламируют стихи Пушкина, проводя некую историческую и духовную параллель между прошлым и настоящим.

В память об этом знаменательном событии каждый мой ученик получает свой первый томик со стихами Александра Сергеевича Пушкина и дарственной надписью, сделанной рукой первого учителя.

Сейчас я хочу представить Вам поэтический автопортрет Пушкина, написанный им в 15 лет в лицее и переведенный с французского языка. Давайте посмотрим, каким представляет себе юного Пушкина Алёша Назаров.

Выступление ученика II класса А.Назарова.

«Вам захотелось мой портрет…»

 «Пушкинские чтения» (II класс).

1831 год. Пушкин – счастливый семьянин, в кругу милых сердцу друзей, лето, Царское Село.

Где жил Александр Сергеевич, с кем встречался этим летом, что писал, да и просто где и чем обедал? Ответы на многие из этих вопросов мы получили, организовав традиционную семейную экскурсию в музей-дачу Пушкина, в дом Китаевой. В гостиной, у камина ребята радовали друг друга, своих родителей, служителей музея, блестящим чтением пушкинской лирики.

В процессе подготовки к «Пушкинским чтениям» из предложенного мною списка, состоящего из 30 стихотворений, ребятами было выучено не одно и не два стихотворения, а 5-8.

Меня безгранично радует, что, не смотря на то, что я много детям читаю наизусть и лично работаю с ними над каждым стихотворением, все стихи мои ученики читают по своему, с присущим только им пониманием поэтической мысли, по-разному раскрепощено, самобытно. Но лучшим доказательством моих слов послужит выступление моих учеников.

Итак, пушкинская лирика!

Выступление детей.

«Если жизнь тебя обманет…»;

«Ты и Вы»;

«На холмах Грузии»;

«Цветок».

 «Пушкинские чтения» (III класс).

В 3 классе «Пушкинские чтения» проводятся в центре Петербурга, в Аничковом Дворце. Балы, звуки оркестра, игры слов, намёков, карточный стол! И вот раздаётся восторженный шепот, все взгляды устремлены на блестящую пару в первом ряду. Жорж Дантес и Наталья Николаевна. Как много помнят эти стены, о чем они расскажут ребятам и их родителям? В зале Аничкова Дворца читали стихи многие великие поэты. Давайте попробуем и Мы, Мы будем читать Пушкина!

Сейчас я предлагаю Вам послушать признание в любви Санкт-Петербургу, городу который так любил Александр Сергеевич.

Перед Вами  пушкинский Санкт-Петербург глазами и душой Ромы Цехановского.

Выступление детей.

«Люблю Тебя Петра творенье…»

«Пушкинские чтения» (IV класс).

Мойка 12. Последние дни поэта. О них нам расскажут на экскурсии в залах музея. Здесь пушкинские стихи, звучат особенно трогательно. Казалось бы, Мы дошли до конца, до самого последнего дня, стрелки часов замерли. Но верна вечная истина: «Жив человек, его мысли, чувства, его творения, пока Мы их помним». И с первых пушкинских строк, произнесенных детьми, мы понимаем, поэт снова жив, он рядом с нами, он нам близок и дорог.

Все этапы познания о Пушкине поэте и человеке, ребята проходят в кругу мам, пап, бабушек и дедушек, которые с огромным удовольствием присутствуют на всех «Пушкинских чтениях» класса. А вечером за чаем, или гуляя по улицам Царского Села, родители и дети вспоминают о забавных историях из жизни Пушкина-лицеиста, Пушкина-семьянина, и о такой веселой и нелегкой   жизни Пушкина в Петербурге. Вспоминая содержание наших пушкинских экскурсий, ребята с удовольствием рисуют портреты Пушкина, делают зарисовки своих представлений о друзьях Пушкина, дети учатся копировать авторские росчерки Пушкина и просто очень трепетно относиться ко всему, что связано с именем великого поэта.

Родители моих учеников, познают Пушкина заново вместе со своими детьми. Как рассказывают ребята, книги Пушкина в их домах стали чаще появляться в руках родителей. Многие папы и мамы, как выяснилось, впервые открыли страницы «Евгения Онегина», чтобы не чувствовать неловкость и стать полноценными собеседниками своих детей.

Как верно когда-то сказал С.Я.Маршак – « У каждого возраста свой Пушкин». С каждым годом нам открываются такие глубины в его творчестве о которых мы даже не подозревали. Ведь и саму жизнь мы понимаем и постигаем не сразу, а постепенно и с возрастом.

Удачные инсценировки отдельных стихотворений Пушкина, объём произведений, изучаемых детьми, предоставили мне удивительную возможность реализовать себя, не только в роли учителя, но и осуществить театральные постановки по написанным мною сценариям. Каждый сценарий – это мой духовный разговор с поэтом, моё понимание его поэтического отношения к этому миру. Написание сценария – процесс кропотливый и непрерывный, включающий в себя сбор исторической информации, чтение воспоминаний современников, открытия новых произведений. Многие идеи постановок и даже целые сцены подчас рождаются во сне. А вот как донести до ребенка всю сложность и многогранность пушкинской поэзии, как воплотить её красоту и легкость на сцене? Для осуществления этой задачи вовлекаю детей в творческую игру. Ведь игру и художественное творчество сближает то, что они побуждаемы удовольствием, которое доставляет сам процесс творчества – процесс игры. Вовлечение детей в активный творческий процесс поиска верной интонации при чтении пушкинского текста, создание такой атмосферы открытости на репетициях, когда можно возразить, попробовать прочитать по своему, когда самое большое желание ребенка – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению внутренней инертности и пассивности личности ребёнка. Каждый ученик нашего класса попробовал свои силы на большой сцене, показал как он научился выразительно читать стихи Пушкина и перевоплощаться на сцене.

В этом году к  300-летию Царского Села и 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина, нами была осуществлена постановка спектакля « Наш Пушкин». Основой этой постановки стали тематические циклы о разных годах жизни поэта.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию отрывок из спектакля, который стал победителем фестиваля творчества жителей Царского Села, победителем конкурса школьных театральных коллективов города Пушкина,  дипломантом X Международного фестиваля детских театральных коллективов имени Брянцева, на сцене Театра Юного Зрителя.

Сцена называется «Петровский пир» давайте посмотрим, как 7-8 летние дети переносятся в другую эпоху.

Показ фрагмента спектакля.

   Каждый выход юных артистов на сцену – это наше коллективное признание в любви к творчеству великого поэта. В своей работе над развитием эстетического восприятия, любви к пушкинскому наследию я стараюсь, чтобы каждое выученное  и самобытно прочитанное стихотворение стало для моих учеников маленькой победой и большим шагом в своем духовном самопознании, развитии и любви к людям!

Коллективное выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

Дети глазами родителей, родители глазами детей

"Дети глазами родителей, родители глазами детей" 3 класс...

Дети глазами родителей, родители глазами детей.

1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных эмоций.3. Воспи...

Викторина для детей по творчеству А.С. Пушкина

Конкурсная программа для 3-4 классов по биографии А.С. Пушкина и его творчеству....