Урок славянской письменности
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ефименко Оксана Дмитриевна

Разработка урока славянской письменности в 1-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока:

«День славянской письменности и культуры»

Учителя начальных классов О.Д. Ефименко, 2013 год

Цель: познакомить с историей и особенностями праздника.

Задачи:

- расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры;

     - развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и  познавательные процессы;

      - воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Ход урока

        Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

( Показ учебника «Азбука»)

- Что это за учебник?

(-Азбука.)

-Чему учит эта книга?

(-Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение

Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

 В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

 В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

На церковном языке.

- Как обучались грамоте старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

-    В это трудно поверить, но когда-то наши предки -  славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

(-Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное.

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «АзъесмьБогъ» - «Я есть Бог».

Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?

АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ.  АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

(-В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)

-Назовите эти буквы.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь  жили два брата — Константин и Мефодий.

Сценка.Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.  

Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу.  Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

  - Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.        Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры. Это праздник и церковнослвянского, и русского языка.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

 Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

 Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

 В Украине, Хорватии, Сербии.

 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

 Христианских своих просветителей.

На этом наше занятие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла славянская письменность

Материал приурочен к Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая...

Урок славянской письменности "Слово как милость" в начальной школе.

Этот урок поможет узнать детям как появилась азбука на Руси, кто такие Кирилл и Мефодий....

Урок День славянской письменности и культуры

Урок День славянской письменности и культуры...

Урок славянской письменности и культуры

Познакомить с историей и особенностями праздника. Расширить кругозор детей о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русско...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...