Главные вкладки

    План-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему:
    Конспект к уроку литературного чтения Е.Чарушин "Кабан"

    Агапова Надежда Александровна

     

    Предмет: литературное  чтение

    Класс: 4

    УМК «Школа России"

    Учебник: Л.Ф.Климанова, Родная речь.  Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2- 3-е изд.-М..:Просвещение,2008

    Тема раздела: «Природа и мы»

    Тема урока: Е. Чарушин « Кабан »

    Место урока в разделе: с рассказом Е. Чарушина « Кабан » дети знакомятся на 15 уроке в разделе «Природа и мы». Произведение прививает любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

    Тип урока: урок изучения нового материала с применением  информационных  технологий

    Оборудование:

    • проектор;
    • презентация Power Point по теме урока;
    • дидактический материал, изготовленный в программе Word;
    • учебник, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д.Мамина-Сибиряка, В. Бианки, иллюстрированные  Е.И. Чарушиным,
    • тетрадь по чтению;
    • толковые словари; 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx26.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    План урока

    I. Орг. момент.

    II. Актуализация изученного

    III. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с биографией автора рассказа «Кабан»

          1.Вступительное слово учителя.

          2. Биография автора

             а) выступление ученика  I группы

             б) работа с дополнительной литературой;

             в) сценка.

            3.Сообщение целей урока

    IV. Совершенствование техники чтения

         1. Словарная работа.

          2. Речевая разминка

           3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»

    V. Знакомство с новым произведением

           1.Прогноз

           2.Чтение детьми I группы

           3. Физминутка для глаз 

           4. Проверка первичного восприятия

    VI. Работа над содержанием 

            -Поработайте с текстом и выполните задания

            1. Дифференцированные задания

              1 группа:

              а) решение проектной задачи;

              б) работа с пословицами.

               2 группа:

               задание на установление правильной последовательности событий

               3 группа: 

                выборочное чтение.

            2. Проверка выполненных заданий

    VII. Итог урока 

    VIII.Домашнее задание

    Конспект  урока

    [СЛАЙД 1]

    I. Орг. момент.                                                                                              

    -Прозвенел опять звонок, начинается урок.

    Любознательные дети знать хотят про всё на свете.

    -Поверьте свою готовность к уроку.

    [СЛАЙД 2]

    II. Актуализация  изученного  (урок начинается под музыку из передачи « В мире     животных »)                                                                                                                            

    Популярная и любимая передача «В мире животных» начинается  с этой музыкальной заставки.

    -Почему на уроке звучит эта музыка?

    [СЛАЙД 3]

    -С каким произведениями  по этой теме мы познакомились в этом разделе?

    -О ком эти произведения?

    III. Сообщение темы и целей урока.

     1.Вступительное слово учителя.                                                                                    

    Сегодня на уроке мы прочитаем новое произведение о животных.

    [СЛАЙД 4]

    -Прочитайте тему урока. Вслух прочитает её…

    Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти, чешуе. Встречи там неожиданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами - в вашей «Родине речи»

    Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. И речь сейчас пойдёт о Евгении Ивановиче Чарушине.

    [СЛАЙД 5]

    2. Биография автора

     [СЛАЙД 6]

    [СЛАЙД 7]

         а) выступление ученика I группы (сообщение + вопросы);                                        

    -Чарушин был прекрасным анималистом.

    [СЛАЙД 8]

     Для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

    б) работа с дополнительной литературой. (На парте у ребят лежат художественные книжки С.Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)

      -Рассмотрите книжки на столе.
     - Кто написал эти произведения?
     - Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям? (Авторы разные, а художник один и тот   же – Е.И.Чарушин).                                                                                                                              

     - Какие произведения Чарушина вы читали?                                                                        

    в)Сценка.  Послушайте диалог, который однажды произошёл в Литературном клубе между одним из знаменитых иллюстраторов  и Евгением Ивановичем, и расскажите, чем ещё увлекался Чарушин.  

     Сценка : « Ленинград. Литературный клуб»

    Иллюстратор: Так вы ,сударь Чарушин, говорите, что много путешествовали по

    лесным краям?

    Чарушин: Да, я родом из Вятской губернии. Отец мой, Иван Чарушин, был

    архитектором, и поэтому много разъезжал. Часто брал меня с собой.

    Иллюстратор: Так. так. Значит первые уроки наблюдательности были

    получены в этих путешествиях?

    Чарушин: Выходит так. Моё детство прошло в такой благоприятной

    обстановке. Батюшка мой водил дружбу с музыкантами, с художниками.

    Иллюстратор: Я слышала вы играете на скрипке?

    Чарушин: Да, я играю на скрипке, увлекаюсь актёрством, живописью,

    скульптурой.

                                                                                                                                             

             -О каких увлечениях Чарушина вы узнали?

    3.Сообщение целей урока.  Прочитайте, о чём узнаем,  чему будем учиться сегодня на уроке

     [СЛАЙД 9]

    -Почему необходимо учиться бережному отношению  к животным?

    IV. Совершенствование техники чтения                                                       

    1. Словарная работа. Перед тем, как читать новое произведение, я бы хотела обратить ваше внимание на смысл отдельных слов и словосочетаний, которые возможно будут вам не понятны. Я прошу найти  в толковых словарях значения таких слов и словосочетаний:

     [СЛАЙД 10]

    2. Речевая разминка                                                                            

    -Получить удовольствие от прочитанного можно, владея хорошей техникой чтения.

    [СЛАЙД 11]

    -Прочитайте самостоятельно про себя.

    -Прочитаем с испугом.

    -Прочитаем шёпотом, предостерегая

    -Прочитайте  быстро в темпе скороговорки

    -Кто может прочитать,  как бы это произнесла змея

    (Дети объясняют толкование найденных слов)

    [СЛАЙД 12]    (небоскрёб)

    [СЛАЙД 13]   (студень)

    [СЛАЙД 14]  (марал)

    [СЛАЙД 15]  (зоосад)

    -Что вы видите положительного в создании зоосада? Отрицательного?

    -Слово администрация трудное для прочтения.

    [СЛАЙД 16] 

    -Прочитаем его по слогам, а теперь плавно с ударением                                            

      3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»                                                                            

    V. Знакомство с новым произведением

    1.Прогноз                                                                                                                             

    Сегодня вы прочитаете рассказ Е.Чарушина «Кабан». Я предлагаю поработать в паре.

     -Прочитайте предложенные слова и предположите о чем пойдет речь в произведении, которое мы сегодня прочитаем?  (Ребятам 3 гр. в помощь иллюстрация  на стр.98 учебника)

    [СЛАЙД 17]

    -Что вы знаете о кабанах?

    [СЛАЙД 18]

    [СЛАЙД 19]

     -Поверим свои предположения, послушав рассказ. Выразительное чтение приготовили для вас ребята I группы.

    -Перед чтением я хочу предложить  вам задание:

    [СЛАЙД 20]

    -Кто желает почитать за конторками?

    -Если в процессе чтения  вам встретятся ещё непонятные слова, отметьте их простым карандашом.

    2. Чтение рассказа

        -Оправдались ли наши предположения?

        -Встретились слова, которые были вам не понятны?

    3. Физминутка для глаз (профилактика близорукости)                                                          (1 мин)   

    [СЛАЙД 21] 

    -Потренируем глазные мышцы. Снимем зрительное напряжение.

    -Посмотрите на экран, потом на кабана, который  у вас в учебнике

    -Найдите глазами в классной комнате спрятавшихся животных из рассказа «Кабан»

    -Какое животное спряталось очень хорошо?

    [СЛАЙД 22]

    4. Проверка первичного восприятия                                                                              (5 мин)

        -Выполним предложенное перед чтением задание.

        -Кто из ребят 3 гр. готов отвечать?

        - 2 гр.?

        -1 гр.?

    VI. Работа над содержанием                                                                        (6 мин) 

    1.Поработайте с текстом и выполните задания 

    а)Выборочное чтение 

    -Прочитайте текст на стр.96, найдите в тексте описание, как  ведут себя  животные во время игры(III)  (задание на листе)

     б) Задание на установление правильной последовательности событий

    [СЛАЙД 23]

    -Прочитайте вполголоса произведение, и восстановите события, характеризующие душевное состояние художника в течение всего рассказа  (II) (задание на листах)

     

    в)Решение проектной задачи (I)

    [СЛАЙД 24]

     [СЛАЙД 25]

    б)Работа с пословицами (I)                                                                                               

    -Прочитайте пословицы:

    -Определите тему этих пословиц.

    -Как их можно связать с содержанием рассказа?

    -Прежде, чем ответить на последний вопрос, прочитайте отрывок из научно – познавательной  статьи, напечатанной в журнале «Юный натуралист» и обсудите свой ответ в группе (Раздаются  листы с заданием и  отрывком из статьи)

    2. Проверка выполненных заданий                                                                               

    а) (III)  Прочитайте задание. Прочитайте отрывок, описывающий игры животных

    б) (II)   Прочитайте задание +[СЛАЙД 26]    

                  [СЛАЙД 27]- проверка


    в)
    [СЛАЙД 28] (I)  

         [СЛАЙД 29]

    -Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

    -Как вели себя кабанчики из нашего рассказа, когда появился мальчик с хворостиной?        

    -Как бы вы поступили на его месте?

    -Какие правила нужно соблюдать в общении с животными?

    -Чему хотел научить нас Чарушин, рассказав нам эту историю?

    г) [СЛАЙД 30]

     -Что вы должны получить в ходе решения этой проектной задачи?

       [СЛАЙД 31]-с заданиями 1и2

       [СЛАЙД 32]- с заданиями 3и4

    VII. Итог урока

       [СЛАЙД 33]

    -Вспомните о тех целях, которые мы ставили перед собой в начале урока

    1. Рефлексия   (Заполните шкалу самооценки)    

    Кто достиг поставленных целей?

    Кто частично добился поставленных целей?

    Для кого многие вопросы так и остались без ответа?

    -Какое задание вы выполняли с особым  интересом?

    -Чью работу на уроке вы хотели бы особо отметить?

     -За что вы  хотите себя похвалить?

    VIII. Домашнее задание

              [СЛАЙД 34]

    -Выберите домашнее задание

              [СЛАЙД 35]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

    План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

    Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

    Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...

    Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

    Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»Учебник:  Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)...

    Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...

    Конспект к уроку литературного чтения "Подкидыш"

    Урок литературного чтения  Д.Н. Мамин -Сибиряк "Подкидыш"...

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

    Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

    Конспект к уроку литературного чтения по теме "В.И. Даль "Девочка - Снегурочка" 2 класс

    Данный материал предоставляется учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века"...