Работаем по системе Л. Занкова
статья по чтению по теме

Олейникова Евгения Николаевна

В данной статье вы сможете познакомиться с некоторыми приёмами работы на предмете литературного чтения. Статья заставляет задуматься над тем, слышим ли мы своих детей и учеников, " зорко ли наше сердце".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работаем по системе Л.В. Занкова

«Не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.»

                                                                                         М.Э. Вайнер

              «Не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» – эти слова стали моим педагогическим кредо с того момента, как я познакомилась с педагогической системой Л. В. Занкова. Именно «педагогическая» хотя чаще встречается понятие «дидактическая», так как эта формулировка наиболее полно отражает ее сущность, подчеркивает, что воспитание в ней занимает значительное место. Построение обучения по Занкову выходит за пределы дидактики и методики. «Именно то, что выходит за эти пределы, явилось одним из важнейших условий эффективности обучения: развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование духовных потребностей. Личность растет и крепнет в условиях многогранной содержательной жизни школьников: и в учебной, и во внеклассной работе, в условиях дружеских отношений, полных уважения и взаимопонимания, между учителем и детьми» [1, с.9]

               Если говорить о воспитании в системе Занкова, то  необходимо отметить, что здесь существенное значение приобретает вопрос о выполнении воспитательных задач не путем  формальных увязок с обучением, а благодаря определенной постановке самого учебного процесса. Он проходит в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создается уважением к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной деятельностью детей на уроке. Создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера жизни на уроке действуют как необходимые компоненты целостной системы.

                  Самой технологией учебных занятий, направленной на постоянное преодоление познавательных трудностей и достижение высокого общего развития, создается благоприятная воспитательная среда, которая способствует духовному совершенствованию и взрослению детей. Человек не может жить полноценной жизнью, если он не владеет всем спектром чувств, не испытывает все многообразие эмоций человеческой души. Ребенок способен понимать и переживать большинство чувств: и тревогу, и радость, и сопереживание, и нежность, и многие другие, но он не всегда может рассказать о них, не всегда может их выразить эмоционально. Поэтому крайне важным является внимательное отношение к чувственной стороне развития ребенка, его эмоциональному взрослению.

                 На большинстве уроков в Занковской системе учитель не излагает, не сообщает, а сами учащиеся с его помощью в коллективном поиске решают возникшую проблему. Дети заранее добывают информацию по проблеме: расспрашивают родителей, знакомых, наблюдают и проводят эксперименты, работают с различной литературой и другими информационными источниками. На уроке каждый ребенок может высказаться, не повторяя сказанное другими. Каждый старается привнести  в процесс познания  что-либо свое. Так примером может послужить рассуждения детей на уроке литературного чтения. После прочтения сказки «Лиса и Журавль», второклассники проговаривали своё отношение к героям:

 «В этой сказке нет положительных героев, оба героя ведут себя нехорошо..» 

  «…А я думаю, что себя неправильно повёл Журавль. Он мог сказать Лисе о том, что ему неудобно есть из тарелки, а он этого не сделал. Возможно, Лиса сделала это не со зла…»

 «…А разве правильно себя повел Журавль? Он получается, отомстил. Надо было пригласить Лису и накормить из тарелки. Лиса поняла бы свою ошибку, ей стало бы стыдно за себя…»  

Все участники процесса  обсуждают, спорят, делают выводы, свободно высказываются и отстаивают свою точку зрения. Воспитательное значение такого рода рассуждений неоценимо. Каждый ребёнок, участвуя в обсуждении, учится мыслить и разбираться в человеческих отношениях, становится добрее. Да и взрослым есть чему поучиться у детей! Дети испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, с удовольствием выполняют трудные задания, как бы идут навстречу тому новому, что предстоит узнать.

               При написании сочинений и других творческих работ не практикуется предварительное обсуждение, не дается план, чтобы не утрачивалась самостоятельность и самобытность мышления, восприятия мира ребенком. Из детских высказываний можно понять насколько своеобразен тот или другой ребенок. Разве взрослый человек способен увидеть в обыкновенной осени знакомое всем животное: «Осень, словно кошка золотая, подкрадывается на мягких лапках, вся рыжая-рыжая…». Удивительно как мы этого не замечали, а вот ребенок –второклассник увидел и сумел рассказать. Другой ученик сравнивает осень с девчонкой –плаксой, «которая размазывает слезы по щекам окошек», а у третьего осень- волшебница. Позволяя детям творить, не ограничивая их рамками плана сочинений, педагог дает возможность ребенку выражать свои чувства, представления, которые взяты не из книг, а прочувствованы самим ребенком. Они зачастую необычны, нешаблонны. Из сочинения третьеклассницы: «…Всё кругом блистает алмазными брызгами .Среди этой красоты я увидела ворону. Она долго сидела на ветке берёзы, оглядывалась по сторонам и о чём-то думала. И вдруг ворона раскрыла клюв и ухнула прямо в сугроб. Зачем? Может, хотела поиграть в снежки? А может, искала что – то блестящее? Но так ничего и не найдя, снова взлетела на ветку и долго возмущенно каркала. Вот так зима подшутила над вороной, обманула её золотистыми блёстками, своей холодной мишурой.»

                Анализ сочинений позволяет ребенку увидеть то многообразие приемов и средств, которыми воспользовались его товарищи. И, все же, учитель анализирует конкретные ошибки конкретного ученика, практически данная работа проводится индивидуально, что позволяет сохранить своеобразие стиля изложения каждого ребенка, избежать шаблонности речи. Поэтому в классе не бывает одинаковых сочинений, а в самих сочинениях не встречаются одинаковые фразы. Дети взрослеют, и если взрослые  чутко относятся к миру ребенка, идут с ними вместе, учатся вместе с ними видеть мир во всем его многообразии, то и дети растут творческими, активными, нравственно зрелыми. И тогда не нужно мучительно подбирать слова для описания картины или написания сочинения на заданную тему. Слова рождаются в душе ребенка и отражают его восприятие мира. Разве не чудо, когда ребенок-третьеклассник, глядя на картину А.А.Пластова «Первый снег» пишет: «Вся картина наполнена цветом радости – розовато-сиреневым»? Или «Первый снег еще не успел засыпать все кругом, пока только набросил тонкое шелковое полупрозрачное покрывало на озябшую землю» А ведь это не каждый взрослый сумеет увидеть и почувствовать. И что немаловажно, дети пишут сочинение на уроке, а не дома, где возможно вмешательство родителей.

               Очень часто можно разглядеть проблемы, волнующие ребенка, и, следовательно, вовремя подсказать его родителям путь решения проблемы, о которой зачастую никто не подозревает. Вот один из примеров, эти строки заканчивают сочинение о зиме: «…Мама, посмотри какая красотища! Но мама ответила: «Иди умывайся, красота ты моя неописуемая!» И почему взрослые не замечают того, что вижу я?» Налицо проблема общения в семье, опытный педагог обратит на это внимание, и будет работать с родителями ребенка, которые научатся слышать и понимать своего малыша, пока это еще возможно, пока ребенок еще открыт миру, пока он жаждет общения с родителями. Можно ли было получить такие результаты, работая по общепринятым правилам написания сочинения, были бы столь искренне детские строки? На эти вопросы каждый учитель отвечает самостоятельно. Для меня искренность в отношениях с учениками и доверие их родителей, пожалуй, самый важный критерий оценки моей работы.

               Одной из задач воспитания является развитие способности у детей видеть и воспринимать все многообразие природы, искусства, человеческих взаимоотношений, и на основе этого способствовать становлению в них творческой активности нравственных качеств. Младшим школьникам присуще стремление выражать себя, проявлять свою активность в конкретной деятельности. Это возраст неиссякаемой энергии, поиска, творчества. Накапливая знания о мире, представления о нравственно-эстетических сторонах действительности, познавая окружающий мир, ребенок не может держать это все в себе. Он стремится выразить накопившиеся представления с помощью творчества. Задача родителей и педагогов не препятствовать проявлению чувств, не загонять мысли ребенка в принятые рамки, а развивать способность к пониманию окружающего мира, чувствовать его многогранность. Здесь будут уместны строки классика советской педагогики В.А.Сухомлинского: «Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, журавлиную стаю в голубом небе, отраженное солнце в мириадах капель утренней росы, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту». Воспитывая детей, прежде всего мы хотим взрастить именно человека в самом высоком понимании этого слова.

                 В «занковских» классах  такое внимательное и чуткое отношение к миру ребенка является одним из обязательных условий успешного обучения и общего развития  младших школьников.  Учителя, работающие по системе Занкова, люди способные трудиться на высоком эмоциональном подъеме, с радостью. И уроки, и внеклассные мероприятия проводятся в атмосфере дружбы, сотрудничества, коллективизма. «Надо исходить из того, что условием расцвета способностей каждого отдельного школьника служит содержательная, бьющая ключом жизнь детского коллектива. Было бы грубой ошибкой думать, что разностороннее развитие школьника может быть достигнуто только путем индивидуальной работы с ним» [1, с. 338].

                    Отдавая должное воспитательной работе, признавая ее колоссальное значение в развитии личности ребенка Л.В.Занков снова и снова говорит об особенной организации, прежде всего учебных занятий, которые способствовали бы общему развитию всех школьников, помогали сохранить чуткий мир ребенка и побуждали к процессу созидания, познания и духовному росту личности. «…все дело обучения и воспитания в школе было поставлено так, чтобы оно зажигало в ребенке вот эту искру, которая потом все более и более разгорается, - жажду знаний, чувство восхищения перед красотой человеческого труда, восхищения нравственными поступками…» [2, с.182].

                     Работая по системе Занкова вот уже 14 лет, могу сказать, что сама система ведет  к более высокому нравственному развитию учащихся, к качественно новым отношениям между учителем, учениками и их родителями. Взаимное уважение, истинное сотрудничество, взаимопонимание и искренность вот, пожалуй, отличительные особенности отношений между семьями учеников и школой. Такая педагогика приводит к сплочению не только коллектива учащихся, но и коллектива родителей, что, несомненно, является очень ценным достижением, так как ничто так не действует на воспитание ребенка,  как личный пример взрослых. Наверное, неслучайны строки, написанные моими учениками: « Сначала нам кажется, подружились наши родители, а потом и мы. Мы с гордостью можем сказать, что все мы вместе – класс!». Дети не умеют лгать, они талантливо мыслят и талантливо чувствуют, а нам взрослым есть чему у них поучиться.

Олейникова Евгения Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ  Лицей №20

Литература

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Содружество ученого и учителя / Сост. М.В. Зверева, Н. К. Индик. – М.: Просвещение, 1991

3.Сочинения учащихся ( разных лет) МБОУ Лицей № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя работа в системе Л.В. Занкова

Хотелось бы поделиться своим опытом работы в развивающей системе Л.В. Занкова....

Система работы по Л.В.Занкову. Презентация

Презентация дидактической системы Л.В.Занкова,реализуемой в гимназии №6...

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Контрольные работы по системе Занкова для 2 класса

Представлены контрольные работы по темам: "Масса и её измерение", "Задача"....

Контрольные и проверочные работы по системе Занкова 1 класс

Здесь собраны контрольные и проверочные работы для 1 класса по развивающей системе Занкова...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...